Когда спорт стал бизнесом?
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Пояснение для читателей
Ранее большая часть текста уже публиковалась. Но читателей было немного, так как акцент был на появлении сервиса Okko и скандале с телеканалом "Матч ТВ".
Поэтому было решено переработать текст статьи и сделать её в форме кратких заметок.
Как происходила коммерциализация спорта?
За последние 20 лет в футболе произошли 2 изменения, серьезно повлиявшие на него: возможность покупки большого числа легионеров (болельщики со стажем помнят дело Босмана) и коммерциализация спортивных трансляций. До 90-х годов ведущие футбольные чемпионаты (Англия, Испания, Италия, Германия, Франция) неплохо существовали даже без прибыли от прав на трансляции.
Первый ветер перемен произошел в 1992 году, когда появился новый турнир для английских клубов Английская Премьер-Лига (АПЛ), и футбол стал доступен только на платном спутниковом телевидении (медиамагнат Руперт Мердок). Болельщики, конечно, повозмущались, но в итоге баланс сил изменился в пользу продавцов.
Где прижился платный спорт?
Сначала платный спорт закрепился на спутниковом телевидении (первопроходцы, безусловно, американцы). Сейчас стали появляться платные интернет-сервисы, конкуренты спутнику.
Какие особенности можно отметить у платных сервисов?
1) Акцент на наиболее популярных спортивных соревнованиях (в России: футбол, хоккей, смешанные единоборства; в США: NHL, NBA, бейсбол, бокс);
Примечательно, что встречаются в крайних случаях модели показа "плата за просмотр" (например, бокс в США).
2) Получение эксклюзивных прав, применение технических средств защиты (DRM)
Эксклюзивные права на деле являются монополией, которая не полезна для экономики.
Какие отрицательные стороны в коммерциализации спорта для болельщиков?
Иногда слишком большая прибыль от спортивного соревнования может нарушать концепцию спорта как, прежде всего, пропаганду здорового образа жизни и доступных развлечений. Потребители в некоторых случаях (NHL, NBA и др.) вынуждены мириться с высокой ценой за доступ к трансляциям.
Также наиболее популярные спортивные виды спорта мешают набрать популярность остальным видам.