«Автомобилист» рвал Восток в регулярке, а сейчас в шаге от вылета. Что произошло?

Он слишком осторожен.

Пару месяцев назад Николай Цулыгин был человеком, над которым больше всего насмехались в лиге, а Андрей Мартемьянов считался претендентом на звание лучшего тренера сезона (особенно, если б его вручали, как в НХЛ, а не как у нас – тренеру-чемпиону). Теперь Цулыгин в одном матче от того, чтобы отправить Мартьемьянова в отпуск вместе с командой, которая выиграла регулярку на Востоке.

Как так вышло?

Основные факторы, которые позволили «Авто» стать первой командой конференции, – большинство, лучшие атаки с ходу и лучший вратарь в лиге (как минимум по методике GSAA), плюс тактика, которую коллега Петухов точно назвал «минимал-техно на своей половине, пауэр-панк на чужой». Мартемьянов никогда не запрещал нападающим лишний креатив, но в обороне команда играла довольно просто: чаще всего использовала классическую схему 1-3-1 при возвращении в свою зону, а прессинг был все же ситуативным, а не берсерк-машиной, как у «Авангарда» Хартли.

Загружаю...

Вернемся к самой серии. В первой игре Цулыгин затянул «Автомобилист» в удобную для «Салавата» игру. Хотя его команда стала действовать намного более осмысленно в атаке, в обороне уфимцы выбрали очень пассивную модель – особенно после того, как вышли вперед. Ультраоткат позволял гасить быстрые прорывы уже на входе в зону и срываться на обычные пробросы. Хотя Метсола совершил пару нереальных сэйвов, в целом «Авто» больше ничего и не создал.

«Автомобилист» сделал правильные выводы из первого матча – в принципе, вторую игру можно считать лучшей в сезоне вообще. Высочайший отбор, прессинг сразу тремя игроками (зачастую среди них оказывался даже защитник), агрессивность, которая не привела к грубости. «Салават» был абсолютно потерян, не успевал отрабатывать и постоянно пропускал быстрые атаки с ходу. Это был действительно сработавший план, и гости не придумали ничего, кроме пары минут успешных позиционных атак.

Логично было бы предположить, что в гостях «Автомобилист» выберет тот же самый план, что принес успех, но он снова стала играть так, как было удобно «Салавату» – более осторожно в отборе. Зато «Салават», в свою очередь, включил активный отбор и впервые за все матчи в сезоне внес хаос в зону Коваржа. И ведь нельзя сказать, что Уфа вынудила играть соперника как-то иначе: хоккеисты «Авто» изначально выходили на лед с желанием сыграть поосторожнее. Логично для гостевой игры, но слишком удобно для «Салавата».

Загружаю...

В среду «Автомобилист» вообще может жаловаться на дикое невезение: три первых броска уфимцев привели к трем голам. Отличился даже Эдуард Гиматов – игрок, который не забивал в лиге шесть лет; причем забросил шайбу своей бывшей команде (и это больше напомнило Football Manager, где бывшей команде может забить даже защитник в сумасшедшем проходе). С одной стороны – такое бывает дико редко. С другой стороны – «Салават» такую штуку уже проделал с «Магниткой» в третьем матче, так что это явно неслучайно.

Сегодня при счете 1:3 проявилась еще одна слабость «Авто» – у команды почти нет позиционной атаки. Это можно было связать с тем, что Мартемьянов почти не получил в составе сильных пакмуверов для синей линии и строил команду из имевшихся ресурсов. В результате «Салават» спокойно отдал шайбу и был совсем не против того, что гости почти половину периода простояли в их зоне – обострения не выходило, кроме синяков на животе Метсолы. Счет по попыткам бросков фантастический − 86-28. Опасными были в лучшем случае 15% из них.

Загружаю...

Другая страшная беда «Авто» – недисциплинированность и ненужные удаления. По факту, две победы «Салавата» были добыты из-за удалений за шестого полевого игрока (в первом матче оно оставило «Автомобилист» втроем,а в третьей игре стало решающим в овертайме). Матч в понедельник вообще стал фонтаном идиотских удалений, к которым гостей не принуждал никто – виноваты были только они сами.

