Гонщик «Формулы-2» погиб на трассе из-за жуткого стечения обстоятельств. Он сделал все, чтобы избежать аварии

Но соперники ошиблись дважды.

31 августа на трассе «Спа-Франкошрам» случилась самая чудовищная трагедия в истории автоспорта за последние пять лет: на втором круге первой гонки «Формулы-2» столкнулись Антуан Юбер на розовом «Ардене» и Хуан-Мануэль Корреа на бело-синем «Заубере». Крэш закончился кошмаром для обоих: француз погиб, а эквадорец попал в больницу с переломами ног и повреждением позвоночника.

Чудовищная авария в «Формуле-2»: от двух машин почти ничего не осталось, один из пилотов погиб

По горячим следам трудно определить цепочку событий, вызвавших аварию, поэтому вчера было невозможно однозначно рассудить о причинах. Все-таки ФИА и все бродкастеры не дали никаких официальных повторов с нескольких ракурсов.

Загружаю...

За ночь же появилось достаточно фанатских записей инцидента с трибуны, чтобы можно было, наконец, разобраться: кто же спровоцировал завал в самом опасном повороте Спа и почему Антуан с Хуаном-Мануэлем не смогли избежать столкновения.

Все произошло в самом начале второго круга и началось задолго до вовлечения француза и эквадорца: следовавший десятым Джулиано Алези слишком приблизился к Чжоу Гуаньюю.

В результате «Трайдент» сына бывшего гонщика «Феррари» оказался в «грязном воздухе» и потерял часть прижимной силы — а связку из «О Руж» и «Радийон» без нее проехать нереально. Тем не менее, Алези не сбросил скорость, и его машину сорвало в отбойники.

На вершину «Радийона» и начало прямой «Кеммель» он уже прибыл вот в таком состоянии и без заднего антикрыла.

Загружаю...

Естественно, следовавший за Джулиано Ральф Бошунг (красный круг на скриншоте ниже) моментально сместился глубже в зону безопасности, чтобы избежать возможного столкновения с оппонентом. Абсолютно логичное и ожидаемое действие: швейцарцу некуда больше было деваться. Но ситуация сложилась крайне неудачно: практически вплотную за Ральфом следовал Антуан Юбер (розовый круг на скриншоте).

Французу во избежание столкновения пришлось резко отруливать еще правее — ведь слева Алези все еще не взял машину под контроль, и заворачивать туда было нельзя. К тому же, у пилота «Арден» оставались буквально десятые доли секунды на принятие решения — он, конечно, уже не раз в сезоне демонстрировал сверхчеловеческую реакцию, но в данной ситуации никто не смог бы поступить быстрее и умнее. Юбер сделал все, что мог: отрулил еще правее и избежал контакта.

Загружаю...

Правда, оба гонщика слишком углубились в зону безопасности, поэтому решение Антуана привело его в барьеры.

Избежать столкновения с отбойником Юбер уже никак не мог  – из-за резкого изменения сцепления (в глубине зоны безопасности оно всегда ниже) его машину немного повело.

Можно сказать, Антуану просто не повезло с таймингом: мгновение спустя Алези уже выровнял машину и сократил до минимума опасность ситуации. В результате следовавший за пилотом «Арден» Джордан Кинг даже не стал сильно менять траекторию (лишь немного взял влево) – и проехал дальше без повреждений.

В таком случае возникает вопрос: если обстановка на треке уже не была настолько опасной, почему же Хуан-Мануэль Корреа вылетел вслед за Юбером и вообще поучаствовал в столкновении? Скорее всего, дело в обломках от болида Алези: эквадорец наехал на один из них и снес часть переднего антикрыла.

Загружаю...

Если присмотреться, то отчетливо видно отсутствие этих элементов на «Заубере». Более того, судя по поведению машины прямо перед столкновением, что-то застряло и под днищем, сильно дымясь из-за трения об асфальт.

В результате Корреа тоже потерял часть прижимной силы и потому и оказался в зоне безопасности. По этой же причине эквадорец не мог и отрулить от Юбера. Обломки вообще составляли огромную проблему – посмотрите, один здоровенный кусок даже попал в болид Шона Гелаэля, но индонезийца спасло «гало».

Загружаю...

Тем не менее, немного вины в столкновении на Хуане-Мануэле все-таки есть: пусть он не мог изменить направление движения, но у него оставалась другая опция — нажать на тормоза и резко сбросить скорость. Собственно, это стоило сделать еще после въезда на вершину «Радийона», но пилот «Заубера» почему-то поступил иначе. Свидетельство его ошибки – асфальт в зоне безопасности: при торможении с поврежденным антикрылом колеса всегда блокируются и оставляют жирные следы на покрытии, но после проезда Корреа они не появились. Вывод: если Хуан-Мануэль и давил на тормоза, то явно недостаточно. Конечно, обломок мог поднять заднюю часть болида и значительно снизить контакт шин с асфальтом, снизив эффективность замедления, но видео это не подтверждает.

