Леа Периколи – Курникова 60-х. Стала звездой из-за откровенных платьев, отец (которого из плена спас император Эфиопии) даже запрещал ей играть

Дольче вита big time.

Имя Анны Курниковой для тенниса практически нарицательное: последние 20 с лишним лет в медийном дискурсе им называют сексапильных теннисисток, чья звездная мощь сильнее игровой.

Мария Шарапова и Курникова в 2008-м

Молодую Марию Шарапову в начале нулевых спрашивали, будет ли она новой Курниковой («Я не новый кто-то. Я первая Мария Шарапова», – ответила она, а Nike потом выпустил футболку с этими словами).

Легендарный промоутер Джек Креймер вспоминал главную старлетку 50-х Гасси Моран как Курникову своего времени, добавляя, что «она еще играть умела». В 2010-е то же самое говорили про Эжени Бушар.

Загружаю...

А как минимум однажды сравнение с Курниковой провела сама теннисистка – в отношении себя. Этой теннисисткой была звезда 60-х и член аллеи спортивной славы Италии Леа Периколи.

«Если бы я родилась лет на 30 позже, – говорила 66-летняя Периколи в 2001-м, – я бы стала невозможно богатой, как Анна Курникова».

Играла в мини в 50-е, привлекала так же, как Софи Лорен

Богатой Периколи не стала действительно потому, что родилась слишком рано – в 1935-м – и даже длинной карьерой застала только начало Открытой эры, когда теннисом стало можно зарабатывать.

Периколи, сравнивавшая обстановку в раздевалках с подготовкой к выпускному балу, большинство своих побед одержала в 1960-е: по несколько раз играла в 1/8 финала одиночных «Ролан Гаррос» и «Уимблдона» (в паре проходила чуть дальше), побеждала чемпионок «Шлемов» Энн Хейдон, Вирджинию Уэйд, Билли Джин Кинг. На протяжении девяти сезонов Периколи входила в сборную в Кубке Федерации и рекордные 27 раз в разных разрядах становилась чемпионкой Италии. 

Но теннис, в который играла Периколи, еще не был не только индустрией, но даже профессией – вместо денег там была романтика:

«Мы были мечтателями, которые гуляли и веселились, у нас не было команд, – вспоминает Периколи. – Я была симпатичной, и меня приглашали поужинать. В остальное время в целях экономии я ела пиццу».

Ветеран теннисной журналистики Убальдо Сканагатта рассказывал, что в Монте-Карло Периколи всегда останавливалась в скромном отеле – якобы потому, что, живя в нем, выиграла там первый титул, но на самом деле – из той же бережливости («Ну и что, что ванная была через коридор!»).

Загружаю...

«Однажды вечером во время «Уимблдона» я, Сильвана Лаццарино (постоянная партнерша Периколи по паре – Sports.ru) и Никола Пьетранджели (экс-третья ракетка мира, член Зала теннисной славы – Sports.ru) играли в покер на раздевание… Сильвана была смелее меня, а Никола вообще вернулся в номер в одном полотенце», – рассказывала Периколи несколько месяцев назад.

На корте Периколи славилась интуитивной игрой, виртуозными свечами и красотой, которую подчеркивала женственными нарядами. В 1954-м она выступала на турнире в Риме в узких мини-шортах и укороченном топе без рукавов – за десять лет до того, как длина выше колена стала для женщин приемлемой. Через год 20-летняя Периколи взорвала «Уимблдон», выйдя на матч первого круга в короткой юбке дизайнера Теда Тинлинга, под которой были шорты из кружева. Вообще-то это были не первые кружевные шорты, сделанные Тинлингом для «Уимблдона», – в 1949-м он уже спровоцировал медийную истерию и обсуждения в парламенте, одев в их вариацию Гасси Моран, – но Периколи все равно стала сенсацией.

Загружаю...

«Тед одел меня в короткую розовую юбку с нижними шортами, когда все еще носили юбки до колен, – рассказывает Периколи. – В первом круге я на четвертом корте играла с Джозефой де Рибой и в какой-то момент повернулась и обнаружила лежащих на земле фотографов, снимающих мою задницу». 

Член Международного зала славы теннисный журналист и писатель Джанни Клеричи вспоминал тот матч в 2015-м по случаю 80-летия Периколи: 

«Вокруг нее собралась толпа, сопоставимую с которой я видел только вокруг прославившейся в те же годы Софи Лорен: фотографы толкались локтями, сотрудники турнира не знали, что им делать. Каждый раз, когда Богиня наносила удар, ее и без того короткая юбка поднималась и открывала нижнее белье, которое было таким же откровенным, как трусы – только куда более роскошным».

