Все команды «Ф-1» скопировали революционное решение «Феррари». Технический эксперт объяснил причины

Оно стало мастхэвом.

В новый сезон 2019 года все команды вошли с поразительным единодушием: практически все технические штабы скопировали либо так или иначе адаптировали концепцию «высокого бокового понтона и небольшого входного отверстия для вентиляции», представленного в «Феррари» еще в 2017-м (а «Альфа Ромео» и вовсе пошел чуть дальше по части агрессивности). Даже «Мерседес» «приподнял» свои воздуховоды вверх, хоть и постарался сохранить старую форму отверстий (их решение скопировал «Рейсинг Пойнт»). Сама же «Феррари» при этом слегка отошла от философии минимальных боковых радиаторов, чуть увеличив отверстия для вентиляции — но в целом система теперь полностью доминирует в паддоке.

Загружаю...

Почему же она понравилась всем настолько, что через сезон после ее презентации не осталось команд, проигнорировавших бы новинку? Все объясняет авторитетный технический эксперт Крэйг Скарборо (текст написан в 2018-м, но он до сих пор не потерял актуальности).

«Основное преимущество концепции «высокого понтона» заключается в повышении аэродинамической эффективности, но немного не там, где все думают. Многие думают, что главным фактором является форма и расположение воздухозаборника — и да, он находится выше, и множество закрылков направляют в него воздух и понтон воздух, чем определенно помогают эффективности. Но дело не только в этом — главная разница заключается в увеличившимся пространстве под воздухозаборником — благодаря ему выходит большая «подрезка» понтона. «Феррари» же представила в 2017-м самую высокую входную систему в истории — раньше данная система почти не видела изменений целые десятилетия.

Ее новая более глубокая форма собирает воздушный поток и перенаправляет по нижней кромке боковой части болида. Дополнительный поток используется для создания большего давления на днище в задней части машины. Так улучшается производительность диффузора и его взаимодействие с шинами — особенно в свете пониженного давления позади кромки днища, создаваемой закрылками и рассекателями. В таких условиях широкое заднее антикрыло, генерирующее много лобового сопротивления, можно уменьшить или перенастроить для получения большей скорости на прямых без критического уменьшения прижимной силы.

Понтоны

Загружаю...

Вот как они выглядят изнутри — много электроники, деталей для охлаждения и прочего оборудования.

Для начала нужно понять, что вообще скрывается в понтонах — серия различных радиаторов от силовой установки и боксы с контролирующей электроникой. Для охлаждения всего этого нужны входные и выходные отверстия для воздуха — также потоки нужно направить на радиаторы точно так же, как и вокруг машины с помощью специальной формы корпуса. Кроме того, передняя сторона понтона содержит устройство безопасности для защиты гонщика от боковых ударов — его называют SIPS. С ней понтоны представляют собой настоящую головную боль для специалистов по аэродинамике, поскольку гарантируют мощное возмущение аэропотоку, в то время как конструкторы мечтают о чистом и спокойном движении воздуха на диффузор для генерирования прижимной силы. За последние годы боковые понтоны последовательно уменьшали, оптимизируя внутреннюю компоновку оборудования для перенаправления большего объема воздуха в заднюю часть машины.

Регламент

Max sidepod height – максимально разрешенная правилами высота понотона

Upper SIPS – верхняя часть системы SIPS

Inlet – входное отверстие воздуховода

Undercut – «подрезка» понтона для его аэродинамической эффективности

Загружаю...

Radiators – радиаторы

Lower SIPS – нижняя часть системы SIPS

Система «Мерседеса» из 2017-го слева (к 2019-му немцы все-таки немного подняли свои входные отверстия, создав гибрид двух концепций), система «Феррари» из 2017-го справа. Разница в размере «подрезок» указана пунктиром.

Правила, ограничивающие данную зону, по большей части регламентируют только высоту корпуса понтонов (600 мм) и размер систем SIPS.

Расположение всех SIPS в болиде.

