Нобелевку по литературе дали австрийцу, который написал «Страх вратаря перед 11-метровым». Книга об отчаянии и убийстве

Вадим Кораблев прочитал и рассказывает.

В четверг Нобелевскую премию по литературе вручили сразу двум писателям: полячке Ольге Токарчук и австрийцу Петеру Хандке. В прошлый раз выбрать победителя мешали скандалы, так что Токарчук наградили за 2018 год, а Хандке – за 2019-й. 

Когда говорят о заслугах Хандке, обязательно выделяют его повесть «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым». Летом ее упомянул и Евгений Водолазкин, когда мы попросили его назвать хорошие книги, где есть спорт.  

По названию можно подумать, что Хандке написал про футбол, точнее – про вратаря и особенный матч, в котором назначили пенальти. Но давайте сразу обговорим: книга Хандке – не про футбол. Впрочем, он там все равно есть и уж точно неслучайно.

Загружаю...

Хандке считал, что никогда не получит премию из-за поддержки Слободана Милошевича. Писатель работает с немецким классиком кино Вимом Вендерсом

Хандке 76 лет, он начал писать еще в католической школе для газеты. В 1960-е Хандке учился на юридическом факультете Университета Граца, увлекся рок-музыкой и кино, отправлял эссе и статьи на радио.

Хандке начинал как авангардист и, хотя со временем старался писать более традиционно, все равно не уходил от смелого языка, который многие не принимали. Но теперь все изменилось: ему дали Нобелевскую премию с формулировкой «за влиятельные труды, которые с языковой изобретательностью исследовали периферию и специфику человеческого опыта».

Самые известные произведения Хандке, помимо «Страха вратаря…» (1970) – «Короткое письмо к долгому прощанию» (1971, молодой австрийский писатель ругается с женой, уезжает в США и узнает, что супруга преследует его) и «Нет желаний – нет счастья» (1972, Хандке рассказывает о матери, которая после долгой депрессии совершила самоубийство).  

«Рецензенты пишут, что мои книги замечательны, но им не хватает сюжета или интриги, – рассуждал Хандке в интервью New York Times. – Мне не нравится интрига. Это не мое. Язык – это язык, и он нужен не для того, чтобы выражать мнение. Язык существует, чтобы стать языком великих книг».

Еще в середине нулевых Хандке говорил, что никогда не получит Нобелевскую премию, потому что во время войны в Югославии поддерживал Слободана Милошевича – первого президента Сербии в 1991-2000 годах, который возглавлял борьбу за сохранение единства Югославии, помогал сербским меньшинствам в Хорватии, Боснии и Герцеговине и ввел войска в Косово, чтобы не потерять провинцию. Писатель был на судебном процессе Милошевича в Гааге, а затем на его похоронах. В 1996-м, когда НАТО бомбила позиции боснийских сербов, Хандке написал книгу «Зимняя поездка по Дунаю, Саве, Мораве и Дрине, или Справедливость для Сербии», где призвал Запад не трогать сербский народ.

Загружаю...

Хандке ставит пьесы, но лучше всего за пределами литературы известен по кино. Его друг, знаменитый артхаусный режиссер Вим Вендерс, в 1971-м экранизировал «Страх вратаря...», немного изменив завязку, – это был один из его первых полнометражных фильмов. А через 16 лет Хандке написал сценарий для его самой известной работы – «Небо над Берлином». За нее Вендерс получил награду на Каннском кинофестивале как лучший режиссер. 

Хандке давно стал культовым писателем в немецкоязычной литературе, в 2007-м он продал все рукописи за последние 20 лет Австрийскому архиву Национальной библиотеки за полмиллиона евро.

«Страх вратаря…» – книга про человека, который отчаялся и потерял себя. Возможно, чтобы это показать, Хандке и понадобился футбол

Четко заданный сюжет, рациональность, изящные повороты, понятная развязка – всего этого в «Страхе вратаря...» нет. Книга Хандке – это то самое артхаусное произведение, которое усыпит всех, кто не терпит глубокую монотонность и истории без взрывов, но зацепит тех, кто дает им шанс. 

Загружаю...

Книга начинается с того, что главного героя – Монтера Йозефа Блоха, бывшего футбольного вратаря – увольняют с работы строителем. По крайней мере, ему так кажется по реакции коллег, но ничего прояснять он не собирается – просто уезжает.

Блох, молодой мужчина, снимает номер в отеле, бездумно слоняется по городу и однажды дожидается окончания смены кассирши в кинотеатре. Он следит за девушкой, пристает и в итоге проводит с ней ночь. А утром, после завтрака, душит и убивает.