Софи Лорен в Лондоне в 1957-м

Периколи, называвшая тогдашний женский тур «девочками из хороших семей», к такой паблисити была не готова:

«Я проиграла и ушла реветь. На следующий день я была во всех газетах, а мой отец был в такой ярости, что на два года запретил мне играть».

Научилась играть в колониальной Африке, где провела детство, убегая от войн. Вернувшись в Милан, ездила на корты на «Веспе»

На самом деле Периколи пропустила меньше двух лет – 1955-й она доиграла до конца и только потом сделала перерыв до весны-1957, – возможно, в этом сыграло роль открытое письмо Клеричи, которое он отправил отцу теннисистки Филиппо вслед за уимблдонским скандалом: в нем он говорил, что выдающимся судьбам нельзя мешать, и сравнивал Лею с балериной Карлой Фраччи, будущей Жизелью, партнершей Рудольфа Нуреева и единственной балериной, танцевавшей Гамлета.

Загружаю...

Периколи с мамой и сестрами

Именно Филиппо привел Лею в теннис, когда подарил ей «корт посреди прекрасного леса» в Аддис-Абебе, столице Эфиопской империи, где Периколи провела детство. Возвышенность, на которой находится Аддис-Абеба, – почти 2 500 м над уровнем моря – развила в Периколи выносливость, хотя поначалу он была «маленькой и хилой», а после первой тренировки от переутомления потеряла сознание.  

Филиппо Периколи сделал успешный бизнес во время Второй итало-эфиопской войны в середине 1930-х; из Африки он вез бананы, из Италии – «Фиаты». По завершении семимесячного конфликта Муссолини объявил Эфиопию новой итальянской колонией, а император Хайле Селассие бежал. Он вернулся при поддержке Великобритании вскоре после начала Второй мировой, что спровоцировало в стране восстания против итальянской оккупации, и к весне 1941-го Эфиопия снова стала независимой. В результате Периколи потерял состояние и попал в британский плен, а позднее, кажется, так вообще в концлагерь (но тут концов не найти).

Загружаю...

Хайле Селассие и Елизавета II во время ее визита в Эфиопию в 1965-м

На помощь пришел не кто иной, как император – Хайле Селассие лично организовал освобождение Периколи, поскольку тот несколькими годами ранее во время итальянской оккупации и свирепых репрессий наместника Родольфо Грациани (прозванного за них Мясник Эфиопии) спасал местных жителей, включая личного камердинера императора.

В 1947-м 12-летнюю Лею отправили в соседнюю Кению – в католическую школу-интернат при монастыре Лорето в Найроби (существует до сих пор, в этом году отмечает 100-летие).

«Поначалу там было очень тяжело, – вспоминает Периколи. – Я была единственной итальянкой, а они сначала вообще решили, что я глухая, потому что я не понимала ничего, что они говорят, и только подвывала. Но там я научилась ездить верхом, всех обыгрывала в теннис, входила в сборную по хоккею на траве. Я заслужила их уважение».

Периколи в Африке

Когда в начале 1950-х Кению охватило восстание Мау-Мау – одно из крупнейших антиколониальных выступлений в африканских владениях Великобритании, – 17-летняя Периколи вернулась в Италию (откуда уехала, когда ей было два). Там она начала играть местные турниры и с легкостью на них побеждала, пока в Форте-деи-Марми ей не пригрозили дисквалификацией то ли за то, что она выступала за два клуба (перешла во второй, когда оказалось, что в первом ее официально не оформили), то ли за то, что она, не будучи профессионалом, приняла рекламное предложение – сфотографировалась с продуктами Binaca в обмен на золотую ручку Parker. 

Загружаю...

«Меня вызвал к себе секретарь федерации [по фамилии] Пиккардо, маленький злой невротик, и стал мне угрожать. Я была ребенком, откуда мне было знать?»

Проведя еще пару лет в швейцарском интернате, в 1955-м Периколи снова вернулась в Италию, поселилась в родном Милане и начала играть постоянно: прошла два круга на «Форо Италико» (в тех самых мини-шортах), один – на «Ролан Гаррос». Но чтобы играть в теннис, нужно было работать.

Милан в 1960-е

«Я вставала в 6:30, прыгала на «Веспу» и ехала в «Амброзиано», теннисный клуб, чтобы уже в 8:30 быть в офисе торговой фирмы, где работала секретарем. С 12:30 можно было поиграть еще пару часов, а потом – снова в офис». Про деятельность компании, в которой работала, сейчас Периколи с обезоруживающей беспечностью  говорит: «Мы возили из Ливана масло, арахис. Не знаю, может, оружие тоже». 

Играла хорошо, но одевалась лучше

По возвращении из отцовской дисквалификации Леа приняла свою славу it girl – наверное, осознав, что она открывает многие двери:

«Я стала знаменитой благодаря своей одежде, а не теннису. Я не была великой теннисисткой, но все знали мое имя из-за моего стиля, и это позволило мне ездить по всему миру».

