«Святотатство!» Как зеленая форма вызвала скандал в Италии
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Уже в тот день, когда стало известно, что Puma решила переодеть сборную Италии в зеленый, можно было легко предсказать, что эту идею воспримут в штыки. По крайней мере, более консервативная часть болельщиков. Как бы в немецкой компании не ухищрялись, объясняя повышенную концептуальность своей задумки, недовольные все равно бы нашлись.
Что забавно, ведь в остальном мире форма, для создания которой немецкие дизайнеры вдохновлялись эпохой Ренессанса и даже раскопали факт, что однажды сборная Италии уже играла в зеленом – против Аргентины в 1954 году, - была принята даже очень благожелательно. Но не на Апеннинах. В первые часы после официальной презентации реакция была ожидаемо-смешанной.
А потом к о(б)суждению подключились люди, которые не имеют к спорту никакого отношения, и, как это часто бывает, сделали все еще хуже.
«Я СЛИШКОМ СТАРОМОДЕН»
«Зеленая форма, какое святотатство!» - громче всех вопила передовица туринской Tuttosport. «Из сборной хотят сделать зеленого Халка? Нет, спасибо», - вторила ей Gazzetta dello Sport. Журналисты шутили над тем, как команда по прозвищу «Скуадра Адзурра» - «лазурная» - может сменить его на болотный. Цвет, который стал синонимом самой итальянской команды, «священен».
Журналисты напирали, что одно дело, когда речь идет о клубе, и совершенно другое – когда свои традиционные цвета меняет сборная страны. На сайте той же Tuttosport было открыто голосование для болельщиков, одобряют ли они такие перемены. На сегодняшний день больше 60% опрошенных выступают против зеленого в цветах сборной.
По задумке, Puma давала понять, Италия переживает Ренессанс прямо сейчас: в составе команды сразу 12 игроков не старше 25 лет, а ведь зеленый – еще и привычный цвет для молодежной сборной. Но даже Роберто Манчини, чьи заслуги таким образом пытались подчеркнуть, высказал свое «фи» на пресс-конференции: «Мне больше нравится голубая форма. Странно видеть парней в зеленом. Посмотрим, как она будет смотреться на поле, но я довольно старомоден, когда речь заходит о форме».
Кстати, ничего страшного на «Стадио Олимпико» в итоге не случилось: зеленая Италия обыграла Грецию (2:0) и стала первой сборной, отобравшейся в финальную часть Евро-2020.
«НЕ ПОНИМАЮ, ИТАЛИЯ БУДЕТ ИГРАТЬ НА ЕВРО БЕЗ СВОЕГО ФЛАГА?»
Смелый шаг Puma привлек внимание не только традиционно активных итальянских фанатов, но и представителей еще более турбулентной местной политической сцены. Дизайнеры не учли (или учли, но сознательно пошли на это) два момента:
· Оригинальный синий – цвет правившего в Италии до 1946 года Савойского дома;
· Золотой щит на груди смотрится прекрасно с точки зрения нейтрального зрителя, но не итальянского политика, ведь он пришел на смену триколору.
Ma solo io non capisco il senso di far giocare la Nazionale Italiana di calcio con una maglia verde e senza tricolore sullo scudetto? pic.twitter.com/mRODcHMruI
— Giorgia Meloni 🇮🇹 ن (@GiorgiaMeloni) 10 октября 2019 г. Загружаю...
В итоге новая форма стала камнем преткновения между сторонниками и противниками республики. С осуждением выступили представители правой партии «Братья Италии» (ее член и муниципальный советник в Риме Лавиния Менуни даже требовала встречи с главой федерации как представитель столичных футбольных болельщиков) и консерваторы из Лиги Севера (хотя цвет этой партии как раз зеленый!).
Вот так футбольная форма оказалась предметом обсуждений в местных аналогах «Пусть говорят» на протяжении целой недели. И все бы ничего, если бы некоторые особо радикальные товарищи не начали заявлять, что зеленый выбрали, чтобы «показать новую Италию – страну мусульман и мигрантов». Тем самым вопрос о цветах футбольной сборной пытались превратить в инструмент откровенной пропаганды, что, мягко говоря, перебор.
ПОЧЕМУ PUMA ЗАСЛУЖИВАЕТ ПОХВАЛЫ
На самом деле, все эти страшилки беспочвенны. Никто не пытался «заменить» «священную» лазурную футболку, как бы итальянцев не пытались в этом убедить с телеэкранов. Речь идет всего лишь о третьем комплекте формы, сам цвет для которого выбрали, потому что был четкий повод – 65 лет с того самого товарняка с Аргентиной, который тоже проходил на «Стадио Олимпико».
Да и на Евро-2020 «итальянского Халка» мы вряд ли увидим: по правилам УЕФА каждая команда может заявить только два комплекта, и шансы, что традиционным цветам предпочтут вызвавший столько споров зеленый, с самого начала стремились к нулю.
"Se c'è una cosa che non si DEVE toccare è la maglia Azzurra!"
— Fuori dal coro (@fuoridalcorotv) 9 октября 2019 г.
Siete d'accordo col nostro @mariogiordano5?
Ora a #FuoriDalCoro pic.twitter.com/1YappQGpcV
Но за что Puma действительно нужно поблагодарить, так это за пресловутый концепт, который собрали из того, что просто было под рукой, превратив при этом чисто коммерческую историю в тему для всеобщих обсуждений. И вот уже лазурная футболка – не изделие из полиэстера с ценником, а национальное достояние, чьи продажи к тому же начали расти. А о самой сборной Италии наконец-то говорят во всем мире – и говорят с искренним любопытством.
Крупные бренды совсем недавно поняли, что одного эффекта новизны недостаточно, и начали всерьез работать над смыслами, но уже превратили это в тренд – тут можно вспомнить недавнюю серию футболок, вдохновленных 90-ми. И если этот тренд раньше касался только клубного футбола, то теперь он добрался и до сборных. А маркетологи, похоже, стали смелее: кто мог подумать, что сборную Бразилии на домашнем Кубке Америки удастся убедить надеть бело-голубые комплекты – впервые с трагедии 1950 года на «Маракане»?
Бренды стали гораздо менее остро реагировать на критику, у них появилось чувство самоиронии (посмотрите на то, что происходит с «Ювентусом»). А сама форма перестала быть лишенным самостоятельной жизни объектом, который надевают раз в две недели на стадион. Люди стали надевать футболки клубов и сборных, даже когда не собираются на футбольное поле, в том числе чтобы показать, что ассоциируют себя с идеями, которые они представляют.
И в этом плане Puma со своим итальянским экспериментом выбила десять из десяти.
***
Знаем о футбольной экипировке все. Подписывайтесь на наш инстаграм @footballmaniaofficial!