Срок окупаемости футбольного стадиона

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

 В одном из предыдущих постов я писал о том, что Леонид Федун планирует построить рядом со стадионом Спартак 1 млн. кв.м. жилья. Тогда все комментарии к этой новости сводились к тому, что строить просто футбольный стадион никому не интересно, нужно обязательно пристроить к арене офисный или торговый центр, гостиницу, словом, любой побочный проект, который поможет быстро вернуть вложенные деньги. На простом примере я решил выяснить, так ли это на самом деле. Сразу оговорюсь, что все расчеты и допущения я предельно упростил, а некоторые вводные могут показаться спорными. Как и всегда, критика приветствуется.

Итак, в качестве «базового» стадиона я решил воспользуемся параметрами Донбасс-Арены, построенной в 2009 году.

Загружаю...

Все перечисленные составляющие приносят доход. Начнем с того, ради чего, собственно, и строится любой стадион – футбольных матчей. Прежде чем переходить к расчетам, нужно сделать несколько допущений. Во-первых, предположим, что чемпионат будет проходить по привычной схеме: 16 команд, 2 круга, 30 матчей. Во-вторых, допустим, что команда-хозяйка нашего виртуального стадиона кроме Премьер-лиги, сыграет в Кубке России и Лиге Европы, начиная с группового этапа (и там, и там дойдет до полуфинала). Также предположим, что на нашем стадионе 2 раза сыграет сборная Россия, и весь доход от продажи билетов пойдет владельцам арены. Итого мы получаем домашних матчей: Премьер лига (15) + Кубок России (2) + Лига Европы (7: групповой этап – 3, 1/16 – 1, 1/8 – 1, ¼ -1, ½ -1) + матчи сборной России (2) = 26.

Самым современным стадионом в Москве по прежнему остается далеко не новый «Локомотив», попасть куда можно в среднем за 550 руб. Для нового стадиона в Москве эта цифра может быть приемлемой, однако для регионов окажется завышенной, поэтому оставновимся на средней цифре в 400 руб. за матч. Чтобы упростить расчеты, мы не учитываем программу абонементов, стоимость VIP-билетов и билетов на Лигу Европы. Предположим, что в среднем наш стадион будет заполняться на 70%. Такая оценка также может показаться слишком оптимистичной. Говоря о сравнительно высокой для России заполняемости, я предполагаю, что новый, современный стадион сможет привлечь гораздо больше зрителей, чем устаревшие и не удобные арены. Тогда:

400 х 51 500 х 26 х 70% = 375 млн. руб.

Стоимость аренды ложи на Локомотиве - от 62 до 200 тысяч рублей за игру в зависимости от категории матча, вместимости и расположения ложи. На эксклюзивный пакет из трех и более матчей можно получить скидку от 5%. В стоимость аренды входят билеты, 3-5 парковочных мест, банкетное меню и даже «нахождение в привилегированной атмосфере» за 1,5 часа до футбольного матча и два часа после его окончания. Возьмем среднюю стоимость аренды – 131 тыс. руб. и предположим, что заполняться ложи будут на 90%:

Загружаю...

131 000 х 45 х 26 х 90% = 138 млн. руб.

Следующая важная статья доходов – ресторанный бизнес. На нынешних стадионах это  направление практически полностью отсутствует. Однако мы говорим о современной спортивной арене, и надеемся, что и этот аспект будет должным образом развит. Не вдаваясь в нюансы ресторанного бизнеса, предположим, что все заявленные выше бары и рестораны сдаются в аренду управляющей компании. Возьмем для баров ставку – 800$/кв.м. в год, для ресторанов – 1000$/кв.м. в год. При курсе 28 руб./$ получим:

1000 кв.м. х 800$/кв.м. + 1600 кв.м. х 1000$/кв.м. = 67 млн. руб.

По аналогии с ресторанным бизнесом предположим, что помещения под фитнес-центр и фан-шоп будут сданы в аренду. Общая сумма дохода составит 34,5 млн. руб.

Также доход будут приносить паркинг и конференц-зал – 22,3 млн. руб. Расчеты можно посмотреть в таблице в конце поста.

Далее предположим, что 90 дней в году футбольное поле стадиона будет сдаваться в аренду. Я предполагаю, что газон будет искусственным, поэтому серьезного ущерба нагрузка в 90 дней принести не должна. К примеру, снять футбольное поле с подогревом в футбольной академии Спартака, открытой в 2010 году, можно в среднем за 16 500 руб. в час. За 8 часов каждых 90 дней: 16 500 х 8 х 90 = 11,9 млн. руб.