Загружаю...

В роли флагмана теннисной моды Периколи выходила на корт в платье с юбкой из страусиных перьев, в платье с меховой отделкой, в золотом платье на турнире в Каире, а также в настоящем коктейльном платье с бантом, дизайн которого иногда приписывают Шанель (скорее всего, фигурально; стилистически куда больше напоминает Баленсиагу или Живанши). Сейчас некоторые наряды итальянки авторства Теда Тинлинга хранятся в лондонском Музее Виктории и Альберта (чья коллекция декоративно-прикладного искусства и дизайна – крупнейшая в мире), а большой теннисный энтузиаст модельер Давид Кома интерпретирует их в своих коллекциях.

За обаяние, элегантность и грацию Периколи была прозвана La Divina – Богиня – и взяла за правило держать наряды в секрете до самого выхода. Еще она получила-таки рекламный контракт – с кроссовками Superga, – а ведь это было еще до того, как Крис Эверт нормализовала идею о том, что теннисистки могут зарабатывать не только турнирами.

В 1964-м Периколи вышла замуж за композитора и продюсера Тито Фонтана, но ей всегда приписывали роман с партнером по миксту Пьетранджели, двукратным чемпионом «Ролан Гаррос», в честь которого сейчас назван один из красивейших кортов мира. Периколи, после тенниса написавшая биографию Пьетранджели, называет его самым обаятельным человеком из всех, кого встречала, и говорит, что в ее миланском доме у него своя комната.

Загружаю...

Пьетранджели в день свадьбы с первой женой Сусанной Артеро в 1960-м

«Но между нами никогда ничего не было – мы были партнерами, друзьями, – в очередной раз повторяла Периколи недавно. – Когда мы играли микст, он всегда был очень вежлив с соперниками, а меня ругал: Леа, ну как можно было пропустить этот мяч! Иногда он спрашивает меня, почему мы никогда не были парой: «Почему я на тебе не женился?» Я отвечаю, что у меня всегда был кое-кто другой, а у него – минимум две других».

Победила рак и продолжила играть, потом стала просвещать

В начале 1970-х, когда вслед за победой Билли Джин Кинг в «Битве полов» женский теннис приобретал все более профессиональные очертания, Периколи на пороге 40-летия продолжала и играть, и ослеплять красотой – настолько, что журналисты Джорджо Беллами и Фаусто Гардини без ее ведома заявили ее на отборочный конкурс «Мисс Италия» в Кортина д’Ампеццо. Периколи заочно выиграла отбор, но ехать на финал отказалась: «Там бы меня разорвали, а я не люблю проигрывать».

В самую серьезную борьбу в жизни Периколи вступила в 1973-м – у нее не нашли рак матки.

Загружаю...

«Когда мне поставили диагноз, я чуть не потеряла сознание от страха. Но через шесть месяцев после операции я стала абсолютной чемпионкой Италии».

В ремиссии Периколи провела пару сезонов и еще до завершения карьеры в 1975-м стала амбассадором исследований рака – примерно так же, как 20 лет спустя Артур Эш дестигматизировал СПИД. На активизм Периколи вдохновил доктор Умберто Веронези – онколог, позднее ставший министром здравоохранения Италии.

«Веронези пришел ко мне и спросил, не хочу ли я рассказать о своей победе над болезнью, потому что в то время никто не осмеливался даже произнести слово «рак». Если я своим примером спасу хотя бы одного человека, объяснял он, этого уже будет достаточно для счастья».

В 2013-м Периколи перенесла еще одну онкологическую операцию, а приглашенных на праздник в честь своего 80-летия попросила вместо подарков перечислить пожертвования в фонд помощи детям, больным раком.

Не захотела интервьюировать молодого Беккера, общалась с Армани и Версаче. Написала дебютную книгу по совету журналиста, говорившего с Гитлером

Закончив карьеру игрока, Периколи не ушла из тенниса: она начала о нем писать, а также стала первой в Италии женщиной-телекомментатором. Сканагатта вспоминает, как однажды предложил Периколи на интервью совсем юного Бориса Беккера, отрекламировав его как будущего №1. Итальянка общаться с «альбиносом» не захотела, но потом всегда признавала, что была не права.

В 1988-м на турнире ATP в Милане, где Периколи занималась связями с общественностью, в финале играли Джимми Коннорс и Янник Ноа. После восьми геймов американец снялся из-за проблем со спиной – к резкому неудовольствию 9 000 зрителей. Организаторы не знали, как с достоинством выйти из затруднительной ситуации – пока кто-то не предложил поручить церемонию награждения Периколи. Все остались довольны.

Загружаю...

