«Я готовился к экзаменам, когда меня попросили проехать гонку». Стоматолог, который чуть не стал чемпионом «Формулы-1»

История Тони Брукса.

Когда Джанкарло Багетти развернуло во время Гран-При Великобритании 1961 года, его магическая серия из трех побед в трех первых гонках «Формулы-1» прервалась. До этого он выиграл на «Феррари» в Реймсе, став первым и единственным человеком, одержавшим победу в своей дебютной гонке в Больших призах. А еще раньше он был лучшим во внезачетных гонках в Неаполе и Сиракузах.

За шесть лет до этого еще один новичок победил именно там. Но, в отличие от Багетти, который погас так же быстро, как вспыхнул, победа Тони Брукса стала началом его большой карьеры. До гонки на Сицилии он никогда не садился за руль машины «Формулы-1».

Загружаю...

И даже не помышлял о карьере профессионального гонщика. В течение трех лет он успешно выступал в британских клубных гонках, а также в Ле-Мане за «Астон Мартин» в 1955 году, но в свои 23 Брукс был больше сосредоточен на учебе на стоматолога в Манчестерском университете, где ему вскоре предстояли выпускные экзамены.

«Я готовился к экзаменам, делал записи, когда раздался звонок от «Коннот»: меня спросили, хотел бы я проехать за них гонку в Сиракузах? По правде говоря, они больше никого не могли найти! Я рассеянно сказал «да» и положил трубку».

«Коннот» Тони Брукса 1955 года

Возможно, хорошо, что голова Брукса была занята подготовкой к экзаменам и он не слишком много переживал о гонке. «Когда я туда прибыл, грузовик с машиной еще не приехал, так что мы пропустили первый день тренировок, и я взял мопед, чтобы вечером изучить трассу…»

Явными фаворитами гонки были заводские «Мазерати» 250F, но вскоре Брукс начал проезжать круги с сравнимым временем. «Коннот» хорошо управлялся, но ему недоставало мощности. И надежности. Они говорили: тренируйся не слишком много. Они боялись не выйти на старт и лишиться денег за участие. К моменту гонки я проехал не больше дюжины кругов».

Загружаю...

Хотя Луиджи Муссо сразу захватил лидерство, после десятого круга Брукс уже был впереди, а на финише опередил Муссо на 51 секунду. Победитель был удивлен не меньше зрителей.

«Конечно, я был очень доволен, но я не мог насладиться моментом, потому что, честно говоря, думал об экзаменах! Всю дорогу домой я тоже готовился…»

Хоть это была и внезачетная гонка, победа Брукса стала первой для британских машин за полвека, и молодой гонщик продолжил начатое. Да, он закончил университет и получил степень, но никогда не работал стоматологом.

После потерянного сезона в «БРМ» Брукс в 1957-м стал вторым номером рядом с Стирлингом Моссом в «Вануолле». И хотя побед в том сезоне фактически он не одержал, на Гран-при Великобритании все же разделил первое место с Моссом (они управляли одной машиной по очереди, это третий и последний случай в истории «Формулы-1», когда победителями гонки стали двое гонщиков, управлявших одним автомобилем, и это была первая в истории победа британского автомобиля, заработанная двумя британскими пилотами в домашнем Гран-при – прим. переводчика).

Тони Брукс и Стирлинг Мосс празднуют общую победу на Гран-при Великобритании, 1957 год

Месяцем ранее Тони попал в аварию в Ле-Мане, и был выписан из больницы за день до начала тренировок в Эйнтри: «Я ничего не сломал, но у меня была дыра в бедре, я мог туда кулак просунуть…»

Загружаю...

Брукс неожиданно квалифицировался третьим, хотя все еще был слаб, и существовала договоренность, что, если Моссу понадобится машина, то Тони ее предоставит. Во время гонки так и получилось: после отказа своей машины Стирлинг взял машину напарника и прорвался в блестящем стиле с конца на самый верх.

В 1958-м Мосс выиграл на «Вануолле» четырежды, Брукс одержал три победы, но из-за необычной системы подсчета очков оба были биты в чемпионате Майком Хоторном, который выиграл один раз за сезон. Не слишком честно.

