Puma делала Камеруну революционную форму – футболки без рукавов, футболки, пришитые к шортам. Все отменил Блаттер

Но мы помним.

В начале 2000-х сборная Камеруна и Puma чуть не изменили футбольную форму навсегда. Революционные джерси без рукавов, невероятные футбольные комбинезоны – спорт сейчас мог бы выглядеть совсем иначе. Но все испортила ФИФА и лично Зепп Блаттер.

 

Puma пришла на африканский рынок в 1997 году, заключив сделку с одной из трех главных сборных континента. Камерун на тот момент – двукратный победитель Кубка Африки и первая в истории африканская сборная, пробившаяся в четвертьфинал чемпионата мира (1990). И хотя два других местных флагмана – Египет и Гана – позже тоже вольются в семью Puma, именно на Камеруне немцы 20 лет будут обкатывать самые дерзкие идеи, связанные с игровой формой.

Загружаю...

***

В 2002 году в Мали проходил Кубок африканских наций. К этому турниру Puma подготовила уникальный концепт – футболки без рукавов. Дизайнеры компании заметили, что игроки из-за жары на тренировках постоянно закатывают рукава и решили, что будет лучше их совсем убрать.

В рекламе новой формы Puma подчеркнула эту фишку.

Загружаю...

«Мы хотели отличаться от остальных и удивлять, – рассказывает Йохан Адамссон, глава департамента спортивного маркетинга Puma, который в то время как раз занимался разработкой необычного комплекта. – Не обязательно быть чемпионами мира, чтобы о тебе все говорили. Нам хотелось, чтобы наш бренд ассоциировался с разрушением стереотипов. Никогда прежде футбольная команда не выходила на официальные матчи в безрукавках. Камерун сделал это первым. Футболисты влюбились в эту форму».

Камерун выиграл тот Кубок Африки, в финале по пенальти переиграв Сенегал, и летом повез счастливую форму на чемпионат мира в Японию и Южную Корею, но тут вмешались чиновники ФИФА.

Делегат ФИФА Кит Купер настоял на изменении дизайна: «Это не футболки, это какие-то жилеты». Согласно правилам, на одном из рукавов обязательно должен быть напечатан логотип турнира. Стороны долго искали компромисс. В итоге форму не стали переделывать, а просто пришили к ней черные рукава и нанесли на них лого ЧМ-2002.

Загружаю...

Так это выглядело в матче с Германией.

Ссора с ФИФА поначалу никак не отразилась на хулиганском запале Puma. Через два года они устроили фэшн-революцию в футболе.

***

В 2004-м к очередному Кубку Африки немцы подготовили для сборной Камеруна игровой комбинезон Puma UniQT, где шорты и футболка были пришиты друг к другу с целью повысить скорость игроков. В то время еще были популярны мешковатые футболки, которые редко заправлялись в шорты – в дождь (или от пота) они намокали и затрудняли маневры. К тому же за развевающуюся футболку соперник удобно хватался и мешал быстрому прорыву.

Загружаю...

Puma облегчила костюм камерунцев до такой степени, что игроки его практически не чувствовали. Футболка из лайкры и полиэстера (будто вторая кожа) максимально плотно прилегала к телу. Шорты с лицевой стороны были чуть короче, чем с задней, что гарантировало большую амплитуду удара по мячу и полную свободу движений. Даже в стилизованных под следы от львиных когтей разрезах по бокам был смысл. Благодаря используемой здесь микроволоконной ткани (микроволокно – ткань нового на тот момент поколения, в 30 раз тоньше волокон из хлопка и отлично продувается) улучшалась циркуляцию воздуха и охлаждалось тело.

У вас уже наверняка есть вопрос: а как футболисты надевали эту форму? Очень просто: на плечах были два длинных разреза на молниях – помощь друга не требовалась.

Фамилии и номера игроков были написаны уникальным шрифтом. 

«Африканские футболисты обладают выдающейся мускулатурой, идеальной для ношения таких обтягивающих комбинезонов», – объяснял Филип Трулссон, менеджер отдела футбольного маркетинга Puma.

Загружаю...

Камерунская федерация футбола и Puma продемонстрировали эскизы UniQT заместителю генсека ФИФА Жерому Шампаню в конце 2003 года (за месяц до старта Кубка Африки) и тот предварительно одобрил новую форму, после чего началась официальная промо-кампания. 

25 января 2004 года в игре против сборной Алжира камерунцы впервые примерили форму в официальном матче. Puma запатентовала изобретение и уже мысленно пририсовывала нули к выручке, как вдруг Камерунской федерации футбола пришла официальная претензия от ФИФА, подписанная Зеппом Блаттером. Шампань просто забыл его предупредить. Блаттер узнал о новой форме сборной Камеруна, когда та уже сыграла первый матч на Кубке Африки, и был в ярости: «Нельзя наплевать на правила и играть в чем попало. Правила едины для всех».

ФИФА выписала Камеруну штраф в 125 тысяч евро и пообещала снять 6 очков в будущем отборе на ЧМ-2006, еслифутболисты не переоденутся.