Сейчас Леа, в 2015-м введенная в аллею итальянской спортивной славы на римском «Форо Италико» (на фото), – церемониймейстер проходящего там комбинированного турнира. Про него, кстати, Периколи рассказывает, как однажды к ней там подошли в раздевалке со словами, что ее хочет поприветствовать какой-то «английский джентльмен». Им оказался юрист мистер Кернот, часто обыгрывавший ее в Африке («После матчей с ним я забивалась в угол и часами плакала. Тогда в Риме я рассказала ему, сколько детских страданий он мне принес»).

Помимо тенниса на телевидении Периколи вела несколько развлекательных программ, в том числе о моде. Благодаря репутации королевы стиля она получала доступ к суперзвездам: Джорджо Армани (которого называет любимым дизайнером), Джанни Версаче, чете Миссони. Литературный дар Периколи заметил другой культовый персонаж – Индро Монтанелли, глыба национальной журналистики, икона Corriere della Sera и человек, интервьюировавший Эйнштейна и Гитлера. Монтанелли предложил Периколи написать книгу – сейчас у нее их три, в том числе отмеченная наградами «Однажды в теннисе» о Пьетранджели (2007), ностальгический роман об Африке Maldafrica (2009) и сборник коротких историй «Перевернутый ангел» (2011). 

Загружаю...

*** 

В 85 Периколи по-прежнему одна из самых узнаваемых фигур итальянского спорта и дитя послевоенной эпохи дольче вита с ее безоглядным гедонизмом и невинной беззаботностью. Не скованная современными нормами политкорректности, она говорит, что профессиональный спорт для женщин вреден, что она никогда не выйдет из дома без макияжа и прически и что нет ничего приятнее, чем «чувствовать себя защищенной и любимой мужчиной». Себя она вообще сравнивает не только с Курниковой, но и с собакой – из-за того, что всю жизнь «бегает за мячом» (сейчас – по полю для гольфа).

Кадр из фильма «Сладкая жизнь» (1960)

«Мы жили в другом мире, наш теннис был чистой забавой, без денег, – говорит Периколи. – Мы путешествовали, знакомились с удивительными людьми. Мы ночевали где получится, а те из нас, кого приглашали, ходили на свидания.

Но после десерта мы говорили «спасибо» и «до свидания».

Лагерфельд женского тенниса: создал больше 1000 платьев, взорвал «Уимблдон» кружевным бельем, перед смертью заказал факс в ад

Главный спортивный комплекс Рима – памятник фашизма. И никто не стесняется

Подписывайтесь на самый стильный инстаграм о теннисе

Фото: Gettyimages.ru/Terry Fincher (2, 7), Simon Bruty, William Vanderson & Reg Speller, Keystone Features, Keystone/Getty Images (10, 12), Douglas Miller (11, 13), Keystone/Hulton Archive; leapericoli.tml-comunicazione.it (6, 8); sportfair.it; imdb.com

Популярные комментарии
Lapo Elkann
Автор , прекрасная статья . Если сравнить с Курниковой, в юности Аня правда была бомбой, а Периколи не только эпатажная, но и элегантная и интересная . И как красиво и легко италянка описывает свое прошлое. Много денег не заработала в спорте , но счастлива, а современные спортсменки зарабатывают миллионы , но рассказывают со слезами только о трудностях, препятствиях .
Levais
Ну, если вам Хингис "куда симпатичнее", так Навратилова небось вообще богиня.
Ответ на комментарий Владислав Севастьянов
До сих пор поражаюсь популярности Курниковой. За карьеру не выиграла вообще ни одного одиночного турнира, лицо не самое красивое по русским меркам (по мне, Хингис куда симпатичнее) - но считалась теннисной богиней.
S1589
Хингис сейчас неплохо выглядит, но на заре карьеры со своей челкой была очень сильно на любителя. Аня не всем нравилась, но большинство тащилось от нее, я в том числе, что уж тут скрывать. Насчет "не выиграла ни одного одиночного турнира" - это факт, конечно. Но есть нюанс. Курникова очень рано (в 16 лет) заскочила в топ-30, получила возможность играть в основной сетке мастерсов и ТБШ, и этой возможностью, понятное дело, пользовалась. Если бы она вместо мастерсов активнее поездила по каким-нибудь 250-тысячникам, то, скорее всего, взяла бы эти злосчастные несколько трофеев в одиночке. Плюс, она карьеру завершила в 21 год. Поиграла еще лет 5 хотя бы, добрала бы эти трофеи
Ответ на комментарий Владислав Севастьянов
До сих пор поражаюсь популярности Курниковой. За карьеру не выиграла вообще ни одного одиночного турнира, лицо не самое красивое по русским меркам (по мне, Хингис куда симпатичнее) - но считалась теннисной богиней.
Еще 20 комментариев
23 комментария Написать комментарий