Лев появился на лого АПЛ после того, как топ-клубы и лига не поделили деньги за трансляции

Про контракт с Barclays в этом посте тоже рассказываем.

Лев – национальный символ Англии, на гербе страны их сразу трое. Первого добавил Генрих I, севший на трон в 1100 году. В 1121 он женился на Аделизе Лувенской. Ей тогда было 18, ему – 53, но Генриху очень хотел сына, потому что его первый сын (и законный наследник трона) Вильгельм погиб в кораблекрушении. У отца Аделизы тоже был лев на гербе и Генрих I добавил на герб страны второго зверя. В 1154-м Генрих II женился на Алиеноре Аквитанской, на семейном гербе которой тоже был лев. В результате герб Англии сейчас выглядит так.

Загружаю...

В 1863-м капитаны 11 клубов основали Футбольную ассоциацию Англии, и поместили на ее герб трех львов – с тех пор лев постоянно мелькает на логотипах английских спортивных команд и федераций («Челси», «Миллуолл», ассоциация крикета). Три льва – еще и символ сборной Англии (они упоминаются и в самой известной песне про нее).

Лев есть и на лого английской премьер-лиги. Сейчас вы узнаете, как он там оказался.

Лев залез на лого АПЛ, когда клубы и Футбольная лига не поделили деньги за трансляции

До 1991-го АПЛ не существовала, главным футбольным турниром Англии была Футбольная лига. Она объединяла все 12 дивизионов английского футбола, а вот ее лого сильно отличалось от современного – унылый футбольный мяч на белом фоне.

Тогда лига еще не до конца отошла от кризиса 70-х и начала 80-х. Из-за футбольных хулиганов, старых стадионов и бана в еврокубках Англия сильно уступала по доходам и посещаемости Италии и Испании. В конце 80-х ситуация чуть выправилась, и по новому четырехлетнему контракту с телевидением лига получила 44 млн фунтов за 4 года.

Мирно поделить деньги клубы и лига не смогли. Возник конфликт, который закончился образованием нового турнира: в 1991-м все 22 клуба первого дивизиона вышли из состава Футбольной лиги и основали премьер-лигу. Клубы заручились поддержкой Футбольной ассоциации. Чтобы подчеркнуть принадлежность нового турнира к ФА, на лого премьер-лиги тоже разместили льва.

Загружаю...

На первой версии эмблемы лев стоял на надписи FA Premier League, в 2003-м ее дополнили именем спонсора.

Название банка Barclays – элемент классических лого АПЛ. До них лигу спонсировало пиво

С 1992-го по 2001-й титульным спонсором лиги был британский пивной бренд Carling, который платил 12 млн фунтов в год в первые четыре года, а в следующие четыре – 36 млн. В этот период турнир назывался Carling F.A. Premiership.

В январе 2001-го Carling сообщил премьер-лиге, что не хочет продлевать контракт. Лигой интересовались Pepsi, Budweiser и Vodaphone, но победил британский банк Barclays. Именно Barclays спонсировал футбольную первую лигу – турнир, который был до АПЛ.

Изначально лига заключила контракт не с банком Barclays, а его дочерней компанией Barclaycard (специализируется на кредитных карточках).  Поэтому с 2001-го по 2004-й турнир назывался F.A. Barclaycard Premiership. Только с 2004-го титульным спонсором стал Barclays. Название компании подрисовали к логотипу лиги – вы наверняка его помните, если смотрели трансляции на 7ТВ.

Загружаю...

В 2007-м появился новый логотип. Теперь лев смотрел прямо на вас

В 2007-м лого перерисовали. «Свирепый лев символизирует доминирование АПЛ над другими лигами и вызовы, которые стоят перед командами, – рассказывал директор премьер-лиги Ричард Мастерс. – Использование ярко-красных и синих цветов подчеркивает высокий темп АПЛ, стремительность и интенсивность игры».

«Эта версия льва определенно более царственная, привлекательная и уверенная в себе», – говорил в интервью Culture Trip Саймон Манхеник, на тот момент главный по дизайну в английском рекламном агентстве BEAR. Старый логотип ему не нравился, Манхеник считал, что у льва на нем обеспокоенное выражение морды.

Этот логотип продержался девять лет и застал главные события из середины нулевых. Со львом на рукаве Аршавин вколачивал покер, Роналду становился MVP лиги, а Джеррард падал и уничтожал надежды «Ливерпуля» на чемпионство.

Лига не занималась специальным продвижением логотипа АПЛ, но он постоянно оказывался в кадре: эмблему размещали на мячах, форме, заставках. Поэтому болельщики легко запомнили лого и ассоциировали его с крутым футболом.

Загружаю...

В 2009-м статистическая компания Nielsen исследовала предпочтения англичан и выяснила, логотип какого бренда самый узнаваемый. Эмблема АПЛ заняла пятое место (впереди только мегагиганты: Apple, McDonalds, Coca-Cola и Nike).

В какой-то момент лев вышел за пределы футбола. Недалеко от Флориды есть подводное кладбище Neptune Memorial Reef, где каждый может заказать себе индивидуальный памятник. Умершего кремируют, смешивают пепел со специальным цементом, а затем создают из него фигуру по заказу клиента и помещают под воду. Выглядит очень необычно.

