До Ханю и Фернандеса. 5 фигуристов, повлиявших на облик современного мужского катания

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

После того, как Юдзуру Ханю выиграл вторую золотую олимпийскую медаль подряд, многие стали называть его величайшим фигуристом в истории. Морфеус солидарен с этим мнением. Однако стоит сказать и о том, что Ханю тоже не возник из пустоты. Он есть квинтэссенция того, как развивалось фигурное катание с момента перехода из эпохи 6.0 в современную систему. Ханю, Фернандес тоже смотрели на других и учились. А вот у кого они учились, Морфеус сегодня и расскажет. 

Возьмите стакан воды, чтобы было, чем запить красную таблетку, и вперёд!

Загружаю...

 

АЛЕКСЕЙ ЯГУДИН

 

По НСС россиянин практически не катался, карьеру он, к сожалению, завершил уже по ходу постолимпийского сезона. Ягудина можно назвать вершиной системы 6,0, создавшей нечто, предопределившее дальнейшее развитие фигурного катания у мужчин.

Вообще - эта статья именно про катание, про компоненты. Меньше про технику, где революционные события стали происходить в середине десятых. Однако забывать про техническое превосходство Ягудина: в обоих программах на Олимпиаде 2002 он не допустил ни одной грубой ошибки, при этом практически исполнив три четверных! Олимпийский чемпион 2006г. чисто исполнил только 2 четверных, 2010 - 0, 2014 - 2.  

Т.е. по прыжковому контенту Ягудин обошёл трёх последующих ОИ-чемпионов. Однако это не главное. Запомнят Алексея его двумя олимпийскими программами: "Зима" и "Человек в железной маске". 

Загружаю...

Татьяна Анатольевна Тарасова и Николай Морозов создали два шедевра, показав КАКИМИ могут быть мужские программы: с выраженным образом спортсмена внутри них, с сюжетом, с музыкальными переходами по настроению, с необычными дорожками шагов и интересной хореографией. И всё это сохранялось при сложном техническом наборе. 

После Ягудина фигуристы постепенно стали подходить к постановке программ более скрупулёзно, но долгое время никто не мог достичь его уровня. 

 

СТЕФАН ЛАМБЬЕЛЬ

Пожалуй, самый компонентный и артистичный фигурист 2003 - 2009 годов. В видео-учебниках ISU, выпущенных в середине нулевых, должен был быть какой-то образец, ведь фигурное катание меняло своё лицо. Этим образцом стал именно Ламбьель. 

Если Ягудин был сделан Мишиным просто техническим монстром, а Микленаджело-Тарасовой отточен так, чтобы в программах показывал лишь выгодные стороны и скрывал недостатки, то Ламбьель оказался самородком, создавшим свою вселенную фигурного катания. Так, как катался он, не катался никто до. Абсолютно раскрепощённый корпус, пластичные руки, танец, полёт.

В дорожках шагов обязывают помимо шагов ещё и максимально задействовать руки и корпус: они должны двигаться в разных плоскостях и на разных уровнях, т.е подразумеваются наклоны, выпады и т.д. Ламбьель стал тем, кто показал, что это можно делать пластично и органично.  

Загружаю...

Плюс ко всему он всегда обладал каким-то индивидуальным артистизмом, излучал свет и, как немногие, покорял публику. Конечно, это совершенно другое обаяние: не такое брутальное, маскулинное, как у Ягудина. Однако и оно имеет право на существование. 

Отдельно нужно выделить отличные, оригинальные вращения Ламбьеля. Стефан также стабильно исполнял четверные прыжки, а камнем преткновения для него так и остался злосчастный тройной аксель.  

 

ДАЙСУКЭ ТАКАХАСИ

Олимпиада в Ванкувере, пожалуй, была наиболее представительной по части артистичных, компонентных фигуристов. Однако, как вы думаете, кого среди всех этих мастеров выделяли специалисты, журналисты и фигуристы? Ответ: Дайсукэ Такахаси. 

Его короткая программа под музыку "Eye" известного японского аккордеониста Кобы стала настоящим откровением. Такахаси соединил, казалось бы, невозможное: мужскую харизму и энергетику Ягудина с артистизмом и лёгкостью Ламбьеля. Те дорожки шагов до сих пор считаются образцовыми по части хореографии и музыкальности. 

Загружаю...

Корни Такахаси растут оттуда же: в начале взрослой карьеры он работал с Морозовым, немного с Тарасовой, а позже, по иронии судьбы, с Ламбьелем. Также уже в постванкуверских сезонах Дайсукэ, понимающий, что ему нужно ещё больше прибавлять в скольжении, тренировался с танцором Оливье Шонфельдером. Однако всё-таки главную роль в его становлении и техническом и компонентном сыграли родные японские специалисты.

Именно Такахаси является первой настоящей суперзвездой в мужском катании от Японии. И хотя судьи в Ванкувере просто не могли поставить его на уровень выше того же Лайсачека или Плющенко в компонентах по понятным классическим фк-причинам, справедливость восторжествовала через месяц, когда японец выиграл чемпионат мира 2010. 

Многие поклонники сравнивают Дайсукэ и Юдзуру, двух легенд. Однако это то же самое, что сравнивать Феррари и Ролс-Ройс. Они просто слишком разные и каждый хорош по-своему. Если Ханю - это нечто межгендерное, возвышенное, неземное, то Такахаси воплощал собой образцовый мужской восточный или, когда было нужно, не восточный стиль, со свойственной азиатам и далеко не всем европейцам подвижностью и пластичностью. Подражателей породил много, но другого такого пока не нашлось.

 

ПАТРИК ЧАН

Загружаю...