Размер каждого элемента данной системы определена регламентом с 2014 года, но они производятся и располагаются командами самостоятельно. Изначально данная конструкция разработана «Марусей» при последовавшей оптимизации схемы от «Ред Булл» под руководством ФИА. Одна из «перекладин» смонтировала на уровне днища, в то время как правила предоставляют пространство в 120 мм для определения ее местоположения. Для второй «перекладины» регламент также предусматривает 120 мм «вертикального окна» для расположения относительно самой высокой части понтона — то есть конструкторам доступны 400-520 мм пространства относительно днища на их усмотрение.

В 2017 году большинство понтонов были уже разрешенных по правилам. Также ими не запрещено конструировать любую форму данных элементов — лишь основная часть понтонов, направленная назад, ограничена правилами минимальной кривизны — они же не позволяют добавлять какие-либо «плавники» либо закрылки.

Загружаю...

Решения

«Средний» понтон

Over the top – воздушный поток обтекания сверху

Cooling – поток в систему охлаждения

Undercut – поток по «подрезке» на днище

Типовая конструкция для болида, заключающаяся в расположении воздуховода между системами SIPS – в соответствии с ними верхняя перекладина располагается максимально высоко, а входное отверстие расположено под ней. Из-за ограничений регламента понтон в таком случае никак не сделать выше — а значит, и нельзя заполнить полезное пространство в 600 мм для корпуса. Так над SIPS остается незадействованные площади, куда часто ставили «плавники» или горизонтальные рассекатели для обтекания понтона.

«Высокий» понтон

Данную систему «Феррари» и представила в 2017-м. Здесь высший SIPS «утоплен» максимально низко, а входное отверстие располагается над ним, что очень важно — поскольку такая конструкция позволяет задействовать все 600 мм разрешенного регламентом пространства — на целых 80 мм больше, чем у традиционного «среднего» понтона. В результате «подрезка» оказывается более объемной — и тогда воздух через нее лучше доходит до задней части и значительно повышает эффективность диффузора. Также данная система позволяет сделать понтон более компактным, что также улучшает аэродинамику.

Загружаю...

Также такое решение сдвигает центр тяжести вниз из-за понижения позиции SIPS — тогда ему требуются усилительные конструкции для перенаправления ударных нагрузок в шасси. Они как раз и играют роль балласта.

Это мастхэв

Система дает хорошую прибавку в аэродинамической эффективности и других сферах автомобилестроения, но не является откровенно ключевой в общей производительности машины. Машины с другой конструкцией не превратятся в тыкву. Тем не менее, за последний сезон идея показала себя настолько хорошо, что буквально все команды так или иначе переработали свои болиды с учетом ее сильных сторон. Можно смело сказать, что «Феррари» совершила одну из сильнейших технических революций в «Формуле-1» за последние пять лет.

«Новая «Феррари» невероятна». В год 90-летия Скудерия надеется стать лучшей

Вот как работает инновационная подвеска «Феррари». Эффект видно невооруженным взглядом

Путеводитель по жаргону «Ф-1». Вы узнаете, что такое «грязный воздух», «гранулирование» и «зеленый трек»

Источник: DriveTribe

Фото: Gettyimages.ru/Dan Istitene

Популярные комментарии
Flanker-E+
27 июля 2016 Маттиа Бинотто сменил на посту техдира Джеймса Эллисона и в Феррари все так резко закрутилось-завертелось, поток инноваций продолжается по сей день... а сколько там еще всего происходит невидимого глазу. Нужно "поблагодарить" ФИА, которая моторные секреты Феррари в области накопления энергии сливает в прессу и конкурентам.
kosdimazz
помню когда Эллисон покинул Феррари, в комментах говорили что ушел последний луч света и Феррари ждут темные времена, но с тех пор машина только улучшается в качестве
Ответ на комментарий Flanker-E+
27 июля 2016 Маттиа Бинотто сменил на посту техдира Джеймса Эллисона и в Феррари все так резко закрутилось-завертелось, поток инноваций продолжается по сей день... а сколько там еще всего происходит невидимого глазу. Нужно "поблагодарить" ФИА, которая моторные секреты Феррари в области накопления энергии сливает в прессу и конкурентам.
Arksun
Ну если Фуры и в этом году провалятся чемпионат,то тифози очень сильно разочаруются
Еще 5 комментариев
8 комментариев Написать комментарий