Проблемы современной Формулы 1

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Нынешнее положение дел в Формуле 1 вызывает много вопросов. Абсолютная не конкурентноспособность 70% пелетона в борьбе с тремя топ командами, скучность гонок, малое количество борьбы на трассе, сложность болидов, странные решения руководства Формулы 1, сомнительное судейство, и гонки, которые проходят на таких трассах как "Поль Рикар", "Сочи Автодром", "Каталунья", "Яс Марина" и т.д - вот те претензии, которые современное общество предъявляет королеве автоспорта. И эти проблемы действительно есть. Так, в чемпионате 2019 года только 6 из 20 пилотов поднимались на подиум, на верхнюю ступень только 5, а не из "ведущей тройки" вообще только один подиум и ни одной победы, и, что примечательно, третью строчку в протоколе заработала не команда, систематически борющаяся за "лидерство среди остальных", но команда аутсайдер, которая традиционно проводит несколько сильных гонок за сезон с "залетными" высокими позициями, а остальные гонки проводит в борьбе в хвосте пелетона. И, если честно, отталкивают наказания за честную борьбу, командная тактика и проплаченные гран при, вроде гран при России на самой неудачной трассе в истории современной формулы. Но проблемы общества в целом как огромной массы людей и, как следствие, мнений, возведение все в абсолют, передёргивание и невозможность объективной оценки и поиска эффективных путей решения сложившейся ситуации. Давайте попробуем разобраться, как можно решить проблемы формулы 1.

Загружаю...

Начнем с самой острой проблемы: разрыва между лидерами и середняками. Это действительно катастрофическая ситуация. ФИА предлагает решить проблему с помощью ограничения бюджетов. 175 миллионов: с 21 года это потолок. Естественно, это абсурд. Королева автоспорта - это самые элитные, дорогие и быстрые гонки в мире. Нынешние болиды формулы 1 и так слишком медленные (об этом мы поговорим чуть позже, когда будем новый тех. регламент), так зачем ограничивать "Мерседес" до уровня условных "Рейсинг пойнта" и "Хааса"? Доказать несостоятельность теории о ограничении бюджетов очень просто. Простая логика: гиганты Формулы 1 всегда имели громадное преимущество по финансам. ВСЕГДА. Вот только реализовать его в очки получалось далеко не у всех.

Затраты команд на 2019 год: (результаты после гран-при России)

Мерседес 450 млн (100%) 1 позиция 571 очков (100%)

Феррари 450 млн (100%) 2 позиция 409 очков (71,6%)

Ред Булл 380 млн (84,4%) 3 позиция 311 очков (54,6%)

Рено 280 млн (62,2%) 5 позиция 68 очков (11,9%)

Макларен 250 млн (55,5%) 4 позиция 101 очко (17,7%)

Торро Россо 160 млн (35,5%) 6 позиция 55 очков (9,6%)

Альфа Ромео 150 млн (33,3%) 8 позиция 35 очков (6,1%)

Хаас 150 млн (33,3%) 9 позиция 28 очков (4,9%)

Рейсинг Пойнт 145 млн (32,2%) 7 позиция 52 очка (9,1%)

Уильямс 120 млн (26,6%) 10 позиция 1 очко (браво) (0,17%)

Загружаю...

Затраты команд на 2009 год (относительно)

Тойота 270 млн (100%) 5 позиция 59,5 очков (34,6%)

Макларен 270 млн (100%) 3 позиция 71 очко (41,3%)

Феррари 255 млн (92,7%) 4 позиция 70 очков (40,7%)

Рено 210 млн (76,4%) 8 позиция 26 очков (15,1%)

Заубер 210 млн (76,4%) 6 позиция 36 очков (20,9%)

Ред Булл 120 млн (43,63%) 2 позиция 153,5 очка (89,2%)

Браун 100 млн (36,4%) 1 позиция 172 очка (100%)

Уильямс 100 млн (36,4%) 7 позиция 34,5 очка (20%)

Торро Россо 80 млн (29,1%) 10 позиция 8 очков (4,6%)

Форс Индия 70 млн (25,4%) 9 позиция 13 очков (7,5%)

А представлять, насколько колоссальная была разница в 1976 году между бюджетами "Феррари" и "Марч Форд", который, вообще-то, в том сезоне даже смог один раз одержать победу, по-настоящему страшно. Но если вы все таки найдете такое сопоставление, не показывайте беременным женщинам и детям. Сейчас же есть две проблемы: концепция современных болидов, направленная на их стандартизацию и повышение затрат. Романтика формулы 70ых была в том, что команды в сарае из консервных банок могли сделать все что угодно. А что сейчас? Вспомните интервью Фоменко: "мы купили (не помню что, но пусть это будет глушитель) за 4 тысячи долларов, который по качеству не уступает стандартной модели и соответствует правилам, но нас заставили ставить на машину стандартную модель за 22 тысячи долларов". Это было во времена существования "Маруси", сейчас все ещё хуже. То, что команда "Маруся" потратила в 5 раз больше это ещё пол беды. Раньше, если у тебя не было денег, ты мог изобрести нечто принципиально новое, своё, и тем самым уменьшить разницу между своей машиной и машиной лидеров. У "Маруси" или у нынешнего "Уильямса" такой возможности практически нет. Что бы сблизить хотя бы "Рено" и "Ред Булл", нужно давать больше свободы командам, убирать дорогостоящую, тяжёлую, ни кому не упёршуюся гибридную составляющую, пересматривать подход к концепции болидов и гонок (возвращение дозаправок, как самый простой пример.), но никак не ограничивать сильнейшие конюшни до уровня аутсайдеров. Предлагаемый FIA путь не выход. Ограничение бюджетов в предлогаемом виде разве что уплотнит среднюю группу, но кому это надо? Разве что команде "Хаас".