«Я говорил нашим чиновникам, что нужно быть аккуратнее в выборе футболок. Нас же предупреждали еще в 2002 году. Теперь мы, видимо, пропустим ЧМ», – сокрушался легендарный Роже Милла.  

Загружаю...

Продажи революционной формы были заморожены. Немецкая компания подала встречный иск к ФИФА на 2,4 миллиона долларов из-за упущенной выгоды. Puma долго добивалась права вывести комбинезон на рынок, но официально он так нигде и не продавался (по крайней мере, оригинал – реплик было предостаточно). В специализированных магазинах форму сборной Камеруна можно было купить только по частям (футболка+шорты+гетры).

В иске Puma также говорилось, что Камерун выступил полностью на стороне закона и духа игры, потому что с таким дизайном игроки больше не смогут снимать с себя футболки, празднуя забитые голы, против чего так активно боролась ФИФА. «Прежде чем разрабатывать UniQT, мы серьезно изучили правила и не нашли ни одного пункта, который запрещал бы использование игрового комбинезона. Он не предоставляет команде несправедливого конкурентного преимущества и абсолютно безвреден для соперника», – удивлялся генеральный директор Puma Йохен Зайтц. Другие представители компании были уверены, что во всем виноваты конкуренты из adidas. Они были партнерами ФИФА, поэтому в теории могли настоять на санкциях.

Камерун избежал 6-очкового бана (но все равно пропустил ЧМ, заняв второе место в отборочной группе). Это’О и другим парням разрешили доиграть КАН в комбинезонах (они вылетели в четвертьфинале), при условии что после Кубка Африки камерунцы вернутся к привычному варианту формы. Они так и сделали. На товарищеский матч против Болгарии в апреле команда вышла уже в стандартных футболках и трусах. Правда, штраф все равно пришлось заплатить, но Puma благородно взяла его на себя. 

Загружаю...

***

Двухлетняя война с ФИФА (2002-2004) закончилась поражением немецкой компании. Puma оставила эксперименты с дизайном камерунских футболок – в компании поняли, что это принесет только штрафы. Бренд переключился на покорение местного рынка. За последующие 6 лет Puma стала техническим спонсором всех топовых африканских сборных.

В 2010-м Puma окончательно вытеснила из Африки главных конкурентов – Nike и adidas. На проходившем в том году Кубке Африки компания была официальным экипировщиком 12 сборных из 16.

Дико стильная презентация форм к ЧМ-2010:  

***

Добившись популярности в регионе, Puma занялась решением глобальных проблем. Специально к Кубку мира-2010 в ЮАР, фирма выпустила запасную третью форму – общую для всех команд, с которыми она сотрудничала. Акция призывала африканских болельщиков забыть взаимные обиды, объединиться и болеть друг за друга. 

Загружаю...

Расцветка формы напоминала типичный африканский ландшафт: безоблачное небо (голубой), палящее солнце (желтый) и рассыпчатая почва (коричневый). Кстати, цвет последней дизайнеры Puma получили путем смешивания образцов реального грунта, привезенного из Кот-д’Ивуара, Камеруна и Ганы. Часть выручки от ее реализации пошла на нужды программы ООН по защите окружающей среды.      

В последнее время Puma сдает позиции в Африке. Если в 2006 году на ЧМ в Германии она экипировала все 6 сборных, то в 2018-м в России – только одну из пяти – Сенегал.

В конце прошлого года, когда пришла пора продлевать контракт с Федерацией футбола Камеруна, Puma втрое урезала годовое финансирование – вместо 1,5 млрд африканских франков (2,2 млн евро) предложила только 500 млн (700 тыс евро). Камерунцев это сильно задело, и они тут же припомнили немецкой компании все обиды, которые скопились за 22 года совместной жизни. И то, что до 2010 года в Камеруне не было ни одного официального магазина Puma, и то, что местной федерации футбола иногда приходилось за свой счет покупать мячи для любительских турниров и учебных центров, и то, что итальянцы, которые тоже сотрудничают с Puma, получают в 20 раз больше (24 млн евро в год). 

Загружаю...

«Сокращение суммы – удар по имиджу «Неукротимых львов» (прозвище сборной Камеруна – Sports.ru). Мы не будем подписывать контракт на таких условиях», – заявил в конце прошлого года президент Федерации Сейду Мбомбо Нджоя. 

С 2019-го у камерунцев новый технический спонсор – Le Coq Sportif.

Италия сыграла с Грецией в новой зеленой форме – и вышла на Евро

Выбрали лучшие формы группового этапа ЛЧ. На третьем месте – Дортмунд, на втором – «Локо»

Фото: Gettyimages.ru/Gavin Barker/Touchline Photo, Shaun Botterill; REUTERS/Radu Sighet; globallookpress.com/Chen Cheng/Xinhua

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Горький на вкус
Популярные комментарии
Контрольный выстрел
Интересный материал) Неожиданно для ресурса.
Madhamish
Смотрится, конечно, убого, но то, что нельзя при угловом или штрафном намотать майку соперника на кулак, это огромный плюс. Не зря Блаттер возбудился, этак Камерун мог чемпионом мира стать, а это в планы старого мафиози не входило.
AlexHood
А что в нем, собственно, гейского?
Еще 72 комментария
75 комментариев Написать комментарий