Среди бетонных статуй возвышается огромный лев, очень похожий на животное с логотипа АПЛ.

У мемориала всего пара отличий от оригинала: закрытая пасть и нет короны. В остальном это точная копия – лев стоит в такой же позе и даже положил лапу на мяч. Кладбище не раскрывает имена клиентов, поэтому невозможно узнать, чей прах в мемориале.

Загружаю...

С 2016-го у АПЛ новый логотип. Он очень нравится Линекеру

Контракт с Barclays закончился из-да денег. Банк платил 40 млн фунтов в год, а лига требовала не меньше 60 млн. В результате АПЛ осталась без генерального спонсора, из-за чего пострадало культовое лого, с которого нужно было убрать надпись Barclays.

Разумеется, у АПЛ были варианты с другими компаниями (главным кандидатом называли Pepsi), но боссы лиги решили отказаться от титульного спонсорства. Логика в том, что телеконтракт позволяет лиге не бегать за каждым фунтом, а отсутствие спонсора оставляет больше свободы для продвижения бренда турнира.

В АПЛ заметили, что старое лого слишком сильно ассоциируется с Barclays, поэтому решились на тотальный ребрендинг. Новую эмблему разработало креативное агентство DesignStudio (самый известный проект – сайт американского Красного креста). «Через новый логотип мы меняем представление о премьер-лиге, – объяснил генеральный директор DesignStudio Пол Стаффорд. – Наши исследование показало, что раньше АПЛ воспринимали как отличный турнир, но не очень удачную бизнес-историю».

Обновленное лого презентовали эффектным роликом в феврале 2016-го.

Студия удалила надпись Barclays, туловище льва и футбольный мяч. Осталась голова льва с короной и разные варианты надписи Premier League рядом.

Плюсы нового лого: минимализм и возможность разместить его на разных устройствах (например, на иконке мобильного приложения) без потери детальности. Тем не менее новая эмблема зашла далеко не всем, в твиттере полетели шутки.

«Мы узнали, как создано новое лого премьер-лиги».

Спортивный комментатор BBC Конор Макнамара: «Поздравляю АПЛ с новым логотипом, который пополнил актерский состав мультфильма «В поисках Немо».

А вот Гари Линекеру понравилось. «Большинство рады новой эмблеме АПЛ. Взгляните на лицо льва, просто посмотрите на него!», – радовался ведущий в твиттере.

Боссы лиги тоже остались в восторге от редизайна. «Мы получили очень современный и гибкий логотип, который можно транслировать разной аудитории, и который идеально презентует нас на международном уровне», – восторгался директор премьер-лиги Ричард Мастер.

«Лев смотрит на тебя и при этом вперед, как бы предвидя новые победы, – объясняла суть редизайна «Матч ТВ» генеральный директор маркетингового агентства BBDO Branding Ольга Коновалова. – Лого безусловно стало лучше: лаконичнее и эмоциональнее одновременно. Удивительно, но мяч действительно был лишним, перегружая дизайн. Ведь премьер-лига – это уже больше, чем только футбол».

«Оставили только голову, мне нравится, как просто и уверенно все получилось. Тут есть что-то современное и благородное, – говорит Саймон Манхеник. – Судя по цветам, это сделано для диджитала, они взяли RGB-цвета (более яркая цветовая схема, который используется для дисплеев, а не печати – Sports.ru). Я думаю, что корона могла быть внушительнее, но тут, похоже, передана идея демократизации бренда и премьер-лиги.

Загружаю...

У шрифта могло быть больше индивидуальности, но он современный. Ощущается вес у гривы льва, она стала трехмернее. В целом это работает – меньше снобизма, более доступно. Вопрос в том, смогут ли сочетаться потенциальные спонсоры с цветами бренда. Некоторым больше нравилось старое лого, но я думаю, что оно больше подходит для их целевой аудитории.

***

Финальный индикатор того, что новое лого зашло – его подрезали. Новое лого явно понравилось независимой партии Британии (придерживается консервативных правых взглядов – Sports.ru). В 2017-м партийный съезд выбрал новую эмблему партии.

Ничего не напоминает?

📸 Подписывайтесь на самый стильный инстаграм

«Ювентус» впервые за 116 лет отказался от полосок на форме. Зато на футболках будет розовый

В 2010-м Невилл поцеловал Скоулза после гола в ворота «Сити». Он сходит с ума во время дерби

Фото: globallookpress.com/imago sportfotodienst, Joel Goodman/ZUMAPRESS.com; Gettyimages.ru/Mike Hewitt, Alex Livesey; Gettyimages.ru/Howard Boylan/Allsport/Hulton Archive

Популярные комментарии
Александр
Очень интересно, ждём ещё подобных текстов!
CityN1
Только сейчас обратил внимание что у АПЛ новая эмблема)
Руслан Калининский
Интересно, как надо теперь рисовать морду льва, чтобы не сказали, что это плагиат на АПЛ? Может вообще запретить изображать львов или изображать, но без морды...
Еще 37 комментариев
40 комментариев Написать комментарий