Загружаю...

Но даже фанаты "Уильямса" могут простить свой разрыв до лидеров, если они смогут смотреть увлекательную и напряженную борьбу на протяжении всего календаря. Но и этот компонент вызывает недовольство. Сравнивая Формулу 1 и Индикар, младшие формульные серии, НАСКАР, ВЕК, да даже РСКГ фанаты всегда не довольны, "обгонов слишком мало", "обгоны слишком легкие", "обгоны слишком сложные", "а вот там нет ДРС", а вот там "одинаковые машины и гонки из-за этого интереснее" и т.д. Важно понять специфику Формулы 1: здесь самые быстрые машины, эталон инженерного мастерства и технического совершенства, эталон скорости. ЭТИМ она должна быть интересна. Когда вы смотрите Формулу 1 вы должны восхищаться машинами, флагами "Феррари" на трибунах, прохождением "У руш" в полный газ. В этом эстетика Формулы 1. Хотите смотреть на борьбу - смотрите прокатный картинг. Но едва ли вам будет интересно, ведь там гоняют "простые пацаны" и нет ни радиопереговоров Алонсо, ни интервью Райкконена, ни Петрова, который первым из россиян встаёт на подиум самой элитной гоночной серии в мире, ни кумиров сродни Сенне или Ферстаппену. Требовать от Формулы 1 постоянной борьбы колесо в колесо на протяжении всей гонки - это моветон. Не было бы гонок на "Поль Рикаре" или "Сочи Автодроме", люди бы так не восторгались Германией или Британией. Всем так не нравится нынешняя аэродинамика с множеством мелких закрылков? Шины быстро уходят за соперниками и двигатель греется? Так аэродинамика только усиливающий фактор. 743 килограмма масса современного болида, 743!!! А это без топлива, а на старте все 850-860! Это позор. Давйте считать. Хало - 7 килограммов. Что бы там не кричали, бублик на параболике в Монце (по ходу квалификации в в Формуле 3 один из пилотов широко выехал на параболике и подскочил на бетонном бублике, в результате чего, пилот, кувыркаясь, улетел в стену) это дичайший косяк организаторов, а не возможная ситауация на гран-при. Эта система только дополнительный баласт, который уродует машину и прикрывает задницу боссам Формулы 1 в их халатном отношении к безопасности. Минимальная масса пилота 80?! ЧТО?! Похудеет Стролл, ничего с ним не случится. Наверное, если современным пилотам показать, как Манселл под палящим солнцем толкал свой сломавшийся болид к финишу и упал от изнеможения, у нынешних пилотов случится шок. Убираем к чертям это ограничение и смело вычитаем еще 5 кг минимум. Снять ограничения с ДВС и выкинуть ERS и ещё десяток-два килограммов в копилку. Дозаправки, ну, положим, два раза за гонку - это минус 60 килограммов. За 5 минут, я, человек извне формулы 1 смог придумать, как сократить массу болидов почти на центнер. Центнер! Я уж думаю, величайшие умы современности могли бы вместо того, чтобы придумывать 150 ограничений для аэродинамики и 18ые диски, порассуждать на эту тему. А если уж концепцию болидов сменят вместо пятиметровых в длину ванн на мелкие и юркие болиды семидесятых, тогда, может и гиперсофт в Сузуке можно будет использывать. Вверните дозаправки, снимите или ослабьте ограничения на питлейне, и питстопы будут вестись куда чаще, будет значительно больше борьбы, прорывов сквозь пелетон. Уберите правило обязательной смены типа резины: ЗАЧЕМ это нужно? Будет интересное разнообразие в тактиках. ДРС? Зачем вводить в быстрейшем чемпионате мира какие-то нелепые ограничения? Пусть ее можно будет открывать ВСЕГДА, заодно это вынудит пилотов делать больше ошибок, опять же будет больше борьбы. НО! Делать машины на 3-4 секунды (!) медленнее это маразм почище перехода ф1 на электродвигатели. ФИА подошла к регламенту чересчур прагматично. Уж лучше ничего не менять, чем делать болиды такими медленными или придумывать бредовые варианты с квалификационной гонкой, реверсивной решёткой и прочее. Есть у нас один такой чемпионат и имя ему Формула Е.

Загружаю...

Что касается календаря. Идеальная ситуация это 16-18 гонок с полным балансом разных видов трасс. Трассы узкие, широкие, стационарные, городские, с большим временем круга, с маленьким, современные, классические, со скоростными повротами, с прямыми ("моторные трассы"), медленные и затычные, скучные (как многострадальный "Поль Рикар") и т.д. Проблемы современной формулы в том, что в календарь пихается огромное количество новых однообразных трасс (что пугает, это всё чаще городские трассы) из новых для формулы 1 стран, кто больше отвалит денег. У таких трасс две отличительных особенности: первое, мы создадим идеальную трассу, если поворуем от каждой знаменитой трассы по повороту, и второе, добавим больше прямых. ПРЯМЫЕ. Длинные прямые, много прямых, много длинных прямых. Это по вашему должно быть интересно?! Чёрт побери, нет. Про трассы Формулы 1 можно дискутировать долго, но, по-моему, сейчас именно этот параметр самая главная и трудно решаемая проблема.

Загружаю...

Судейство? С ним всегда все будут не согласны, нет инцидентов, подобным "Сузуке" 1989, и ладно.

В заключение хотелось бы сказать, что Формула 1 идеальной никогда не будет. Политика, бизнес, все это всегда влияло на королеву автоспорта. Но ещё раз: Формула 1 это жестокий мир, а не просто гонки в том виде, "в котором они должны быть". Хорошо это или плохо решать каждому самому.

Загружаю...
Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Автоспорт Sports.ru