Новое судейство. Юниорки

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Начался новый сезон, который, помимо прочего, интересен ещё и тем, что вступили в силу новые правила судейства. Было много мыслей и гипотез о том, как они будут действовать, и вот, наконец, появились первые реальные результаты. Рассмотрим их на конкретных примерах, чтобы понять, а что же, собственно, изменилось, насколько эти изменения положительны, или отрицательны, и каким образом фигуристки могут к ним приспособиться.

Наиболее рациональным мне кажется начать с новоиспечённой рекордсменки – Александры Трусовой.

Загружаю...

Совсем недавно она выиграла этап ЮГП с огромными баллами, при этом очень высока не только её техническая база, но и ГОЕ, и компоненты. Александру Трусову судейские протоколы представляют как практически идеальную фигуристку, которая не имеет слабых мест и сильна совершенно во всём. Но на самом деле, таких фигуристок нет, и Александра такой фигуристкой не является. Она – реальный человек, со своими достоинствами и недостатками и это совершенно нормальная ситуация, естественный ход вещей.

Самая сильная сторона Александры – прыжки. Она настолько талантлива в прыжках, что, пожалуй, является гениальной. Никто и никогда до неё не делал на официальных соревнованиях два разных четверных прыжка. Но Александра расширяет границы возможного и продолжает изумлять. Я считаю, что дело здесь не только в таланте, нужна ещё некоторая «безбашенность», потребность в риске, которая позволяет без страха бросаться на сложнейшие элементы. Такая черта характера очень помогает в спорте, однако таит в себе и опасность выйти за границы разумного риска и попасть из-за этого в беду. Но, будем надеяться, негативные последствия этой особенности фигуристку минуют.

Загружаю...

На недавнем этапе ЮГП Трусова исполнила три четверных прыжка – лутц и два тулупа. Лутц докрутить не удалось, с одного тулупа было падение, но один - чистый в каскаде. Очевидно, что идти на такую сумасшедшую сложность – значит быть готовой к тому, что исполнять её чисто получиться только на самом пике формы, да и то не всегда. Но и так баллы получились огромные. Можно говорить о том, что женские четверные – совсем не чета мужским с точки зрения качества. И за успешный тулуп ГОЕ у Александры - справедливо небольшие. Но я считаю, что исполнение хотя бы таких четверных в женском одиночном – огромное достижение. Это позволяет уйти от ограничения в 7 тройных прыжков и два дупеля, а значит - получить явное преимущество над конкурентками. Путь крайне сложный, зато эффективностью обладает великолепной. Важно и то, что Александра сохраняет и 6 тройных прыжков плюс дупель, заменив лишь один 3Ф и один 2А на два квада. Как я уже говорил, задача эта имеет принципиально иную сложность, а потому Александру я считаю представительницей новейшего поколения фигуристок, совмещающих элементы ультра-си с максимальной сложностью остальной части.

Но большинство прыжков Трусовой всё же тройные, и все они были исполнены без ошибок, на положительные ГОЕ. Взяв все успешные прыжки, кроме 4Т-3Т, отбросив максимальную и минимальную оценки за каждый, и просуммировав пошедшие в зачёт, я получаю средние ГОЕ Трусовой за прыжки - 3,67347. Это очень высокая оценка. Лишь обращу внимание, что это именно ГОЕ, а не баллы. Трусова в основном получает +3 и +4, причём +4 даже больше. +5 ей ставят редко, но бывает и такое. В правилах присвоения ГОЕ выделяют шесть критериев:

Загружаю...
  1.   Очень хорошая высота и пролётность;
  2.  Хороший отрыв и приземление;
  3.   Лёгкость исполнения;
  4.    Шаги перед прыжком, креативный заход;
  5.   Очень хорошее положение тела от отрыва до приземления;
  6.   Элемент должен быть хорошо вписан в музыку.

Первые три критерия являются ключевыми для того, чтобы оценка могла быть выше, чем +3. А так – сколько критериев, столько и + в ГОЕ, если нет никаких снижающих факторов. Один критерий – запаснойJ.

Казалось бы, ничего замысловатого. Но не всё так просто. Это количество оборотов в прыжке объективно и стоимость каждого элемента прописана в правилах однозначно, а в случае с ГОЕ каждый судья сам должен определить, достаточно ли прыжок пролётен, достаточно ли лёгок в исполнении и т. д. Значит, присутствует значительная доля субъективизма -  на мнение судей могут влиять разные факторы. В случае с Трусовой довольно легко отыскать все, или почти все критерии почти на каждом успешном тройном прыжке. Крутка у неё быстрая, сила в отталкивании есть, лёгкость очень хорошо видна, с высотой и пролётностью тоже хорошо. Всё в порядке с заходами, отрывами и приземлениями. Нет никаких систематических проблем ни с одним из прыжков. Вроде +4 или +5 можно ставить почти на каждом. Однако среднее ГОЕ пока не дотягивает до +4, хоть и является очень высоким. Это можно объяснить субъективизмом судей, тем, что разница в исполнении каждого прыжка всё же есть, или тем, что ставить максимум юниорке пока хочется не всем и не всегда. Но потенциал для максимальных ГОЕ у Александры есть.

