Мы снова пишем о связи искусства и спорта. Сегодня – текст о Баскии: он очень уважал бокс
Время неоэкспрессионизма на Sports.ru.
От редакции. Вы в блоге «Стилистические разногласия», куда мы приглашаем авторов, которые никогда не писали о футболе, хоккее или боксе, но разбираются в не менее интересных вещах. В этом блоге автор книг о стадионах рассказывал про особенности арены имени Кирова, а создатель интернет-площадки по продаже одежды themarket – о том, как в Японии строят культ и продают форму несуществующего футбольного клуба «Реал Бристоль». Сегодня Артпацан, автор одноименного телеграм-канала об искусстве, рассказывает об увлечении культового художника Жана-Мишеля Баскии боксом. Сначала он расскажет о самом художнике, а затем – о его связи с брутальным спортом.
Кстати, в прошлый раз вы очень интересно комментировали пост о картине Малевича «Спортсмены». Не стесняйтесь писать, что думаете, и под этим текстом.
***
«Когда я впервые увидел эту картину, то разволновался. Теперь я хочу поделиться этим ощущением с максимальным количеством людей». Это слова японского миллиардера Юсаки Маэдзава после аукциона Sotheby’s, на котором он купил картину Жана-Мишеля Баскии «Безымянная», заплатив 110 миллионов долларов (рекорд для американских художников). Люди, далекие от искусства, взглянув на эту работу, могут в недоумении лишь покрутить пальцем у виска.
Но так или иначе чернокожий художник-неоэкспрессионист с пуэроториканскими и гаитянскими корнями Жан-Мишель Баския, начавший стремительную художественную карьеру со странных граффити на стенах нью-йоркских трущоб, еще при жизни впечатал свое имя в историю современного искусства.
Впрочем, ни миллионное состояние, ни дружба с богемной тусовкой (в том числе с великим Энди Уорхолом), ни статус самого молодого чернокожего художника, добившегося феноменальной известности, не уберегли его от затяжной депрессии, которая вылилась в передозировку героином и стала его пропускным билетом в «Клуб 27».
Граффити, громкая музыка, легкие (и не очень) наркотики, жизнь без правил и, зачастую, без крыши над головой — набор для жизни очень многих чернокожих парней в Америке 70-х и 80-х. В этом смысле Баския мало чем отличался от уличных товарищей. Но их никто не знает, а он – легенда, о которой говорят спустя более 30 лет после смерти.
Всемирную славу ему принес стрит-арт. При этом он был далеко не первым, кто добился известности в мире искусства, начав с нелегальной росписи городских стен. Но он стал самым ярким и значимым, выведя уличный художественный бунт на качественно новый уровень — галерейного искусства.
Искусство Баскии вдохновлено борьбой черного населения Америки за гражданские права
Родившись в Бруклине, Баския с детства был неразрывно связан с культурой злополучных районов большого города. Уже в семнадцать он вандалил стены, оставляя странные надписи, подписанные забавным никнеймом SAMO. Сам художник говорил, что придумал этот псевдоним под влиянием легких наркотиков, взяв за основу выражение «same old shit» («все то же дерьмо»). Когда проект изжил себя, Баския оповестил об этом легион невольных зрителей своего творчества — то есть обыкновенных прохожих — подведя незамысловатую черту-эпитафию в виде тега «SAMO IS DEAD».
Уже тогда, несмотря на то, что художник не использовал ничего, кроме слов, его стиль можно было смело охарактеризовать как неоэкспрессионизм. Это течение возникло в конце 1970-х как банальная реакция на заевший всех тренд минимализма (его классический пример – картина «Безымянный синий монохром» Ива Кляйна).
Неоэкспрессионисты топили за эмоциональность, живую манеру письма и яркие цвета. Если классические экспрессионисты ограничивались в творчестве только линией и формой, на манер старых мастеров, то новая школа использовала все, что попадется под руку: фактуру, сочетание разных красок в одной работе, разные материалы, в общем что угодно, лишь бы наиболее полно раскрыть задумку и образ.
