Первый Гран-при России выиграл русский пилот. В 1913 году

В современную гоночную эпоху «Формулы-1» Россия пришла в 2014 году с началом турбоэры, однако национальный Гран-при был еще до революции.

В 1913 году в Санкт-Петербурге состоялся первый Гран-при России — в тот сезон их было всего четыре (еще в Ле-Мане, Амьене и Гуадарамме). Заезд в Империи открывал королевский гоночный сезон, так что выигравший его пилот Георгий Суворин по сути возглавил бы чемпионский зачет — если бы такой к тому моменту уже существовал. Вторым приехал Иван Иванов на «Руссо-Балт», а третьим стал француз Рене Нотомб на болиде «Металлургик».

Что интересно, победивший гонщик выступал на машине фирмы «Бенц». На такой же немец Вилли Шолль выиграл в Санкт-Петербурге и в 1914 году — а 12 лет спустя данная компания объединилась с «Мерседесом» в известный ныне завод, входящий в концерн «Даймлер АМГ» и владеющий одноименной командой в «Формуле-1». Гонщики этой конюшни выиграли все четыре современные Гран-при России, а значит, «Мерседес» остается по сути одержал победы на всех достоявшихся гонках на территории современной РФ.

Фото: wikipedia.org

Популярные комментарии
de Ruyter
Как известно, отправной точкой в истории автомобильного спорта является 1884 год, когда состоялись состязания на скорость между Парижем и Руаном. 14 лет спустя первая "гонка моторов", как её окрестили, прошла в Российской империи – прошедшие поздней осенью 1898-го в окрестностях Санкт-Петербурга соревнования получили название "I Кубок общества велосипедной езды". Победителем заезда стал Павел Беляев, выступавший на своём трицикле Clement с бензиновым двигателем De Dion-Bouton мощностью в 1,75 л.с. В качестве приза ему вручили специальный золотой жетон с выгравированной надписью: "Первый приз за первую в России гонку моторов" Именно Санкт-Петербург, тогдашнюю столицу, можно назвать центром автоспорта в дореволюционной России. В 1902-м был основан Санкт-Петербургский Автомобиль-Клуб. Именно СПАК выступил организатором первых международных автомобильных соревнований в нашей стране, состоявшихся в 1913-м. Их победителем стал Григорий Суворин на немецком Benz с кузовом от отечественного "Руссо-Балта". Вопреки информации некоторых современных источников, придать той гонке статус Большого Приза в Санкт-Петербургском Автомобиль-Клубе не решились, хотя впоследствии об этом пришлось жалеть, ибо по составу участников и уровню организации гонка ничуть не уступала зарубежным Гран При, которые к тому времени уже проводилось во многих странах (первая в истории гонка с таким статусом прошла в 1906-м во Франции). Зато в следующем году организаторы уже с полным правом подали заявку на проведение гонки Гран При – и 18 мая 1914 года близ тогдашней столицы Российской империи состоялся Большой Приз Санкт-Петербургского Автомобиль-Клуба (в те времена соревнованиям давалось название не страны, а местного организатора). Соревнования прошли под покровительством князя Сергея Михайловича.
de Ruyter
Гран-при Санкт-Петербуржского автоклуба (СПАК) 1913 года состоялся 7 июня 1913 года под Санкт-Петербургом на 30-километровом замкнутом четырехугольнике между Красным Селом, Лиговым и станцией Александрово. Длину трассы не измеряли, однако было заявлено, что она составляет 30,5 километра. Было запланировано, что семь кругов гонки должны быть преодолены около 4-5 часов. Каждые 1,5 версты стояли контроллёры — прообраз современных маршалов. В гонке принял участие 21 автомобиль. Мюллер, Новиков и Йосса не стартовали, поэтому в 11:30 стартовали только 18 машин с интервалами в одну минуту. Новизна этого типа гонки привела к некоторым смешным ситуациям. Так, оба водителя команды Рычкова остановились сразу после окончания первого круга, однако благодаря контроллёрам остались в гонке. Во время второго круга начался сильный дождь, что вызвало большие проблемы для маленьких автомобилей. Во время гонки с дистанции сошла половина участников. В Красном Селе был пункт десятиминутной нейтрализации, чтобы избежать проблем в регулировании гонки. Любая машина, прибывшая на Красное Село, останавливалась контроллёром, который разрешал водителю включить секундомер. На выезде из Красного Села машины ждали по 10 минут, после чего им разрешалось продолжить гонку. Однако, когда Иванов, который был среди лидеров, прибыл в деревню, контролер дал ему выключить секундомер спустя только четыре или пять минут, так что водителю пришлось остановиться на выезде и ждать, когда секундомер показал 10 минуты. После этого он откатился назад и начал сильно рисковать — показал дважды лучшее время круга, показал среднюю скорость 126,1 км / ч на мокрой дороге и приехал на втором месте, в трех минутах позади победителя — Суворина. То же самое случилось с Эфроном и Шишкиным. Только 8 конкурентов закончили эту гонку. Кроме общей классификации было ещё два зачёта — средняя скорость на каждом круге (выиграл Гребенщиков, вторым был Дюрей и Риетти третьим), а также зачёт двигателей, который был основан на таких показателях, как масса автомобиля, средняя скорость, количество цилиндров, диаметр цилиндра и ход (выиграла Дюрей, второй — Иванов и третий — Нотомб). На своей Russo-Baltique C24/58 Иванов поставил абсолютный рекорд скорости для российских автомобилей: 14 мая 1913 года — 143,4 км/ч на расстоянии одной версты, хотя она была значительно меньше, чем новый абсолютный русский рекорд Франца Хёрнера в том же году на его Benz — 202,1 км/ч. Рекорд последнего оставался непревзойденным до 1952 года.
Фёдор Дмитриевич
Да вот было время у истоков а сколь впечатлений
Еще 2 комментария
5 комментариев Написать комментарий