Евгения Медведева: действо и лицедейство

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Если бы меня попросили кратчайшим способом показать, что именно принципиально отличает Женю Медведеву от других фигуристов прошлого и настоящего, то я бы сказал одно слово: лицо.

Вот здесь и помогло ей смешение кровей, южной и северной. Лицо необычное, облик фигуристки вроде темноволосый, бровастый, кареглазый – а черты лица почти русские. Так иногда кажется. А в другом ракурсе – глядишь, и проступила кавказская внешность, что особенно необычно на льду, который как будто холод несет. Но нет, именно благодаря теплой Медведевой лед оживает, делается горячим, на нем кипят нешуточные страсти, целые драмы. И все за какие-нибудь 3—4 минуты.

Загружаю...

Крайне ограниченными средствами фигурного катания Евгения разыгрывает перед зрителями целый спектакль. А надо при этом исполнить все обязательные элементы: прыжки, дорожки, вращения и прочее. И вот эти необходимые сегменты постановки органично в нее вплетаются, вливаются в драму или комедию. Часто озадачиваешься, посмотрев произвольную программу Медведевой: а делала ли она все прыжки? Кажется, что у соперниц их раза в два больше. Почему такое впечатление, думал я раньше, пока не понял: секрет – в гармонии, не видно швов, склеек между дорожками, вращениями, элементами пантомимы и собственно прыжками. Ее лицо не делается испуганным, когда надо заходить на прыжки. И спина не деревенеет от страха. Так, мимоходом все получается: играла лицом – и вдруг сложный заход, каскад. Не меняя скорости, едет дальше. И уже в другом элементе Женя всей своею душою, рассказывает новую историю. И все, повторюсь, за несколько минут происходит.

Высокие скорости, должно сбиваться дыхание, а Медведева не останавливает игру лица. Вот это самое важное у нее: играющее постоянно лицо, играющее, но – не наигранное. Спектакль на льду для нее настоящий. Результат – шекспировский, жизнь или смерть. Смерти подобно ошибиться или занять отличное от первого место в соревнованиях. Это видно еще и по реакции на юниорских выступлениях Евгении. Упала, заняла третье место – и сидит как убитая на скамеечке с тренером. А иная бы прыгала от счастья, заняв и пятую, и седьмую позицию.

Программа сжата до максимума, средства выражения лаконичны. Это не актриса, прима театра или звезда кино, которым даются десятки минут для игры. На лица актеров наставлены камеры и они в основном неподвижны телом. А главное, говорят словом, донося до нас сущность через интонации, смысл. Медведева же летит, движется, порхает, вращается – и при этом не останавливается в лицедействе. Причем не в таком лицедействе, как у некоторых фигуристов – улыбаются невпопад, например, когда улыбка кажется оскалом. Или дергают бровями не к месту, лицо отдельно, скорость и все остальное отдельно.

Загружаю...

Загружаю...

Загружаю...

Евгения никогда не упускает нерв программы. Дышит лицом, разговаривает, поет, при этом ни слова не произнося. И здесь важная особенность – зрители далеко, камера берет треть катка, отнюдь не всегда укрупняя лицо. А лицо видно,  накал его драматический, энергетика все равно доходят до зрителя чудесным каким-то образом.

И уже потом, при укрупненных повторах и на фотографиях видно особенно – какая эта игра лица драматическая, импульсивная, цепкая, сконцентрированная донельзя. Надо за элементами следить – а она лицедействует. В этом и коренное отличие от всех, в этом и новое слово в фигурном катании. Никто до нее ничего подобного в одиночном катании и парном катании не делал. Да и в танцах на льду, где нет прыжков и сложных выбросов, ни один фигурист и десятой доли от Медведевой не достигал в актерстве лица. Прежде всего – лица. А шире – и в телодвижениях драматических, когда поворот каждого пальчика, его наклон, даже разный окрас ногтей имеют значение.

Загружаю...

До Медведевой катались так, как я говорил: актерство отдельно, элементы отдельно. Нет гармонии слитности, видны швы. Даже замечательный Евгений Плющенко, двукратный олимпийский чемпион, лицедейством был не богат. Сначала отпрыгает все сложные каскады с окаменелым напряженным выражением, а уж потом расслабляется и задает фейерверк дорожек. Но это все танец, тело отнимает основное внимание. Лицо и не помнишь особо. У Медведевой гармонично сохранен паритет тела и лица, спортивного и актерского. Отсюда и кажется, что меньше других она прыгает. Спортивные элементы органично вплетены в драматические. 

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Коньки на вешалку
Популярные комментарии
Anna-Mari
он будет заминусован по причине того, что про Женю сказано не хорошо, а хорошо в сравнении...пока автор будет писать о ней с позиции принижения всех других, плюсиков он не заработает:))) давно бы мог быть на главной, о которой мечтает со всеми своими клонами)))))
Fvvv
тихо сам с собой:)) как же это прискорбно вести диалог только со своими клонами...
Fvvv
со своими проблема лучше разобраться, чем о других говорить:)) если почистил комменты, это не значит , что другие их не успели прочесть... видимо про психологическую травму в точку попали...
Еще 14 комментариев
17 комментариев Написать комментарий