Машина времени. Зачем люди смотрят Ле-Ман, в котором нет борьбы за победу
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Беспилотные автомобили, индивидуально подобранные рекомендации по развлечениям, интернет вещей? Забудьте. На планете есть место, где словно не заметили последних 100 лет технического прогресса. Это Ле-Ман – место самой старомодной и самой удивительной гонки в мире
Здесь на полном серьезе читают бумажные газеты, спокойно стоят в огромных очередях на входе на автодром и с удивительным восторгом надевают наушники – так, словно это последнее слово техники. Мы во Франции, на гонке «24 часа Ле-Мана».
Все, кто ностальгирует по «старым, добрым временам», могут приводить эту гонку в пример: смотрите, никаких новомодных веяний, только гонки для хардкорных фанатов.
Глядя на трибуны, спорить с ретроградами очень сложно. Трибуны полны, почти на всех болельщиках фирменная атрибутика какой-нибудь прославленной команды, а любой зритель без запинки назовет рекордсменов Ле-Мана за последние 60 лет. Вот только дело не только в гонках.
Шоу, которого нет
Со спортивной точки зрения «24 часа Ле-Мана» проиграет любому городскому соревнованию по картингу – не говоря уже о мастодонтах вроде NASCAR, Moto GP или Формулы-Е. Наблюдать за тем, как шесть десятков машин наматывают круги по 14-километровой трассе – занятие, вгоняющее в сон. А если вспомнить, что борьбы за победу здесь в принципе не может быть, толпа на трибунах становится совершенно необъяснимой.
Задолго до старта победа досталась Toyota. Просто потому, что это единственная заводская команда в самом быстром классе LMP1 – а всех ее конкурентов из частных коллективов заведомо «придушили» неравными правилами. Да, здесь действительно пишут разный регламент для заводских и частных конюшен – и это не считается чем-то зазорным.
В отсутствие сражений в абсолютном зачете внимание зрителей невольно переключилось на более медленный зачет LMP2. Здесь с конкуренцией полный порядок: 20 машин, половина из которых способна побороться за первую позицию. Сюрпризом стала форма российского экипажа G-Drive Racing в составе Романа Русинова, экс-пилота Формулы-1 Жана-Эрика Верня и дебютанта Йоба ван Эйтерта.
Российская команда провалила тренировки и квалификацию, но в гонке внезапно поехала быстро и вскоре вступила в схватку с лидерами зачета из Signatech Alpine. Новичок Йоб ван Эйтерт даже провел полноценный обгон за лидерство – роскошь, привычная в Формуле-1, но обычно не доступная в Ле-Мане.
Трио G-Drive лидировали всю ночь, а под утро на 20 минут застряли на пит-стопе из-за неисправности электропроводки. Так и решилась судьба победы: простой в боксах отбросил российский экипаж на шестое место. Оставшиеся без соперников Николя Ляпьерр, Андре Негран и Пьер Тири из Signatech Alpine выиграли гонку.
Зачем приехали болельщики
Зрители «24 часов Ле-Мана» – это широчайший срез европейского общества. Здесь семьи с детьми, пенсионеры со складными стульями, молодые парочки, мужские компании средних лет и вообще все, кого можно себе представить. Во время традиционной прогулки по стартовой решетке я увидел двух мам с колясками, в которых ехали младенцы. И это в толпе знаменитостей, гонщиков и вездесущего запаха бензина.
Гости суточного марафона могут посидеть на трибунах, а потом спуститься, чтобы послушать рассказ о победителях прошлого, приобрести модель машины из 70-х и закупиться свежей прессой. Здесь больше эмоций вызывают чемпионы XX века вроде Жаки Икса или Тома Кристенсена, чем кто-либо из современных участников. Может, за исключением Фернандо Алонсо.
Впрочем, в следующем году Алонсо в Ле-Ман не приедет, и тогда у гонки не останется ни одной звезды за рулем. Скорее всего, этого никто не заметит.
В Ле-Мане легко найти публику, которая в другое время может ходить на выставки, концерты или музейные мастер-классы. Прийти на гонку во Франции – давно привычное и социально одобряемое действие, о смысле которого мало кто задумывается. Нет борьбы? А разве это для кого-то важно. Нет известных марок в самом быстром классе? Всегда можно поностальгировать о былом.
«24 часа Ле-Мана» – это машина времени, жизненно необходимая борцам со смартфонами, электрокарами и прочими атрибутами 2019 года. Здесь такие люди могут почувствовать себя в своей тарелке и на целый уикенд перенестись в 1923 год. Туда, где суточное соревнование на гоночных машинах было событием само по себе.