Обгонам в «Ф-1» мешает эффект «грязного воздуха». Показываем, как он отправляет машины в стены
Его не могут победить десятилетиями.
Современные фанаты «Формулы-1» часто жалуются, что гонки превратились в заезды паровозиков, а обгоны стали чудовищной редкостью. В этих суждениях есть немного здравого смысла: аэродинамическое развитие машин за последние десятилетия и правда достигло таких высот, что появился один эффект, сильно мешающий преследованиям и атакам на соперников.
Он называется эффектом «грязного», или турбулентного воздуха — это сильное возмущение потока, которое оставляет за собой любая машина «Формулы-1». Его создают передние и задние антикрылья, дефлекторы, рассекатели, сплиттеры и все остальные аэродинамические элементы машины, генерирующие прижимную силу.
Вот как он работает в представлении конструкторов.
Ever wondered what the ‘dirty air’ behind an F1 car looks like?
— Racecar Engineering (@RacecarEngineer) 17 февраля 2018 г.
Well @SimScale has simulated it for us! #CFD #Hypnotic 🤩🏁 pic.twitter.com/FZfkeKKJ3x
Попадание в турбулентный воздух чревато большими последствиями для преследователей: он снижает прижимную силу на 75%, причем догоняющие начинают испытывать изменения в управляемости уже на дистанции в 100 метров. Из-за этого машина теряет большую часть сцепления с асфальтом, просто скользит в поворотах и не может никого догнать.
Более того, в поворотах с особым характером машины даже перестают слушаться руля и летят прямо в стену — например, это случилось с Максом Ферстаппеном на Гран-при Канады. Зацените сами.
The Bulls got a little close for comfort in FP2 😬#CanadianGP 🇨🇦 #F1 pic.twitter.com/87ROIRGy5N
— Formula 1 (@F1) 7 июня 2019 г.
Как видите, голландец всего лишь оказался сразу позади за напарником.
Макс отворачивал изо всех сил, но машина потеряла прижимную силу и не слушалась.
Именно с этим эффектом «Формула-1» и борется уже больше десятилетия — на устранение «грязного воздуха» и ориентировали смену правил 2019 года: новые антикрылья и боковые дефлекторы.
Так, например, выглядел перед болида «Мерседеса» в 2018-м.
И вот как упростилось оперение антикрыльев в 2019-м.
Тем не менее, как видите, пока усилия руководства серии не особо помогают, и машины в любой неудачной ситуации рискуют познакомиться со стеной, несмотря на все мастерство пилотов.
«Мерседес» выигрывает благодаря инновационной подвеске. Ее первым в «Ф-1» скопировал главный аутсайдер
У Хэмилтона давно были проблемы со стартами. Он cкопировал конструкцию руля у Феттеля, чтобы исправить недостаток
Инновационные тормоза «Ред Булл» – лучшие в истории «Формулы-1». Объясняем, почему
Фото: instagram.com/mercedesamgf1; Gettyimages.ru/Clive Mason