Далее произошло боковое столкновение стоячей и движущейся на огромной скорости машины. Это не типовое происшествие для гонок, потому оно не входит в обязательный перечень испытаний во время крэш-тестов ФИА (там есть анализ двух стандартных ситуаций: столкновения с барьерами на скорости 300 км/ч и симуляция столкновения с другим объектом на большой скорости). Все потому, что невозможно предсказать, какую именно в таких авариях энергию должен поглощать монокок и какими характеристиками по массе и стоимости он в таких условиях должен обладать – ячейка безопасности должна оставаться легкой, и потому ее не тестируют на попадание ракеты.

В любом случае сила удара оказалась просто сокрушительной: на болид Юбера воздействовала перегрузка в 214 G! Для сравнения, в ужасной аварии на Гран-при Канады 2007 года Роберт Кубица пережил перегрузку в 75 G, когда опасные травмы, к слову, можно получить и от одной перегрузки в 25 G, но не это было главным поводом для беспокойства: из-за касательного направления удара монокок не выдержал и сломался.

Загружаю...

Вот как он выглядел после аварии.

А вот как он должен выглядеть.

Справедливости ради, по современному регламенту ФИА монокок обязан выдерживать ударную нагрузку в 3 тонны, а во время аварии с учетом массы детали в 40 кг она достигла 8,5 тонн. Такую ситуацию практически невозможно было предусмотреть.

К слову, после этого «Арден» француза еще раз ударился в барьеры.

Машина Корреи же тоже не выдержала таких диких нагрузок (по регламенту нос обязан переживать удар в 7,5 тонн) и переломилась, обнажив ноги эквадорца.

Правда, по сравнению с Юбером ему еще повезло.

Судьба Антуана вообще вызывает огромную печаль и обиду: француз по сути сделал все, что только мог, для избежания аварии. Его гибель — не следствие собственной ошибки (как у предыдущей жертвы автоспорта Жюля Бьянки), а чудовищного стечения обстоятельств и нескольких помарок соперников. Чемпион GP3 прошлого года сделал все верно, стараясь повернуть ситуацию в наименее разрушительное русло, но досадные мелочи свели на нет все его старания. Спасти парня могла разве что гравийная ловушка, которая гасит скорость намного лучше, чем асфальт, а еще лучшим решением стала бы установка в «Радийоне» новейших барьеров тек-про, которые не отпружинивают машину на трек обратно, а поглощают ударную нагрузку. Даже странно, что автодром в Спа до сих пор не озаботился этим.

Загружаю...

Да, авария в Спа и смерть Юбера навсегда останутся ярким напоминанием постоянной опасности автоспорта. А еще тому, что в гонках просто невозможно предугадать и предусмотреть все возможные исходы и события — так что риск останется, сколько бы гало не натянули на болиды. И пилотам придется смириться с осознанием этого, закрепляя и без того огромный героизм на совсем уж космическом уровне.

Мать и брат Антуана Юбера во время минуты молчания перед началом Гран-при Бельгии «Формулы-1»

Сверхопасный поворот в «Формуле-1» называется «Красная вода». Но кровь гонщиков тут ни при чем

Создание деталей для машин «Формулы-1» – настоящая наука: их моделируют и выпекают по сложным правилам

Источник: ютуб-канал Piotrek Niewolski

Фото: REUTERS/Johanna Geron; Gettyimages.ru/Mark Thompson

Популярные комментарии
ivan-off
понятное видео с моментом аварии и моделированием всей цепочки https://www.youtube.com/watch?v=lJZ4SMShrJM
Voltick
Что вы вообще несёте? Там здоровенный перепад высот, поворот практически слепой, скорость около 300 кмч. Да даже если бы он был прямой (как на картинке), то просчитать, что Юбера от барьеров откинуло бы прямо к нему на траекторию практически невозможно. "Видя машину Юбера". Сколько он её видел по времени? Говорите так, будто он 10 секунд на Юбера смотрел и не сбавлял скорость. К тому же, если смотреть полное видео в динамике, то у Корреа колесо либо пробито (от обломков, которые остались от Алези), либо заблокировано. В обоих ситуациях он был практически пассажиром. Сделать уже было ничего нельзя. "В точно такой же ситуации Бошунг..". Она ВООБЩЕ не точно такая же. Ещё раз. Связка О’Руж-Радийон проходится "газ в пол". А поворот представляет из себя гору, за которой зону безопасности вообще не видно. События произошли в течение пары секунд, не было у него возможности избежать столкновения.
Ответ на комментарий Александр Соколов
Получается, главный виновник аварии - Корреа, который, видя впереди машину Юбера уже в отбойнике, не стал оттормаживаться. На видео хорошо видно, что он почти не сбросил скорость. По сути, в точно такой же ситуации секундами ранее Бошунг снизил скорость, следуя за Алези, которого занесло, а Корреа - нет. Хотя времени было достаточно.
Brigande
А потом появляются всякие кретины типа Кларксона , которые говорят мол давайте будем давать дополнительные баллы тем кто намеренно делает аварии , типа шоу не хватает .
Еще 33 комментария
36 комментариев Написать комментарий