Отец Осаки упрашивал тренеров работать бесплатно. Теперь один из них требует 20% ее заработков

Он уже подал иск.

Перед стартом турнира в Майами Sun Sentinel, освещающая жизнь южной Флориды, опубликовала материал о том, как первая ракетка мира Наоми Осака на местных кортах прорывалась из бедности к титулам «Большого шлема». 

Выяснилось, что ни один из ее детских тренеров почти не получал денег за работу с Осакой и ее старшей сестрой Мари. Сейчас некоторые рады, что поучаствовали в воспитании чемпионки, а другие недовольны тем, как ее отец отблагодарил их за помощь. А один тренер даже подал на теннисистку в суд.

Загружаю...

• Семья Осаки переехала во Флориду из Нью-Йорка в 2006 году. Принимая это решение, отец семейства опирался на опыт Ричарда Уильямса и воспитания Серены и Винус, которые ради тенниса отправились во Флориду из Калифорнии.

Этот штат считается идеальным для молодых и талантливых игроков. Там постоянно тепло, много хардовых и грунтовых кортов, и оттуда достаточно удобно летать на другие континенты. В итоге в последние несколько десятков лет во Флориде появилось в районе пятидесяти теннисных школ – во главе с академией Ника Боллетьери, выпустившей Марию Шарапову, Андре Агасси, Монику Селеш и Анну Курникову.

Средний ценник на годовое обучение в местных академиях составляет 40 тысяч долларов. У семейства Осака таких денег не было: отец Леонард Франсуа (он же Макс) не работал и занимался теннисом дочерей, а мать Тамаки трудилась в офисе, чтобы оплачивать жилье и еду.

• В результате Макс разработал схему, которую проворачивал несколько раз: показывал теннисисток тренеру, тот восхищался их талантом, они договаривались о льготных условиях сотрудничества, а через какое-то время Макс неожиданно переводил дочерей в другую академию.

• Первым специалистом, который работал с Осаками во Флориде, был Билл Адамс – ученик австралийца Гарри Хопмана, 15 раз приводившего сборную к победе в Кубке Дэвиса (в честь него назвали Кубок Хопмана). А еще Адамс какое-то время работал с юными сестрами Уильямс.

Макс попросил его посмотреть на Мари и Наоми. Девочки ему понравились, и они договорились: тренер будет заниматься с ними бесплатно, а отец теннисисток будет работать в академии – проводить групповые занятия, ассистировать на тренировках и так далее.

Загружаю...

• После года занятий в академии Адамса семья переехала. Какое-то время Макс тренировал девочек сам, но потом случайно познакомился с Кристофом Жаном: он услышал, как тот говорит по-креольски, и оказалось, что они оба выросли на Гаити, причем в соседних городах. «Макс сказал: «Я не знаю, как их тренировать. Мне нужна помощь». Он просил меня помочь, но мне не очень хотелось», – рассказывал Жан.

В итоге им все же удалось договориться: отец Осаки получил огромную скидку и должен был платить всего 300 долларов в месяц. «Через месяц он сказал, что не может. Сказал: «Кристоф, у нас работает только моя жена. Я не могу просить у нее 300 долларов, прости». И он собирал мячи на кортах. Вот как он помогал – собирал мячи», – вспоминает тренер.

• Жан продолжил работать с девочками из жалости, потому что однажды увидел, как Макс ругается с женой из-за денег. Тамаки пришла на корты и злилась, что он записал Мари и Наоми на турнир за несколько сотен долларов – и при этом сказал жене, что Жан велел ему это сделать. «Они серьезно поссорились. И я тогда сказал: «Ладно, я сделаю это ради него». Я видел, как он старается. Тамаки сомневалась, что из этого что-то выйдет, но я говорил, что все получится».


Кристоф Жан посередине

Загружаю...

Тренер рассказывает, что два года работал с сестрами по пять-шесть часов в день, шесть дней в неделю. Пока однажды они просто не пришли. Оказалось, что семья снова переехала. Жан считает, что причиной были деньги.

• В марте 2012-го Жан и Франсуа подписали контракт, по которому отец теннисисток обещал тренеру 20 процентов от всех будущих заработков.

После того, как Наоми добилась успеха, тренер какое-то время пытался получить деньги. «Но когда мы в последний раз общались, Макс сказал мне искать юриста. И я нашел». В феврале этого года Жан подал в суд.

Юрист Осаки выступил с заявлением: «Нет ничего удивительного, что резкий взлет Наоми привел к ложным обвинениям, но этот глупый, выдуманный контракт, который Наоми никогда не видела и не подписывала – и по которому она в 14 лет якобы отдала часть себя, – особенно абсурден». Адвокаты Жана, естественно считают договор совершенно нормальным. А тренеры рассказывают, что подобные контракты действительно распространены в теннисе.

Сама Наоми ничего не комментировала, потому что ее пиарщица сказала, что предоставит доступ к теннисистке, только если иск в материале не будет упоминаться вообще.

• По оценкам Forbes, сейчас Наоми зарабатывает примерно 15 миллионов долларов в год только за счет спонсорских контрактов, а в ближайший месяц объявят о новом соглашении с производителем одежды – неизвестно, будет ли это ее нынешний спонсор adidas или кто-то еще. Forbes прогнозирует, что к Олимпиаде-2020 в Токио Осака станет самой высокооплачиваемой спортсменкой планеты.

