Дарт Федерер – легендарный образ. Но черный в теннис пришел только в 2000-х – устрашать соперников

Новая классика.

В этом году в полуфинале «Ролан Гаррос» Рафаэль Надаль и Новак Джокович обыграли соответственно Диего Шварцмана и Стефаноса Циципаса, одетых почти целиком в черное. Если бы какой-то из матчей закончился по-другому, в финале «Шлема» впервые за три года сыграл бы теннисист в черном.

Последний раз на «Шлемах» (к которым бренды выпускают свои лучшие коллекции) финалист в черном был в 2017-м, когда Надаль победил на US Open. Всего за 2010-е таких финалов было семь, за нулевые – шесть (и еще два, где оба игрока были в черных шортах), а вот за 90-е – всего один, Патрик Рафтер на US Open-1997 (плюс Андре Агасси, тремя годами раньше победивший в Нью-Йорке в черных шортах).

Загружаю...

Теннис начался с белого, поэтому долго не ассоциировался с черным

Черный цвет долго считался для тенниса чужеродным: начавшись в конце XIX века как забава истеблишмента, теннис долго придерживался белого дресс-кода (в английском о любых белых нарядах до сих пор говорят tennis whites). «Белый символизирует чистоту и достоинство, и он отражал самовосприятие класса, к которому относилось большинство теннисистов», – объясняет Роберт Дж. Лэйк, автор книги «Социальная история тенниса в Британии: история, культура и политика».

Во второй половине XX века профессиональные турниры кроме «Уимблдона» и большинство загородных клубов разрешили теннисистам играть в цветной форме – главным образом из маркетинговых соображений.

Патрик Рафтер выиграл US Open-1997

«Когда появилось цветное телевидение, член Зала славы Майк Дэвис предложил разрешить игрокам выступать в цветном, – рассказывает Мередит Ричардс, библиотекарь Международного зала теннисной славы в Ньюпорте. – Он объяснял это тем, что игроков в форме разных цветов будет легче отличить друг от друга». Так цветная форма стала инструментом сначала привлечения зрителей, а затем и самовыражения игроков.

Но даже с внедрением цвета черный оставался для тенниса слишком радикальным – поэтому, например, хорошо помнятся отдельные черные наряды игроков первой половины Открытой эры: бархатное платье одной из основательниц WTA Рози Касальс дизайна Теда Тинлинга или монохромная форма Ивана Лендла бренда Australian L’Alpina, в которой он в 1979-м впервые дошел до второй недели «Ролан Гаррос» (L’Equipe называет Лендла пионером черной формы среди мужчин). Даже в 90-е с их обилием красок и принтов преимущественно белых аутфитов оставалось больше, чем цветных – не говоря о черных.

Загружаю...

Все изменилось в XXI веке, когда встретились мода и технологии (ну и немножко – семиотика и «Звездные войны»)

По логике развития моды когда-то черный должен был ворваться в теннисную палитру – и удивительным образом это точно совпало с наступлением нулевых:

• Андре Агасси в полностью черном Nike выиграл Australian Open-2000 (финал, правда, провел в белом),

• пять месяцев спустя Магнус Норман в натуральной черной рубашке Nike дошел до финала «Ролан Гаррос» (по ходу турнира обыграв Марата Сафина почти целиком в черном),

• а в начале сентября уже Сафин в черном adidas отыграл победный US Open (чередовал с белым).

Загружаю...

На самом деле задолго до попадания в теннис черный уже считался катализатором атлетической эффективности. L’Equipe ссылается на исследование Корнелльского университета еще 1988 года, в котором говорится, что черная экипировка повышает агрессивность и силу одетых в нее спортсменов и пугает их соперников. Чуть более поэтично это свойство черного выразил литератор Александр Теру в одноименном эссе: «Это цвет свирепства, устрашения, глубины и неприступности, это <...> агрессивное пятно, отдающее одновременно опасностью и гениальностью».

Федерер выиграл US Open-2007

В годы корнелльского исследования, впрочем, еще существовала проблема сильного нагрева черного; когда с развитием технологий и появлением дышащих материалов ее решили, его стало заметно больше – например, на рубеже десятилетий US Open за четыре года трижды выиграли теннисисты в черном: Федерер в 2007-м (вошел в историю как Дарт Федерер после того, как по ходу турнира выходы Роджера накладывали на «Имперский марш» из «Звездных войн»), дель Потро в 2009-м и Надаль в 2010-м, – а чуть позже Энди Маррей дошел в черном до трех финалов Australian Open (хотя учитывая их результаты, как раз ему, возможно, не стоило считать черный талисманом).

Загружаю...

Шарапова с кубком «Ролан Гаррос»-2012

Женский теннис воспринял черный с еще большим энтузиазмом – Мария Шарапова и сестры Уильямс начиная с нулевых выделялись в маленьких черных платьях на фоне соперниц и запустили их в теннисный мейнстрим. Актуальность черного в нынешнюю эпоху стритстайла классно сформулировал француз Паскаль Монфор, основатель исследующей тренды компании REC: по его мнению, теннисное поло черного цвета – квинтэссенция современного урбанизма и мечта любого экипировщика: «Это едва ли не единственный элемент теннисной формы, который запросто можно носить за пределами корта».

Диего Шварцман и Доминик Тим на «Ролан Гаррос»-2020

В общем, как и всегда, теннис одновременно упивается своей исключительностью и хочет быть релевантным.

100 лет маленького черного платья: раскрепостило женщин, прославило Шанель, Хепберн и Шарапову

Лагерфельд женского тенниса: создал больше 1000 платьев, взорвал «Уимблдон» кружевным бельем, перед смертью заказал факс в ад

Черный корт на турнире Федерера – как же это красиво!

Подписывайтесь на самый цветастый инстаграм о теннисе

Фото: Gettyimages.ru/Michael Heiman, Clive Brunskill, Mark Dadswell, Stu Forster, Jamie Squire, Chris McGrath, Matthew Stockman, Shaun Botterill

Стильная одежда на странице ASOS промокоды.

Популярные комментарии
Sashok Sashok
Очередной сектантский материал Как вы надоели из пальца высасывать, облизывая 40:15
Мистер40-15
Скорее Дарт Чокерер !
alloha
Позор! Автор разделяет людей по цвету экипировки. Это абсолютно расистский материал!
Ответ на комментарий DELETED_1037523270
Комментарий удален модератором
Еще 5 комментариев
8 комментариев Написать комментарий