Перестало работать и большинство: «Авто» забил лишь раз, причем не реализовал абсолютно идентичную ситуацию с 5×3 в первом матче, а в Уфе вообще был нулевым. Рецепт пока кажется простым – фирменные поперечные переводы от штанги до штанги надежно перекрыли более плотной игрой на пятаке. В общем, отказ всех систем произошел в самый ненужный момент – еще и Найджел Доус подхватил вирус, а Артем Гареев в первом звене абсолютно не вписался в его комбинации и розыгрыши.

На пресс-конференции Мартемьянов не согласился с тем, что команда проигрывает в характере, дисциплине и мастерстве – и вряд ли такое стоит признавать публично. Но со стороны пока кажется именно так. «Салават» вовсе не предложил трудноразрешимых задач – даже у Метсолы есть очевидные слабые стороны. Беда «Авто» еще и в том, что при всем прогрессе тренерской команды клуб еще слишком осторожно начинает многие игры против топ-клубов, и в регулярке это не привело ни к чему хорошему (даже несмотря на то, что «СЮ» вообще не забросил в двух матчах регулярки).

Загружаю...

Только такой хоккей, как во второй игре, поможет победить такую специфическую команду, как «Салават» (и, как показывает пример Хартли, выбить даже чемпионов). Ресурсы для этого есть, как и силы. Примеры Гиматова, который забил в своей второй игре Кубка Гагарина, показывает, что кубковый опыт здесь тоже особенно не нужен. Главное – не бояться и быть спокойным – то, что звучит просто, но совершенно не получилось за два уфимских матча.

Кубок Гагарина

2-й раунд

Четвертые матчи

Счет в серии: 3-1

Фото: vk.com/hcsalavat; РИА Новости/Павел Лисицын (3)

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Hokejka
Популярные комментарии
rustam akhmetyanov
Сначала прошли "Мертвую Магнитку",почти прошли "Мертвый Авто",дальше скорей всего ждет "Мертвый Авангард"...ну не везет Салавату с соперниками в этом розыгрыше,чего не скажешь про"живых" экспертов.
Radik_2.0
осторожен, ага.. в плей офф. почему никто не скажет как 3 звено СЮ наглухо кроет лидеров противников, сделав это системой? вдохновенная игра легионеров Уфы в атаке, самоотверженная игра всего коллектива, куча заблокированных бросков, море черновой работы, непоколебимый Метсола, тьфу тьфу тьфу. Восхитительные Жарков, Кадейкин и Солодухин достойны отдельного поста. и это при том что Бурдасов не играет, Рыбин, Майоров, Терещенко и Серигиенко присели, Панин дисква, Коледов после перелома руки, Семенову 156 лет а он все так же надежен еще и гол забил, большинство далеко не блещет
Максим Тихонов
Да тут все разборы ни к чему.. У СЮ просто лучший вратарь в лиге #прямосейчас, который, к слову, за 10 матчей плей-офф ни разу не пропустил больше 2-х шайб, да и 2 шайбы пропускает только по праздникам и чаще всего либо в ОТ, либо после серии рикошетов, как сегодня. Можно сколько угодно говорить про надежность Уфы в обороне или слабые стороны Авто, но когда у тебя стена на воротах, играть в разы легче. Соперники плюс-минус равные: в чем-то сильнее одни, в чем-то другие, и на первый план выходят голкиперы. Уверенность и надежность Метсолы увидел ещё в серии с ММГ. В таком успехе Салавата в плей-офф процентов на 50-60 – заслуга вратаря. Когда забитые шайбы даются тебя с таким трудом, а ты в ответ не можешь противопоставить железобетонную оборону или своего Метсолу в воротах (а лучше всё вместе), вся игра рушится. Особенно у таких команд, как Авто и ММГ, заточенных больше под атаку и привыкших выигрывать матчи от заброшенных шайб. Причем картина похожая. Металлург был фаворитом в серии > атака не пошла > статьи о переоценке Металлурга > козырное большинство перестало работать > Кошечкин не столь надежен > вылет. Автомобилист? Да всё то же самое. Лучшая атака Востока за 4 игры забила 5 шайб. Что залетало раньше – не залетает. Кто забивал раньше – не забивает. Большинство тоже не работает. Коварж неплох, но по надежности уступает Метсоле. Вылет. А с Уфой в финале конференции ещё Авангард помучается. Насколько сильна атака Омска по сравнению с ММГ и Авто, сможет ли Авангард забивать больше 1-2 шайбы за игру? Вот в чём вопрос.
Еще 111 комментариев
114 комментариев Написать комментарий