В России обожают биатлон. Но СБР отказался от пресс-службы и убил SMM
Об интересе к биатлону в России давно известно. Да, биатлону в последние годы стало намного сложнее бороться с футболом, хоккеем и фигурным катанием, виной всему, конечно, бардак и отсутствие результатов. Но все последние цифры всё равно говорят о том, что за биатлоном следит целая армия болельщиков. С таким спросом логичным кажется повышение медийности и поддержание интереса. Но что делает в этом направлении СБР? Давайте разбираться.
Спрос России на биатлон
Чтобы не быть голословным, представлю несколько цифр из исследований разных периодов и источников.
Очень ярко интерес к биатлону в России иллюстрирует сам IBU. Вот данные из отчета 2013 года, сформированного белорусским Прессболом на основе данных из справочника IBU.
Или совсем недавняя информация из справочника IBU 2018 года.
Пиковые результаты телерейтингов пришлись на бенефис Ольги Зайцевой в 2009. Доля в 18 – очень сильный показатель, наиболее рейтинговые выпуски программы «Время» тогда выдавали долю около 20%.
И также совсем свежие данные с ЧМ-2019, которые легко можно обнаружить на mediascope.net. Самой рейтинговой биатлонной трансляцией оказался женский масс-старт: рейтинг 2,7; доля 11,0 – результаты более-менее равные показателям «Человек и закон» на Первом канале, «Сто к одному» на России и «Своей игрой» на НТВ. В среднем трансляции со второй недели чемпионата мира имеют такие показатели: рейтинг около 2,4; доля около 9 – четыре трансляции попали в топ-100 наиболее популярных программ. Самое главное – абсолютный топ среди спортивных передач, ближе всего яркий матч «Краснодара» и «Валенсии» в Лиге Европы (только 7-е место).
Ну, и закрепим прошлогодними данными из презентации того же mediascope.net. Отставание от многомиллионого футбола меньше двух процентов.
Что делает СБР?
Почти ничего. Единственным нововведением стал, так скажем, «Инстаграм жалоб и предложений» Владимира Драчева. Да, действительно, Владимир Петрович – первый президент, на которого болельщики могут влиять с помощью комментариев в Инстаграме. Открытость – это, почти всегда, хорошо. Но. Что СБР делает с медиа?
Простой вопрос: сколько раз Вы слышали или видели заявления пресс-службы СБР? По поводу комплектования состава, предстоящих этапов или событий, каких-то претензий (очень яркий пример – ситуация с Александром Логиновым – лидером сборной)? Мне вспоминается только неуверенный комментарий Константина Бойцова, напомню, это «руководитель медиа-службы СБР», истории с тренером Тулаевым, там было что-то вроде: «он у нас не работает». Что касается другой, казалось бы, сферы ответственности «медиа-службы», то в роли пресс-службы выступают Дмитрий Губерниев, корреспонденты Матч ТВ, Лариса Куклина, Максим Цветков или ещё кто-нибудь, официальные же заявления СБР сложно вспомнить – они либо неаткуальны, либо их просто нет.
Окей, но может быть у СБР всё в порядке с SMM? Нет, соцсети мертвы.
Последние посты на всех страницах СБР в соцсетях значатся 13 января, в день победной эстафеты в Оберхофе.
И всё это с такими показателями: более 100 тысяч подписчиков во Вконтакте, в Одноклассниках, в Инстаграме, самый скромный показатель в Фейсбук – 27 тысяч, но почти миллион (902 тысячи) читателей в Твиттере. Это даже больше, чем у очень активного футбольного «Зенита» (787 тысяч). У СБР даже есть ютуб-канал, там, правда, скромная тысяча подписчиков, а последнее нестриминговое видео выложено более года назад.
Говорят, что сотрудница, которая была ответственна за SMM – уволена. Причина: отсутствие денег. То есть, внимание, у СБР есть деньги, чтобы возить на этапы больных спортсменок; на чемпионате мира присутствовала Анастасия Морозова, которая, при всём уважении, была в Эстерсунде только для того, «чтобы поддержать Никитку Поршнева»; кстати, недавно вице-президент СБР Чепиков ещё заявил, что «на Бьорнадалена деньги найдутся»! Сложно представить, сколько бюджетных средств в СБР отводилось на SMM, если на титулованного специалиста по технике деньги есть, а на одного работника с соцсетями – денег нет.
Зачем вообще нужны соцсети?
Если у Вас возникает такой вопрос, то вы немного отстаёте от трендов. Сейчас в соцсетях очень много крутого, яркого и полезного. Так делают в футболе. А вот пример из биатлона, так выглядит официальный Инстаграм немецких биатлононистов.
Последние посты были сделаны несколько часов назад. И это при подписчиках в два раза меньше, чем у СБР.
Кроме того, есть, на мой взгляд, очевидный алгоритм: хороший SMM → подписчики → спонсоры. Опять же, вот простой пример интеграции от DSV.
Да, биатлон в России сильно открыт для ТВ СМИ (в лице Матч ТВ), особенно в сравнении с лыжами (хотя в соцсетях даже консервативные лыжи активнее соседей), но как они связаны с Союзом? Вряд ли Губерниев и ко делятся спонсорскими контрактами с СБР.
Я не утверждаю, что «Драчев – худший президент», в этом сезоне можно заметить и положительные тенденции. Но, надеюсь, обещанные спонсоры всё-таки найдутся и у СБР хватит денег и компетенции, чтобы найти хотя бы талантливого SMM-щика, и наконец, развивать свои медиа, а не убивать их.
Фото: РИА Новости/Антон Денисов; Прессбол/https://www.pressball.by/; IBU/https://www.biathlonworld.com/; https://www.instagram.com/guberniev_dmitry/.