Анатолий Клявин: турне от Белоруссии до Сахалина

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

В начале восьмидесятых годов саратовский «Сокол» переживал смену поколений. Большая группа юных футболистов и несколько ветеранов – обычное сочетание на таком переходном этапе. Все же команда сохранила у себя и пару-тройку игроков, находившихся в расцвете сил на рубеже 70-80-х, помогавших ей не терять лица. Тогда «Соколу» больше требовались не вольные художники на футбольном поле, а бойцы. Таким кремнем и был Анатолий Клявин, в 24 года дебютировавший в чемпионате СССР. Он пять сезонов служил в местном клубе, забил два гола в тех официальных матчах, уехав на заработки, гастролировал на соревнованиях за тысячи километров от Саратова, а завершил спортивную карьеру в мини-футболе.

Загружаю...

Анатолий Клявин в год своего 65-летия

Наиболее емко его характеризовало бы слово «неудобный». Он мог навязать на поле единоборство, после которого противник чувствовал себя избитым и опустошенным. Габаритный рослый форвард махачкалинского «Динамо» Александр Маркаров был мастак замыкать навесы головой, в прыжке оттолкнувшись от плеч соперника. Но с Клявиным номер не проходил - более того, приклеившись персональным опекуном, он обескураживал дагестанского бомбардира. «Эй, зачем за мной бегаешь, мешаешь? – сварливым голосом с сильным акцентом вопрошал Маркаров, - Еще раз перебежишь дорогу, я тебе наваляю!». Тут они снова столкнулись, друг другу заплели ноги, Клявин еле устоял, а мощный оппонент саратовца, свалившись пластом, чертыхнулся, послал на три буквы (как без ругани в футболе?) и крикнул тренеру, - «Меняй меня!». 

«Отобрал мяч – отдай партнеру»

Путь Анатолия Клявина в команду мастеров оказался непростым. Начав заниматься у тренера Юрия Марахова, он чуть было не распрощался с футболом насовсем, не пройдя медкомиссию перед поездкой на детско-юношеский турнир – обнаружились шумы в сердце. Отстраненный от игр, упорный парень не пал духом, а, вопреки рекомендациям врачей, записался в секцию легкой атлетики, которая располагалась там же на саратовском центральном стадионе «Локомотив». Приобретенный навык быстрого бега впоследствии выручал его в футболе.

- В «Соколе» призывали не «изобретать велосипед», действовать проще – отобрал мяч и тут же коротким пасом отдал партнеру, - вспоминает Клявин. – От защитника во второй лиге не требуется большего. Меня наигрывали на тренировках как нападающего, чтобы заменить форварда Виктора Лаврова, пропускавшего выездную встречу – с моим стартовым рывком это, думаю, удалось бы. Но в дальнейшем я выступал только «тыловиком», хотя, помнится, в своем первом матче после возвращения в группу подготовки «Сокола» забил гол и мы крупно победили. Вновь попасть в команду помог случай. Идем с отцом по 3-й Дачной мимо стадиона завода СЭПО и через пролом в заборе видим - тренируются футболисты моего возраста. Папа куда-то исчез, потом смотрю – разговаривает с Мараховым, проводившим занятие. Тоже подхожу к тренеру, объясняю – хочу играть. Он понимающе ответил, - «Завтра матч в Детском парке, приезжай». От радости не чуя под собой ног, примчались мы туда. Однако меня не выпустили в первом тайме. Было жарко, отец ушел, чтобы купить мороженое. Вернулся, а сына нет на трибуне, оказалось - я на поле. Родной человек признался с юмором, что различил меня в игре по нестандартным черным трусам.

Загружаю...

В армии Анатолий не расставался с футболом, оттачивая мастерство в команде воинской части, которая базировалась в восточногерманской коммуне Рангсдорф под Берлином. Вернувшись на «гражданку», в составе саратовского «Темпа» три сезона кряду становился чемпионом области. Здесь впервые получил ценный турнирный опыт.

