В 2000-м Индзаги и «Лацио» выиграли скудетто. Сейчас Симоне копирует команду Эрикссона

Самые дерзкие парни в Италии.

В сезоне-2000/01 Симоне Индзаги в игре с «Реджиной» исполнил пенальти паненкой, и Таиби намертво забрал легкий мяч. Манчини назвал молодого форварда идиотом и жестким послематчевым разговором поставил ему вечную прививку против понтов.

Сегодня Индзаги – топ-тренер серии А. Он поставил «Лацио» эффективный и экономичный стиль, доказывающий, что традиционный итальянский прагматизм хорошо сочетается с максимально атакующей игрой. Его команда никогда не делает лишнего – возможно, все началось с той бездарной паненки.

Загружаю...

«Я учился у многих, но в первую очередь у Беппе Матерацци, Эрикссона и Манчини. Роберто часто сердился на меня. На тренировках мы играли на пустые ворота, и он требовал, чтобы мы всегда забивали. Сейчас я использую такой же метод».

В конце прошлого века Эрикссон настолько заразительно тащил «Лацио» на вершину, что заложил целую тренерскую школу (Манчини, Симеоне, Консейсау, Неста, Михайлович, Альмейда). Швед снижал давление чемпионской гонки вечными шутками и к каждому подходил индивидуально – например, разрешил Верону ночные тусовки. Его ученики стали классными психологами: Симеоне создал в «Атлетико» воинственно-мушкетерскую атмосферу, где каждый порвет за тренера и команду.

Индзаги тоже легко гасит конфликты, но повторил за учителем больше бывших одноклубников. Сегодняшний «Лацио» живет по средствам и мало напоминает звездного предшественника амбициями, но очень похож на него игрой.

«Лацио»-2000 играл предельно вертикально, атаковал слева и строил игру через трекварти

Летом 99-го «Лацио» поспешил с продажей Вьери, не успел привести на его место Эрнана Креспо и начал чемпионский сезон с одним Саласом: Индзаги был слишком молод, а Бокшич – травматичен. Гибкая схема, путавшая соперников непредсказуемыми переключениями в разных фазах игры, появилась вынужденно.

Загружаю...

«Нам не хватало нападающих, способных выдержать 90 минут, и я положился на 4-5-1. На левом фланге конкурировали Манчини и Недвед, на правом – Ломбардо и Консейсау, а в центре играл Сенсини или Альмейда. В этой схеме у каждого было достаточно пространства для движения вперед», – объяснял Эрикссон.

Особенностью системы было нетипичное для Италии отсутствие разыгрывающего опорника. Альмейда заполнял пространство между защитой и полузащитой и страховал игроков атаки, а реальным режиссером был треквартиста Верон. Аргентинец свободно перемещался и был одновременно ключевым элементом перехода из обороны в атаку и взлома штрафной: в начале открывался под пас защитников, а в конце создавал численное преимущество в слабых зонах.

Фирменной фишкой «Лацио» стала удлиненность в начале атак: игроки уходили далеко от защитников и поближе к воротам. Опорная зона на этапе конструирования включалась только в сложных ситуациях, а типичная завязка проходила через длинный и средний пас: центрбек (Михайлович или Неста – оба с хорошим пасом) переводил мяч сразу на чужую половину. Верон был единственным, кто двигался к мячу – остальные двигались от. Особая роль была у Марсело Саласа: чилиец постоянным движением уводил защитников ближе к воротам, растягивал линии – в разреженное пространство врывался Симеоне, там же творил Верон.

Загружаю...

«Эрикссон всегда отталкивался от характеристик игроков, которые у него были, – вспоминал Симеоне. – «Лацио» использовал скорость Недведа и Саласа, взрывался со своей половины и забивал на контроль мяча, чтобы не терять резкость атак».

Верон был свободным художником, разбрасывал шикарные диагонали и тянулся к левому флангу – там играл Недвед, достаточно умный для того, чтобы понимать задумки Хуана. Специфика игры лидеров сформировала ощутимый крен на левый край, и фантастичный Верон извлек пользу из такого перегруза: длинными передачами запускал в прорыв свободный правый фланг – Консейсау разгонялся до самой штрафной.

Пятым полузащитником был Симеоне, основную задачу которого идеально описывает старый мем: «И во всем этом дерьме прикрываю вас я». Он мало участвовал в построении атак, но шикарно страховал партнеров и подключался из глубины, когда Верон, Салас и Недвед освобождали центр (5 голов в 28 матчах).

Загружаю...

«Лацио»-2019 тоже играет вертикально и атакует слева. Луис Альберто дублирует Верона, а Лукас – Альмейду

Современный «Лацио» тоже родился из-за проблем с составом: летом 2017-го Индзаги остался без травмированных Нани и Фелипе Андерсона и проданного Бальде, поменял 4-3-3 на 3-6-1 и внутреннюю структуру выстроил по принципу команды 2000-го. Так проявился главный талант Симоне – как и Эрикссон, он отталкивается от характеристик игроков и выбирает максимально удобную для них тактику:

«У каждого тренера есть идеи, но нельзя зацикливаться на них. Моя задача – создать для игроков возможность выжать из себя максимум».