• Недоволен отцом Осаки и Патрик Таума, который тренировал Наоми и Мари с весны 2013 года. По его словам, он сам оплачивал корты, работу спаррингов, массажиста и не брал денег для себя: «В обычных обстоятельствах, это стоило бы 35 тысяч долларов в год для каждой из них».

Загружаю...

Таума тоже хотел подписать контракт с теннисистками, но Макс постоянно откладывал это дело. После того, как у Наоми стали появляться предложения от спонсоров, тренер попросил Макса больше не приводить к нему девочек: «Это слишком дорого мне обходилось. Я не богатый. Я знаю, что Наоми не была в курсе происходившего. И они пришли, даже когда я сказал, что мы закончили. Наоми спросила: «Мы не тренируемся?» Я сказал, что отец ей все объяснит».

В последний раз свою схему Макс провернул с академией ProWorld, которая по устному договору с отцом теннисисток покрывала большую часть расходов на тренировки. Там Антонио Торри занялся физической и тактической подготовкой Наоми, и под его руководством в 2016 году она впервые вошла в топ-100.

После выхода в третий круг Australian Open ее отец сказал, что они уходят в IMG. С тех пор Осака тренировалась в академии Крис Эверт, запущенной совместно с агентством. В 2017 году Федерация тенниса Японии помогла ей нанять бывшего тренера Саманты Стосур Дэвиса Тэйлора, а в 2018-м пришел Саша Баин, и скоро Осака стала суперчемпионкой.

• Еще интересно, что первые тренеры считали Мари Осаку куда более перспективной. «У меня были сомнения, что Наоми вообще нравится теннис. О том, что она станет первой ракеткой мира, я вообще не думал», – рассказывал Билл Адамс, познакомившийся с ней, когда ей было 9 лет. Его мнение изменил спринт Наоми во время упражнения: «Я никогда не видел, чтобы игрок так двигался».

Загружаю...

После этого он не переживал за младшую Осаку, но беспокоился о судьбе старшей: «Я сказал Максу, что Наоми может тренировать любой. А вот Мари нужен правильный тренер. Я знаю, что она может прорваться. И я недавно говорил Максу, чтобы он отправил ее ко мне – я помогу». Сейчас Мари Осака занимает 336-е место в рейтинге, и в Майами дебютирует в основных сетках турниров WTA – по wild card, которую получила, скорее всего, благодаря сестре.

Кристоф Жан работал с Осаками уже после Адамса, и его движение Наоми как раз не впечатляло: «Она была толстая. Сидела в углу корта уставшая. Ее папа говорил, что она много ест».

А бывший тренер Дженнифер Каприати, Моники Селеш и Джима Курье Харольд Соломон, давший Осаке грант на обучение в своей академии, вспоминал: «Однажды я тренировался с Наоми и ее сестрой и убеждал ее работать ногами. Говорил: «Наоми, ты ни за что не попадешь в топ-10, если будешь так тренироваться. Этому не бывать».

Поэтому Соломон хвалит окружение Осаки за то, что они, несмотря на все трудности и очень низкие шансы прорваться, вывели ее на нынешний уровень, – и особенно ее отца.

Загружаю...

• Патрик Таума рассказывал, что просил Макса хотя бы организовать барбекю для всех людей, которые помогли Наоми добиться успеха. А еще вспомнил разговор с ней во время одной из тренировок.

– Где ты хочешь быть через пять лет?

– Играть с Сереной в финале US Open.

– Надеюсь, ты пригласишь меня в ложу.

– Обязательно.

Не пригласила.

Осаку превратили в куклу Барби. Она образец для подражания

Осака будет великой теннисисткой, финал Australian Open это доказал

Фото: Gettyimages.ru/Scott Barbour / Stringer, Julian Finney; youtube.com/JandJB; facebook.com/Pompano-Beach-Tennis-Center-165407006816717/; facebook.com/TaumaTennis; islandstats.com

Популярные комментарии
Когир Авакиян
вот такие вот кадры и подрывают веру в человеков и потому приходится иметь дело с, так нелюбимым мною, миром формализма, где прописывают всё вплоть до последнего пука. люди вкладывали в его детей свои знания, свой опыт, свои деньги, давали работу самому папику. в успехе Осаки есть частичка каждого из них. и вот теперь, когда его дочь собирает по 15 мультов чисто за счет рекламы он говорит этим людям, далеко не миллионерам, "ищите юриста". ну это просто мразь последней категории. просто, по человечески в благодарность раскинь им по 200-300 тысяч. ну не обеднеешь же. люди на честном слове помогали тебе детей поднимать, а ты их теперь за это честное слово через бедро кидаешь. один из самых отвратительных поступков, которые можно совершить.. фу, ноги об него брезговал бы вытирать.
Altim
Мда, с одной стороны отец добился без денег успеха для дочерей, с другой стороны поступил как последний мудень, когда добился успеха...
Vanila Panda
Название статьи такое, будто бедных теннисисток прессуют. Оказалось, что батя обыкновенный пирожок без принципов. Ну и как бы вот основная причина: В марте 2012-го Жан и Франсуа подписали контракт, по которому отец теннисисток обещал тренеру 20 процентов от всех будущих заработков. Удачи тренеру в суде
Еще 52 комментария
55 комментариев Написать комментарий