Пьянич – важнейший игрок «Ювентуса». Он элегантно упрощает игру, это искусство

Аллегри сделал боснийца лучшим реджистой мира.

Когда друзья выбили Фахрудину Пьяничу контракт с полулюбительским клубом из Люксембурга, «Зворник» не отпустил его из выжженной войной Боснии. Два раза полузащитник приходил за документами и два раза уходил ни с чем. На третий пришла его жена Фатима с маленьким Миралемом. Ребенок заревел прямо в офисе, и клуб сделал Фахрудина свободным агентом.

Сегодня Миралем Пьянич управляет игрой топ-клуба, не повышая голоса. Словно пианист на Диком Западе, он задает ритм, под который одноклубники стреляют по плохим парням. Получая мяч, заставляет всех полевых игроков двигаться в его темпе. Обороняясь, командует ближайшими партнерами: кого накрыть, куда сместиться и какое расстояние держать между собой.

Загружаю...

Хотите понять игру «Ювентуса» – следите за Пьяничем. Боснийский философ осмысливает футбол на метафизическом уровне и ушел дальше и глубже олимпийской гребенки «Быстрее, выше, сильнее». На его понимании и мозгах строится игра «Старой синьоры»: Аллегри определяет тактику, а Миралем формирует стиль.

«Мне неинтересно делать десяток финтов и пяточек. Меня больше тянет к простоте игры – она делает футбол прекрасным. Простейшие вещи всегда самые сложные. Не каждому они по силам», – объясняет Пьянич свою концепцию.

Такое видение футбола идеально вписалось в рациональный перфекционизм «Юве». Туринский доминатор никогда не делал больше, чем нужно для победы, и никогда не распылялся на что-то кроме. Философии игрока и клуба пересеклись: любое движение – лишнее, если не ведет к результату.

Очень похоже воспринимает игру логик Аллегри – именно он настоял на покупке боснийца в 2016-м. В «Роме» Миралем играл между десяткой и центром поля и перед обороной появлялся только в экспериментах Спаллетти – в итоге часто проваливался и заработал репутацию ненадежного художника. Не все поверили, что Макс действительно сделает Пьянича одним из лучших реджист мира, а он сдержал обещание.

Босниец специфически прибавлял с каждым годом в Турине. С каждым сезоном увеличивалось количество (с 54 до 73 за матч) и точность передач (с 86,7 до 92,5%). Росло влияние на игру и участие в прессинге. При этом он все быстрее расставался с мячом, минимизировал касания – меньше, но качественнее. Дриблинг стал для Пьянича такой же ошибкой, как для Мальдини – подкат. Если обводишь, значит, налажал, позволил себя накрыть.

Загружаю...

«Я видел Зидана, Хави, Иньесту и Пирло. Все они упрощали футбол и улучшали игру команды малозаметными мелочами. Они анализировали происходящее на поле и делали именно то, что облегчало задачу одноклубникам, – рассказал Пьянич о примерах для подражания. – Я много читал о Скоулзе и его тренировках. Все называли его уникумом, но не потому, что он ловко обводил манекены. Он сделал себя особенным, упрощая игру».

Такие вещи Пьянич проворачивает на раз-два. Он постоянно перемещается, освобождаясь от опеки, но его умные маневры мало похожи на броуновское движение Верратти. Пьянич не ищет мяч любой ценой, часто его открывания – ложные. Иногда он только изображает распасовщика, запутывая соперника.

Как это работает, видно по первому голу в октябрьском матче с «Янг Бойз». Перед тем как длинным пасом вложить мяч в ногу Дибале, Бонуччи прошел полсотни метров. Все это время Пьянич регулярным кружением переносил линию прессинга, расширяя свободное пространство, а перед голевым пасом увел от Лео соперника.

Загружаю...

Так Пьянич ведет игру даже без мяча: использует и создает свободные зоны, подсказывает партнерам, куда открыться, и с геометрической точностью выравнивает баланс команды. Он управляет и движением соперника, увеличивая разрывы между линиями и ломая прессинг.

«Пьянич сейчас ближе всех ко мне, – говорит Пирло. – Он нашел идеальную для своих качеств роль и прекрасно интерпретирует задачи реджисты. Миралем уникален, дает команде вертикализацию и способен изменить игру, если нужно. Я тоже предпочитал схемы с тремя полузащитниками, чтобы искать свободные зоны».

Аллегри может менять схемы и тактику, держать в запасе Бернардески и торговать Бонуччи в стиле Паниковского, но не может обойтись без Пьянича. Он делает команду сильнее: в прошлом сезоне «Юве» набирал 2,61 очка за матч с ним и всего 2 – без него. Без боснийца «Ювентус» влетел «Реалу» 0:3, а с ним чуть не отыгрался в Мадриде. Сейчас у Пьянича легкий спад, и это сразу отразилось на туринцах: с трудом победили «Интер» и неожиданно проиграли «Янг Бойз».