Нагрузки высокие, быт спартанский

Вместо куйбышевца Виктора Карпова, который не лебезил перед начальством, во главе «Сокола» оказался москвич Виктор Белов - менее квалифицированный, чем его предшественник в Саратове, но лояльный к вышестоящему руководству. Понятно, что придя в саратовский клуб, он начал на свой лад перекраивать состав, а так как на иногородних футболистов не приходилось рассчитывать, то к нему на заметку в основном попадали кандидаты из первенства области. В феврале 1979-го Клявин отправился вместе с «Соколом» на сбор. Пожилой Белов выглядел авторитетом – как-никак, столичный кадр, и уже поэтому его профессиональный уровень игрок областного ранга не подвергал сомнению. Новобранец слушал на собраниях тренера, раскрыв от удивления рот, ибо оратор еще и употреблял витиеватые фразы, смысл которых трудно улавливался. На предсезонных сборах бегали трехкилометровые кроссы или, взяв по булыжнику, сновали с ним по пляжному песку, разумеется, помимо упражнений с мячом. Анатолий чувствовал - второго шанса в команде мастеров ему в отличие от более молодых претендентов, пожалуй, не будет. И доказал свою состоятельность.

Загружаю...

- Адлерская гостиница «Горизонт», где мы жили на сборах, могла бы привидеться в кошмарном сне – нагрузки предлагались высокие, а бытовые условия – спартанские, - рассказывает он. – Не все хорошо выдерживали испытания. Центр полузащиты Асламов не отличался скоростной выносливостью и, чтобы поддерживать кондиции, пил сахарозу. Я же почти никому в команде не уступал в отборе мяча, а умельцев паса в «Соколе» и так хватало - взять хотя бы форварда Валеру Рябова, который, притом, резво бежал и бил с левой ноги. С ним очень дружили, постоянно занимались в паре на тренировках. В 1979 году наша оборона оказалась надежной, хотя в зоне, где мы выступали, тогда насчитывалось 25 команд, в том числе, техничных взрывных из Пятигорска, Махачкалы, Майкопа, Элисты. Превзойти динамовцев Ставрополя в борьбе за первое место было и вовсе невозможно.

Гостиница в Адлере, где на предсезонных сборах проживали футболисты из Саратова

Загружаю...

Расстался с «Соколом» из-за квартиры

В последующие несколько сезонов команду лихорадило. Она то выигрывала в отличном стиле, то терпела обидные и даже с хоккейным счетом поражения – например, осенью 1982 года уступив в Махачкале 2:7. Менялись тренеры, «Сокол» перекочевывал в зону с уральскими клубами, возвращался в компанию к соперникам с Кавказа. Но выше 6-й строки в итоговой таблице так и не поднялся.

- Один из своих мячей в официальных матчах я забил в Астрахани «Волгарю», - продолжает Клявин. – Вообще, в южных городах было очень сложно, да еще, случалось, отключался свет на стадионе в разгар встречи, а зрители швыряли на поле разные предметы. Понятно, это грозило травмами, мне же посчастливилось избегнуть серьезных повреждений в игре. Вот на тренировке однажды столкнулся с партнером Александром Поспеловым, и - так неудачно, что разорвалась моя плечевая связка. Последовало хирургическое вмешательство, но эта травма сказывается поныне – под нагрузкой сустав выходит из капсулы. С тех пор не могу подтянуться на перекладине. Постоянно рисковал снова вывихнуть предплечье - в футболе не уйдешь от борьбы. В Нальчике я остановил атаку соперников ценой нарушения правил: в образовавшейся у наших ворот свалке, лежа на траве, выхватил мяч из-под ноги чужого форварда, словно заправский вратарь. По-другому сыграть я просто не мог, хотя отдавал себе отчет в том, что мои действия повлекут пенальти и почти неизбежный гол нам.

Загружаю...

Герой заметки (на фото - справа в красном) внешне напоминал минского динамовца Сергея Алейникова. В этом эпизоде он запечатлен рядом с Денисом Лактионовым, который впоследствии играл в чемпионате Южной Кореи под именем Ли Сон Нам

Клявин пользовался расположением старшего тренера Юрия Забродина, под руководством которого выступал в «Соколе» два года. Но, высказав от имени своей супруги пожелание сменить жилплощадь на более просторную квартиру, получил решительный отказ, - «Толя, о чем ты?! Посмотри-ка на наши результаты!». После этого разговора футболист решил покинуть команду и уехать вместе с женой в родную ей Белоруссию.

Якутская команда творила сенсации

Поселившись в Барановичах, саратовец заскучал. Супруга была категорически против его отсутствия дома, связанного с матчевыми разъездами и предсезонной подготовкой. Пришлось идти работать в детскую спортшколу, где досталось много отчетов и конспектирования, которыми молодой тренер тяготился, еще и зарплата казалась мизерной. Предпочтя вырваться из плена тихой семейной жизни, он затеял авантюру – иначе не назовешь отъезд в нефутбольный регион, в Якутию. 