Наконец, допустим, что 4 раза в год на нашем стадионе будут проходить концерты. По данным Экперта в России аренда стадиона на футбольный матч стоит в пределах 10 млн рублей, а по словам директора стадиона «Уэмбли» Дэвида Томсона аренда знаменитой лондонской арены на один матч стоит 500-700 тысяч фунтов или в среднем 30 млн. рублей. При всем уважении к нашим будущим стадионам, сравниться в Уэмбли у них получится не сразу, поэтому возьмем среднюю ставку между 10 млн. и половиной от 30 млн. Также нужно принимать во внимание, что проведение концерта по сравнению с футбольным матчем требует дополнительной подготовки. В итоге получим среднюю ставку аренды - 12 млн. руб. за один концерт. Тогда за год доход может составить 48 млн. руб.

Загружаю...

Таким образом, общая сумма доходов составит почти 697 млн. руб. Расходы, необходимые для обеспечения работы всех служб стадиона оценим в  15% от доходов или в 104,5 млн. руб. Тогда доходы, на которые может рассчитывать собственник нашего стадиона, составят 592 млн. руб. в год.

Наконец предположим, что ежегодно все ставки будут повышаться на уровень инфляции – 6,6%. Поток доходов за 13 лет работы стадиона будет таким.

Обращаю внимание, что для упрощения расчетов я не учитывал схему финансирования проекта, а именно возможность привлечения заемного капитала, также не рассчитывалась налоговая нагрузка, хотя, принимая во внимание социальную значимость проекта, по налогам будут существенные льготы. Например, согласно Федеральному закону об организации и проведении в РФ Чемпионата мира по футболу в 2018 году, ряд льгот предоставляется инвесторам, финансирующим строительство объектов чемпионата:

Загружаю...
  • товары для реконструкции и строительства объектов чемпионата освобождаются от ввозного НДС (ст. 150 НК РФ);
  • доходы организаций, финансирующих строительство и реконструкцию объектов чемпионата, или непосредственно ведущих такие работы, освобождаются от налога на прибыль (ст. 251 НК РФ). Имеются в виду доходы, связанные с проведением чемпионата.
  • имущество, используемое в связи с организацией и проведением чемпионата, освобождается от налога на имущество (ст. 373 НК РФ).
  • земельные участки, на которых размещаются (включая период строительства и реконструкции) объекты чемпионата, освобождаются от земельного налога (ст. 395 НК РФ).

Еще нужно учитывать, что инвестиции в строительство осуществлялись не единовременно, а на протяжении нескольких лет, этот факт в моих расчетах также игнорируется.

Наконец, очень важно кому будет принадлежать стадион и как будут распределяться денежные потоки внутри группы компаний. В своих расчетах я сделал предположение, что арена представляет собой отдельный бизнес, а, следовательно, получает все доходы, связанные с арендой поля и других помещений.

Строительство Донбасс-Арены обошлось в 400 млн. $ или 11,2 млрд. руб.  Как видим, окупить эти инвестиции по нашим расчетам получится приблизительно за 12,5 лет. К сожалению, NPV нашего проекта отрицательный. Однако не будем расстраивать потенциальных инвесторов, ведь такой нематериальный актив, как, к примеру, развитие спорта в родной стране, можно считать бесценными.

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Футбольная арифметика
Популярные комментарии
fakel
16 команд, 2 круга, должно быть 30 матчей!!! а не 32!
Ilia Solntsev
По просьбам трудящихся внес изменения в расчеты: 1. Уменьшил число матчей до 26. 2. Снизил цену билетов до 400 руб. 3. Сократил заполняемость до 70%. 4. Увеличил операционные расходы до 15% Как итог, срок окупаемости вырос до 12,5 лет. Всем спасибо за комментарии!
Мисюра Сергей
в общем, я к тому, что с 30% посещаемостью и в нашей экономической ситуации (цена за билет - от 5 до 30$, средняя - 15$), у нас стадион будет в лучшем случае приносить прибыль (успешная московская команда, постоянные еврокубки и игры сборной), а в случае региональной команды - с трудом будет хватать на самоокупаемость стадиона. Итого, без домов вокруг или торгового комплекса - дело труба :)
Ответ на комментарий Ilia Solntsev
В целом критику принимаю, но про 70 лет - это все-таки перебор. Я уже ниже написал, что, на мой взгляд, новая, продуманная арена сможет, во-первых, увеличить посещаемость, во-вторых, даст право и возможность поднять цену на билеты
Еще 34 комментария
37 комментариев Написать комментарий