Неискушенный зритель, взглянув на рисунки Баскии, которые напоминают наивную наскальную живопись времен первых народов, перешедших от кочевого к оседлому образу жизни, скажет, что это мазня, не обремененная смыслом и талантом. Чтобы полно и беспристрастно говорить о творчестве художника, нужно сперва понять в каком контексте и условиях он жил. Слава и ценность Баскии в мире искусства – это во многом продукт историко-политических процессов, происходивших в США начиная с 1960-х.
Арроз кон Пойо, 1981
В апреле 1968 года белый ультраправый фанатик убил знаменитого чернокожего политика Мартина Лютера Кинга. Это привело к беспорядкам и массовому недовольству цветного населения США, что повлекло за собой серьезные изменения в общественной жизни и устройстве американских городов. Правительство Штатов приняло ряд законов, которые должны были смягчить ситуацию. Была проведена политика отмены разделения населения по расовому признаку — говоря научным языком, десегрегация. Неграм разрешили кататься с белыми на одних автобусах, пить из одних фонтанчиков в школе и вообще сделали равными во всем.
Это понравилось далеко не всем. Многие белые в знак протеста просто собрали свои шмотки и уехали из центров крупных городов на окраины. В таких неприветливых условиях Баския просто физически не мог писать ни о чем другом, кроме как о проблеме расизма и борьбе темнокожих в условиях белого большинства.
Без названия, 1981
Его интерес к боксу в такой реальности был вполне логичным.
Баския уважал боксеров. Но сегодня в его картинах о спорте многие видят боль и обреченность
Тема спорта, борьбы и соперничества стала для Баскии естественным продолжением его нью-йоркской жизни. Он всегда интересовался успехами чернокожих боксеров – Кассиуса Клея (впоследствии ставшего Муххамедом Али), Рэя Леонарда, Джо Луиса. Он сам был чернокожим и чувствовал с ними родство и солидарность, восхищался тем, как они прямо или косвенно выходили в поединок – с соперником, устоями, обществом, жизнью.
Картины Баскии с изображением боксеров исследователи относят к наиболее «лично и политически заряженным». Для Жана-Мишеля Баскии образ чернокожего боксера — это в первую очередь икона, символ единоличной власти героя современного мира, который вышел, победил, взял свое и стал абсолютным чемпионом.
Боксерский ринг, 1983
Самой известной и масштабной работой Баскии, связанной с боксом, стал портрет безымянного боксера 1982 года.
Картина была написана, когда художнику было 22 — в период творческого расцвета. Монументальная работа стала метафорическим автопортретом Баскии-бойца, вышедшего на поединок «один против всех». Вскинутые руки спортсмена интерпретируются по-разному. Кто-то обращает внимание на странный ореол вокруг головы, напоминающий терновый венец, и проводит параллели с распятием Иисуса Христа. Кто-то смотрит на позу и трактует ее как своеобразный салют движению за гражданские права чернокожих. Для кого-то самое интересное – черепообразный оскал и будто просвечивающие сквозь кожу внутренние органы. Это характерная черта большинства картин Баскии, он с детства увлекался изучением анатомии человека.
В 2008 году барабанщик группы Metallica Ларс Ульрих продал картину «Без названия (Боксер)» на аукционе. Покупателю, который пожелал остаться неизвестным, она обошлась в 13,5 миллионов долларов (включая комиссионные). Вскоре после громкой продажи искусствоведы стали серьезнее подходить к изучению темы спорта в работах художника – появились новые, более трагичные интерпретации.
Многие боксеры, которых так уважал Баския – например Джо Луис – закончили банкротами и ментально нездоровыми людьми. Сам художник не справился в борьбе со своими демонами и умер от передозировки. И все больше людей видят в картине «Без названия (Боксер)» не триумф победителя, а момент максимальной уязвимости. Или даже сдачи – с поднятыми руками.
У Малевича есть картина «Спортсмены». Объясняем на ее примере, в чем суть его метода
Фото: wikipedia.org/Andy Warhol, William Coupon, The Yorck Project; christies.com; artchive.ru; basquiat.com; instagram.com/yusaku2020; globallookpress.com/Luo Huanhuan/Xinhua