Тони Брукс (50), Гран-при Монако, 1959 год

Надо сказать, победы Брукса пришлись на классические трассы: Спа, «Нюрбургринг» и Монца. А ведь там просто не приходилось никому. Он мало говорил, был худощаво сложен и всегда пилотировал с легкостью: он совершенно не потел, проходя круг в Спа со скоростью больше 200 км/ч на машине с передним расположением двигателя и на узких шинах. Для него это было естественно.

«Я особенно любил Спа. Это был настоящий гоночный трек, очень быстрый, требующий невероятной точности, не дающий право на ошибку – если ты вылетал, ты мог выжить, а мог и погибнуть. Когда осознаешь, что ошибка может привести к вылету, а за полоской травы только деревья, стены и канава, это очень дисциплинирует, поверьте…»

Загружаю...

После смерти третьего гонщика «Вануолла» Стюарта Льюиса-Эванса Тони Вандервелл снял свою команду с чемпионата, так что на сезон-1959 Брукс перешел в «Феррари». В это время машины «Ф-1» с передним двигателем регулярно «убивали» гонщиков. Но Брукс победил в Реймсе и на «АФУС», и на финальную гонку в Себринге прибыл в качестве претендента на чемпионский титул наряду с Моссом и Джеком Брэбэмом.

Две самых больших аварии Брукса – на «БРМ» в Сильверстоуне и на «Астон Мартин» в Ле-Мане – произошли из-за механических проблем, о которых он знал. Это очень глубоко повлияло на его мышление. Будучи верующим католиком, он пообещал никогда больше не рисковать жизнью за рулем машины, которая не была полностью готова к гонке.

 

«БРМ» Тони Брукса, Сильверстоун, 1956 год

«Возможно, именно этот подход и лишил меня титула чемпиона мира. На первом круге гонки в Себринге в меня врезался фон Трипс, мои гоночные инстинкты говорили: вперед, все нормально, и это было бы самым простым решением. Но я заехал в боксы, чтобы машину проверили. Я потерял полкруга на этом, но смог финишировать третьим, причем, в день, когда Стирлинг сошел, а у Джека закончилось топливо! Но все равно я считаю, что поступил правильно».

После этого Брукс провел в гонках еще два года, но его мысли все больше были о будущем: он женился, у него появились дети, а сам он никогда не думал о долгой карьере в гонках. В 29 он ушел из гонок, забрав с собой один из величайших талантов, которые когда-либо были. Брукс занялся процветающим гаражным бизнесом.

Загружаю...

Мосс сказал как то, что, если бы он возглавлял гоночную команду и мог бы выбрать любых двух гонщиков, то это были бы Джим Кларк и Тони Брукс.

Это перевод статьи Найджела Робака из журнала F1 Racing за октябрь 2018 года.

Фото: Gettyimages.ru/Keystone (1,4); globallookpress.com/NMSI/Science Museum (2,3), National Motor Museum/Heritage-Images (5,6); Gettyimages.ru/Keystone/Hulton Archive

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
На максимальной скорости
Популярные комментарии
Hevari85
Это о чем речь?
Ответ на комментарий V3ttel
gd92 как вам поддержка от sports ахаха?
V3ttel
Две недели спустя только sport удасужился поддержать этот интересный пост. Если пост был написан одним человеком, то его бы сразу же разрекламировали из всех щелей ) Вот такой лицемерный сайт
Ответ на комментарий Hevari85
Это о чем речь?
Артём Рубанков
Пхахаха, не, ну этот борцун - просто фантастика какая-то:) Пост написали прямо перед Гран-при Азербайджана, никакой в нем срочности не было - какой смысл был его куда-то поднимать, когда людям интересны результаты, а не ретроистории? Но конечно, зачем вообще думать над чем-то, если можно тупо скандалить под каждым постом:)
Ответ на комментарий V3ttel
Две недели спустя только sport удасужился поддержать этот интересный пост. Если пост был написан одним человеком, то его бы сразу же разрекламировали из всех щелей ) Вот такой лицемерный сайт
Еще 3 комментария
6 комментариев Написать комментарий