Команда Индзаги – одна из самых атакующих и вертикальных в Европе и точно самая-самая в Италии. «Лацио» презирает перепас и занимает 10-е место по владению в серии А, но при этом много бьет и в среднем на удар тратит всего 28,5 передачи – меньше всех из топ-клубов Италии (для сравнения, «Юве» – 31,7, «Наполи» – 33,6).

Стиль современного «Лацио» – резкий, лаконичный, дерзкий – максимально близок к чемпионской команде Эрикссона. Как и в 2000-м, «орлы» минимально задействуют опорную зону и стараются быстро перевести мяч на чужую половину, а Лукас Лейва играет в стиле Альмейды: страхует атаку и служит транзитом между защитой и трекварти.

Загружаю...

Бразилец прикрывает партнеров лучше всех в Италии (5,7 возврата мяча за матч) и отдает вперед 33,4% передач – редкие для опорника цифры (у Пьянича 21,1%, у Биглии – 23,1%), которые подтверждают две вещи: а) «Лацио» одержим вертикализацией; б) Лейва не управляет игрой, иначе чаще разбрасывал мячи по флангам.

«Они действительно похожи, – сравнивал экс-вратарь «Лацио» Феличе Пуличи. – Как и Альмейда, Лукас закрывает всю линию между защитой и полузащитой. Бразилец техничнее, но Матиас был незаменим в этой роли».

Функции Верона дублирует Луис Альберто – как и Хуан, он часто смещается влево и создаем там мощный ударный блок, в который собираются лучшие игроки команды. В прошлом году испанец был чистым треквартистой, а слева в центре играл Милинкович-Савич. В этом году Луис отдал трекварти Хоакину Корреа и ведет игру из глубины, но крен сохранился: 42% атак «Лацио» проводит слева и всего 30% – справа.

«Лацио» атакует правым флангом, но перегруз все равно слева.

Задачи Симеоне в нынешнем «Лацио» выполняют Пароло или Милинкович-Савич (в зависимости от того, кто вышел на этой позиции). Оба классно используют свободные зоны, подключаясь из глубины, но по-разному интерпретируют роль: Пароло полностью дублирует функции Симеоне, а Сергей чаще идет в атаку в ущерб подстраховке. Зато напоминает Симеоне прекрасной игрой в воздухе – и это тоже важно для системы Эрикссона и Индзаги: их команды часами отрабатывают штрафные/угловые и забивают со стандартов примерно треть голов.

Загружаю...

При этом Индзаги совершенно иначе выстраивает игру в обороне. Обе команды не признают высокий прессинг, но Эрикссон ставил агрессивный отбор на своей половине: Михайлович и Неста постоянно выбрасывались на игрока с мячом. «Лацио» часто вскрывали простым приемом: вытягивали защитника и проходили в штрафную через появившуюся дыру.

Индзаги пытается исключить такие ошибки. Современный «Лацио» выстраивается в 3-5-2 или 5-3-1-1, причем между игроками одной линии почти не остается зазора – так Индзаги препятствует вертикальному продвижению и проникающим передачам из центра.

Еще одно отличие – в движении центрфорварда. Как и Салас, Иммобиле растягивает соперника в длину и тем самым создает пространство для полузащиты, но при этом гораздо больше играет в штрафной и реже смещается на фланги.

Загружаю...

***

Индзаги тренирует «Лацио» третий сезон. Выиграл Суперкубок Италии, доходил до финала Кубка. В прошлом году едва не вывел команду в Лигу чемпионов – в последнем туре проиграли «Интеру». Сейчас держится в трех очках от зоны ЛЧ и мог быть гораздо выше, но «орлам» фантастически не везет весь сезон: Иммобиле и Сергей реализуют хуже обычного, и из-за этого команду штормит (по xG «Лацио» – самый невезучий клуб из топ-10).

Говорят, учитель только открывает дверь – ученик сам идет дальше. Индзаги действительно ставит футбол, близкий к стилю Эрикссона, но в этом нет ничего плохого: он не подражает учителю, а переосмысливает его игру.

Возможно, Симоне не добился бы большего с таким же звездным составом, но одно точно – из команды, которая у него есть, он выжимает все.

***

Телеграм автора

У «Лацио» особенный спортивный директор. Он сбежал из Албании и работал садовником

Подписывайтесь, не пропустите новые тексты!

Фото: Gettyimages.ru/Marco Rosi / Stringer, Grazia Neri / Stringer, Mark Sandten, Claudio Villa/ Grazia Neri / Stringer; globallookpress.com/via www.imago-images.de/www.imago-images.de, Fabrizio Corradetti/Lapresse; REUTERS/Vincenzo Pinto

Популярные комментарии
signori
ставить эту статью во время матча с Кьево - жестокий троллинг от редакции
Artem89S
Мы видим, как он копирует) Тренер и команда без яиц. Влетели дома команде из Серии Б! Да еще и удалилась куча народу во главе с 200-миллионным Савичем)))Это возмутительно) Какая им ЛЧ, они теперь на 8-м месте, и без ЛЕ останутся) Зато у игроков языки длинные , сначала игроков Милана середняками называли и в итоге по щам получили, теперь влетает от Серии Б. Это отставка..
случайный прохожий
Неста, Михайлович, Симеоне, Верон, Недвед это круче чем нынешний состав Юве.
Еще 49 комментариев
52 комментария Написать комментарий