Блох вроде и не боится, что его начнет искать полиция, но уезжает в городок неподалеку. Его жизнь превращается в рутину случайных дел: вот он в гостинице, теперь на рынке, в кинотеатре, а дальше – бар, еще один бар и снова гостиница.

Сознание Блоха словно расщепляется, он придирается к смыслу любых слов, проскальзывающих в голове, а паранойя фиксирует внимание на самых незначительных деталях. При этом люди вокруг ему совсем неинтересны: общаясь с мимолетными знакомыми, он даже не пытается их услышать. Читая про внутренний распад человека у Хандке, вспоминаешь «Постороннего» Альбера Камю, «Замок» Франца Кафки и «Приглашение на казнь» Владимира Набокова. Вероятно, кто-то подумает о книгах Достоевского. Если в этом списке есть ваши авторы – вам понравится и «Страх вратаря…».

Повествование ведется от третьего лица, Хандке не дает нам стать частью героя, но позволяет увидеть его мир со стороны. В 2016-м Нобелевскую премию по литературе получил великий музыкант Боб Дилан, его единственный роман «Тарантул» – чистый поток сознания. Книга Хандке немного другое – поток непрерывных и нелогичных действий, за которыми наблюдает читатель.

Загружаю...

Хандке поместил футбол не только в прошлое Блоха, но и в хаос, мелькающий в его жизни после увольнения и убийства: он покупает стоячие билеты на главный матч сезона, читает спортивную хронику, смотрит спортивные новости, вспоминает игрока по фамилии Штумм и рассказывает девушкам, как ломал на поле ребра – вот только их это не впечатляет.

Возможно, Хандке сделал Блоха бывшим вратарем, потому что они тоже находятся в своеобразном отчуждении: у них форма другого цвета, иногда они кажутся нам слегка безумными, ведь кто вообще хочет ловить мяч, а не пинать его в ворота. «Очень трудно отвести глаза от нападающих и мяча и не сводить глаз с вратаря, – рассуждает в книге Блох. – Надо оторваться от мяча, а это прямо-таки противоестественно. Видеть не мяч, а вратаря, как он, упершись руками в колени, выбегает, отбегает, наклоняется влево и вправо, орет на защитников. Обычно его замечают, только когда мяч уже летит к воротам».

Кадр из одноименного фильма по книге

Допускаю, что через футбол Хандке размышлял, что происходит с человеком, когда он больше не востребован, теряет известность и силу. В книге очень абстрактно и отрывочно описана футбольная карьера Блоха, но, вероятно, он был хорошим вратарем и лишился прелестей, которые доступны успешному спортсмену. А затем попросту не нашел себя в новой жизни.

Загружаю...

В любом случае история Блоха – это история человека, который больше не верит в себя и даже себе противен. Книга заканчивается эпизодом на стадионе: Блох заговорил с соседом по трибуне, вместе они смотрят игру, где назначается пенальти.

«Вратарь соображает, в какой угол будут бить, – говорит Блох. – Если он знает того, кто бьет, он знает и какой угол тот, как правило, выбирает. Но, возможно, и бьющий одиннадцатиметровый рассчитывает на то, что вратарь это сообразил. Поэтому, соображает вратарь дальше, сегодня мяч в порядке исключения может полететь в другой угол. Ну а что, если игрок, выполняющий пенальти, продолжая думать одинаково с вратарем, все-таки пробьет как обычно? И так далее, и так далее».

Вратарь отбивает удар. Он справился, и теперь его ждет восторг окружающих и внутреннее удовлетворение. А вот Блох, кажется, уже никогда не придет в себя.

Фото: globallookpress.com/imago stock&people, Daniel Maurer/dpa;Gettyimages.ru/ Johannes Simon / Stringer; goodreads.com; imdb.com


Огромный выбор книг всех направлений и стилей на странице Читай-город промокоды.

Популярные комментарии
Doomhammer
>Вадим Кораблев прочитал и расскажет. «Вот все говорят: «Карузо! Карузо!» А я послушал – так ничего особенного» – «Вы слышали Карузо?!» – «Нет. Мне Рабинович напел».
Rus-102
Обычно в комментах идёт соревнование, как к любой новости приплести политику, спортс вывел это на новый уровень
MrSosed99
Фигурка, футбик, волик. Встречаем нового гостя - Нобелевка
Еще 93 комментария
96 комментариев Написать комментарий