Грош цена была бы статье, если б автор не упомянул и этого фигуриста. Немногие так сильно меняли лицо фигурного катания, как канадец. Морфеус никогда не являлся его поклонником, но объективные вещи стоит признавать.

Патрик Чан - это, прежде всего, про катание, про скольжение. Т.е. про основу спорта. Стоит немного углубиться в историю. До 1990 года помимо обычных программ в фигурном катании были ещё обязательные фигуры, т.е. так называемая школа - то, с чего данный вид и начинался. К сожалению, вмешательство телевидения вынудило отменить этот программы, оценивающий реальное качество исполнения скольжения и зачастую влиявший на распределение мест. Поэтому эпоху 1990 - 2002 в одиночном катании можно назвать "эпохой без скольжения". Мастера уровня Бойтано почти перестали появляться, а те, кто вырос именно в ту эру, потом очень тяжело адаптировались к HCC. 

Чан же стал образцом именно уровня скольжения. Если Ягудина мастером скольжения вообще нельзя было назвать, Ламбьеля и Такахаси - да, но только на двух ногах, то Патрика – целиком и полностью. Он стал подтягивать одиночное катание к танцам. 

Канадец показал, что и одиночник может выполнять длиннющие дуги на одной ноге с высокой скоростью и рёберностью. Он в значительной степени повлиял и на усложнение связок между прыжками. К минусам Патрика можно отнести разве что отсутствие какой-то одной выделяющейся хитовой программы. А во второй половине десятых годов он и вовсе потускнел и компоненты в интерпретации, композиции и презентации получал отчасти за авторитет и федерацию. 

Тем не менее, Морфеус преклоняет перед ним колено, как перед мастером скольжения и огромным трудягой в деле прыжков.

Загружаю...

 

ДЕНИС ТЕН

Попадание именно этого фигуриста в пятёрку не стоит воспринимать, как панегирик ему после трагедии. Казахстанец занимает место здесь заслуженно. 

Сам факт появления в элите мужского катания человека из столь экзотической для этого спорта страны, можно сравнить с прорывом Юны Ким (даром, что они оба корейцы). Однако у Дениса была возможность заниматься с лучшими тренерами, как по эту сторону (Елена Буянова), так и по ту сторону океана (Фрэнк Кэролл). Он и пытался совместить лучшее двух школ: прыгать, как Ягудин, кататься, как Чан. 

В какой-то момент Денис этого самого Чана и должен был обходить - на чемпионате мира 2013 только отсутствие должного авторитета и федерации помешали Тену занять заслуженное первое место. Турнир стал маркером того, что казахстанец, долгое время ходивший в вундеркиндах, наконец, полностью вырос и сформировался в мастера с качественной прыжковой техникой и катанием. 

Загружаю...

Тен воплотился в символ перелома системы, в образец вкуса и выдержки, полного самоконтроля на льду. Его скольжение отличала высокая скорость, подвижность и разнообразие. При этом он полностью подключал руки и корпус, находящиеся всегда в красивых хореографических позициях. Именно на ЧМ-2013 Денис показал свои лучшие прокаты: он катался с необходимой энергией и куражом, а после произвольной зал аплодировал ему, ещё далеко не суперзвезде, стоя. 

То, что тот успех был не случаен, подтвердила и сочинская Олимпиада, где Тену, впервые в казахстанской истории удалось выиграть медаль. Денис стал одним из прообразов универсального фигуриста, способного сочетать со вкусом, без вульгарности подобранные программы с хорошим скольжением и прыжками. 

К сожалению, здоровье и ряд других причин не позволили ему в дальнейшем конкурировать с мультиквадистами, однако свою лепту в развитие мужского катания он, безусловно, внёс. 

 

P.S.

Наверняка, некоторые ценители спросят: а где же Эван Лайсачек и Джонни Вейр? Кастинг, конкурс, друзья мои. 

Джонни всегда был фигуристом слишком специфическим и самобытным, чтобы говорить о том, что он повлиял на облик фигурного катания и породил множество подражателей, если к таковым не относить, конечно, Юдзуру.

Эван вспыхнул кратковременной и скандальной звездой, уйдя "в никуда". При всей интересности данных фигуристов, те, кто попал в окончательный список, безусловно, более достоин.

P.S. 2

Морфеус ничуть не отрицает значимость множества легенд старой школы, будь то Бойтано, Урманов и т.п., но было бы преувеличением говорить об их влиянии на современный стиль катания. Всё-таки слишком много времени прошло.

Загружаю...

P.S. 3 

Конечно же, Морфеус готов ответить и на самый животрепещущий вопрос: а где же Евгений Плющенко?  Морфеус  отдаём ему должное, как легенде и великому спортсмену, заслужившему свою славу, однако не готов говорить о том, что нынешнее поколение пытается кататься, как Плющенко.

Подписывайтесь на блог о настоящем фигурном катании. Здесь говорят правду. Хакнем матрицу фигурного катания вместе! 

 

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Матрица фигурного катания
Популярные комментарии
штраус
20 минусов???? Фанатье совсем не хочет просвещаться. Отличный пост. Спасибо.
lusha718
для меня ДТ- лучший Фигурист современности, если спорт называется "Фигурное катание", а ещё это "наш мальчик", в которого вложили очень много лучшие наставники России ( техники, хореографии, артистизма) , и он это принял. Соединение запада и востока. И сейчас в шоу на островах блистает то поколение, которым занимались Тарасова-Морозов, полностью "раскрытые" ребята ещё в соревновательный период. Чего не сказать о теперешнем японском тиме, для которого ставят преимущественно в сев.америке.
Christina-Maria
Отметила бы еще Деффри Баттла. Он одним из первых стал получать 4 уровень за дорожки шагов.
Еще 1 комментарий
4 комментария Написать комментарий