Суровый северный "ногомяч" 

- Меня позвали с собой белорусские футболисты, которые числились на различных приисках, но занимались только своей профессией, - пояснил Анатолий Клявин. – Предложили 1200 рублей в месяц. Перспектива такого заработка убедила даже совершенно равнодушную к спорту мою тещу. Отпускали меня на год, получилось же, что «пропал» я на десять лет. А вообще игра стоила свеч! Якутский «Монтажник» по статусу - коллектив физкультуры, участник первенства республики, на турнире, посвященном памяти братьев Старостиных, выдал сенсационные результаты. В буклете, изданном к этим соревнованиям в манеже, нашу команду насмешливо назвали «пингвинами», что, видимо, подразумевало ее недостаточное мастерство. Но на самом деле ее игроки были опытными, кто-то из них в первой союзной лиге отметился, даже чемпион Советского Союза, минский динамовец Юрий Пудышев составил там компанию, правда, не пришлось мне с ним в одном окопе повоевать. На том турнирчике заговорили о нас после того, как, приехав с 60-градусного мороза, мы повергли в «Олимпийском» «Спартак» из Орджоникидзе. А еще сборную Москвы «дернули» 6:0! Эйфория ушла после встречи с московским «Спартаком». Зато какие впечатления! Попадая на первых минутах матча в офсайд, именитые соперники вопрошали бокового судью, - «Они тебя алмазами что ли осыпали?». Конечно, спартаковцы легко переломили игру, а их Федор Черенков был просто сказка: такое творил – простыми словами не опишешь!

Загружаю...

Икорное место

После того, как монтажное управление, содержавшее футбольную команду в Якутске, отказалось от нее, фактически полным составом та перебазировалась на Сахалин. Начальник торгового порта в Южно-Сахалинске создал игрокам все условия. Клявин со своей семьей обосновался не в столице острова, а в Холмске, откуда курсировал паром до «большой земли».

Загружаю...

"Ливневый финал" 1990 года

- Удивительное место – Сахалин! - проникся ностальгией наш рассказчик, - В его южной части даже зимой температура редко опускается ниже плюс пяти, тогда как на севере острова в это время года трещат сибирские морозы. Летом дожди идут неделями, матчи проходили в трясине. Финал Кубка области 1990 года – просто нечто! Футбол на болоте - его правила придумали в Финляндии. Три часа боролись под непрекращаюшимся ливнем, в глубоких лужах, непролазной грязи, «Портовик» (Холмск) и «Рыбак» (Стародубское), прежде чем разобраться в серии пенальти, в которой мы победили. Вот рыбалка на Сахалине приятное занятие. В тех краях у меня была дача на берегу речки глубиной по колено. Дождавшись, когда рыба зайдет на нерест, я вылавливал ее сколько хотел, насаживая на обычные садовые вилы. Набьешь в ведерко штук пять, выпотрошишь, бросишь икру в кипящую соленую воду и через несколько минут деликатес готов – лишь остается намазать его на булочку. Красную икру там продают на развес из бочек, в каких на саратовском рынке квашеные огурцы держат. Мог я и насовсем остаться на Сахалине – предлагали пост администратора местной команды мастеров, которая пробивалась во вторую союзную лигу. Но вдруг неудержимо потянуло домой в Саратов. Супруга же не пожелала возвращаться в наш город. Пришлось развестись с ней – устав от футболиста, она сказала, что лучше бы ее мужем был токарь или слесарь.

Загружаю...

Саратовская команда в "мини" на Привокзальной площади

Анатолию Клявину посчастливилось доиграть до сорока и в составе мини-футбольного клуба «СПЗ-Саратов», основанного государственным деятелем Маратом Фаизовым, выйти в высшую общероссийскую лигу. Заведующий стадионом «Салют», этой осенью он готовится встретить свой 65-летний юбилей.

ДОСЬЕ:

Анатолий Клявин. Родился 5 ноября 1954 года.

Выступал за КФК "Салют" Саратов (1975), КФК "Темп" Саратов (1976-1978), "Сокол" Саратов (1979-1983), КФК "Барановичи" Белоруссия (1984-1985), КФК "Монтажник" Якутск (1986-1988), "Сахалин" Южно-Сахалинск (1989-1992), КФК "Искра" Энгельс (1995), МФК "Рома" Саратов ("СПЗ-Саратов") (1996-2001).

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
I remember