«Я чувствую ответственность за «Юве», потому что Аллегри просит меня держать команду в тисках. Он сердится только из-за ошибок – хочет, чтобы я был одним из лучших в мире. После перехода тренер сказал, что видит меня перед обороной. Я доверился ему и счастлив в новой роли», – говорит Пьянич.

Как правило, пьедесталы для таких игроков строят тренеры и гики. Но Миралем хорош не только артхаусной элитарностью режиссуры, которую не заметишь в статистике. Франческо Тотти недаром считает боснийца совершенным полузащитником: «У Пьянича есть все: дриблинг, техника, удар, пас и видение поля».

Загружаю...

Сейчас Пьянич – один из трех-четырех самых креативных игроков центра поля в мире. По соотношению точности и остроты паса он настолько выше конкурентов, что их не сразу видно на графике. Играя в глубине поля, ювентино отдает примерно столько же передач под удар, сколько Неймар и Азар. И намного превосходит полузащитников, попавших в список «Золотого мяча».

Естественно, что полузащитник такого уровня завязал на себе игру топ-клуба. Босниец связывает защиту с нападением, левый фланг с правым. Он всегда в центре действия, всегда вершина командных треугольников.

Аллегри удивительно точно нашел проводника своих идей на поле. Пьянич почти не принимает неправильных решений. Хотя добрался до такого уровня не сразу: у него были проблемы с выходом из-под прессинга, и решил их Миралем в чисто своем стиле. Он не отрабатывал способы выхода из-под давления, а эволюционировал так, чтобы не попадать под прессинг вообще.

Открываясь, обычный игрок смотрит на мяч. Игрок топ-уровня оглядывается на соперника. Миралем Пьянич сначала смотрит по сторонам и только потом – на игрока с мячом. Принимая пас, он уже знает расположение всех игроков на поле. Знает, кому отдать, кто и откуда будет атаковать его.

Поэтому он так быстро думает, в одно касание вонзает сумасшедшие проникающие передачи на полсотни метров – на игрока, которого не каждый увидит даже в телетрансляции. У Пьянича классная мягкая техника, но дриблинг ему не нужен. Миралем расстается с мячом раньше, чем соперник успевает приблизиться. Его очень сложно поймать и схватить.

Загружаю...

В этом видна школа Аллегри: Макс требует, чтобы реджисты сразу после приема были готовы отдать пас в любую точку. Поэтому он может усадить плеймейкера в запас только из-за неправильного положения корпуса во время открывания под пас. Примерно такие претензии он предъявляет Бентанкуру, а уругваец активно учится у Пьянича тотальному контролю ситуации.

К самому Пьяничу таких претензий нет: он полностью соответствует требованиям тренера. Макс не обращает внимания на недостаток физики (для этого есть Эмре и Хедира) и несильно раздражается даже из-за единственного серьезного минуса Миралема: иногда он выдергивается на игрока с мячом и оставляет опорную зону за спиной пустой. 

Аллегри взял талантливого и нестабильного художника и из серебра отлил золото. Боснийцем восхищается даже Капелло, а ведь он любит только жену и живопись. Наверное, Пьянич и есть искусство. Железный Фабио говорит, что с такими игроками жизнь тренера упрощается.

ВИДЕО

 

За те вещи, которые Пьянич делает на поле, сейчас очень правильно дают «Золотые мячи». Правда, ему блеск главной индивидуальной награды не светит – слишком глубоко он играет. Не помогла бы даже победа в Лиге чемпионов.

Загружаю...

Но тогда Пьянич хотя бы попал туда, где и должен был быть в этом году: в топ-20 лучших игроков мира.

***

Телеграм автора

Подписывайтесь, не пропустите новые тексты!

Фото: globallookpress.com/Giuseppe Maffia, Jose Breton; Gettyimages.ru/Laurence Griffiths, Alessandro Sabattini

Популярные комментарии
Exorcium
Наконец-то дельная статья про Пьянича. А то ведь многие болелы Ювентуса его игру уж слишком недооценивают. Надеюсь, эта статья поможет им оценить Миралема по достоинству. Ведь его влияние на игру огромно.
Bza Aaa
Вообще то этим делом занимается его напарник Матюиди, а Миралем на этом рояле играет
Ответ на комментарий Плеймейкер87
Один из лучших таскальщиков рояля прямо сейчас
zaytsev_stanislav
Андрей, полностью с вами согласен. Самый недооценённый игрок нынешнего Юве, и в то же время самый главный игрок на ряду с Кьелини, Канселу, Манджукичем и Матюди. Мира просто король контроля темпа игры. Футбол это аритмия, а Мира в ней кардио-стимулятор. Скромен за полем, всегда с днём в глазах в игре, и с холодной головой. Спасибо Роме, которая прописала сумму отступных! Это был подарок для меня, как для персофана Пьянмча!
Еще 114 комментариев
117 комментариев Написать комментарий