Что касается недостатков, то придерживаюсь мнения о том, что Трусова не является сбалансированной фигуристкой – она имеет явный перекос в технику. Однако оценка за компоненты очень высокая – практически максимум от того, на что может рассчитывать юниорка. Чем я объясню свою позицию – тем, что вижу, что по скольжению и хореографии, по положению рук и корпуса, чистоте и плавности движений Александра Трусова заметно уступает многим другим фигуристкам. Короткая программа поставлена так, что этот перекос выставляется напоказ, музыка играет фоном, между элементами не происходит ничего интересного и нет никакой идеи. Произвольная программа всё же намного лучше – она создаёт нужную атмосферу, держит в напряжении и больше подчёркивает сильные стороны Александры, чем выставляет напоказ недостатки.  Стало быть, оценки за компоненты я считаю незаслуженными и, поидее, должен назвать их «грибами». Но я - не сторонник такого подхода, я убеждён в «теории позиций», которая должна дать ответ, почему же именно этой спортсменке, а не какой-то другой, завышают оценки. И тут всё очень просто: есть заслуга Александры Трусовой в том, что именно она, помимо титула ЮЧМ и многого другого, прыгает четверные прыжки. Именно вокруг неё создаётся огромный ажиотаж. Именно она является лидером, а лидеру ставят выше. Поэтому сильно завышенные компоненты получает именно Трусова, а не, скажем, Анастасия Архипова из Украины. К Трусовой претензий нет – она работает, делает, что может, и за два года заметно подтянулась в том, что касается катания. Тут остаётся только сетовать даже не на судей, а на то, что проблема оценивания компонентов – просто какое-то неизбежное зло, с которым приходиться мириться, и которое проистекает из особенностей фигурного катания как вида спорта. Компоненты чисто субъективны, они зависят от восприятия, и если разницу между двумя фигуристками можно увидеть, то её трудно выразить в цифрах. Даже моё мнение о том, что компоненты у Трусовой не должны быть столь высоки, основано на моём сравнении её с другими фигуристками, которых я сам считаю высококомпанентными. Поэтому, железно доказать свою правоту тут едва ли возможно: тот, кто не согласен, не воспримет те аргументы, которые есть, а тот, кто считает так же - вообще в обосновании не нуждается.

Загружаю...

Дорожки шагов я разбирать не буду, так как не умею. Да и дорожек всего две – по одной в каждой программе, а вот вращений – по три. Вращения также имеют критерии для выставления ГОЕ, первые три в совокупности также обязательны для оценки выше, чем +3:

Загружаю...
  1.    Хорошая скорость, ускорение во время вращения;
  2.  Хороший контроль, чистые позиции, высота, отрыв и приземление при прыжке во вращение;
  3.   Лёгкость исполнения;
  4.   Хорошая центровка;
  5.    Креативность;
  6.   Соответствие элемента музыке.

Во вращениях Трусовой из этих критериев нет разве что креативности, если понимать под креативностью действительно уникальные вращения Юлии Липницкой или Алисы Лозко. Всё остальное можно найти, да и заход во вращение в КП с кантилевера  - чем не креатив? Однако все эти «хорошая скорость, лёгкость, хорошие позиции» - относительны и познаются в сравнении. У Трусовой не такая хорошая растяжка, поэтому и позиции, да и скорость тоже есть и получше, причём таких фигуристок немало. Так что 4-ый уровень, как положено, Трусова набирает, с вращениями справляется успешно, но всё-таки это не её конёк и уж тут явно она должна получать не такие высокие ГОЕ, как те, кто вращается лучше неё по позициям, скорости и креативности. А среднее ГОЕ за вращения у Александры - 3,45238. Оценок +4 хватает, хотя если +3 считать как некоторую границу между хорошими вращениями и выдающимися, то переступать через эту границу оценки Александры не должны. С другой стороны, скорее, это лишь средний уровень, и должно быть 2,5-3... Однако, по факту пройдена половина пути до +4. Позиции…

Перехожу к Анне Щербаковой.

Загружаю...

И тут правильнее начать, пожалуй, с позиций на международной арене. Анна - дебютант, хотя она должна была навести шороху ещё в прошлом сезоне, так как задолго до его начала было видео, где Трусова прыгает 4С с сомнительным докрутом, а Щербакова прыгает 4Т, который выглядит получше. Но Аня сломала ногу и пропустила почти весь сезон. Однако последствий той травмы больше нет – Анна вернула всё, чем владела, а место четверного тулупа занял четверной лутц. На первом соревновании она его так и не прыгнула, зато вдоволь нахвасталась на тренировках. Кстати, 4Л Щербаковой даже выглядел получше лутца Трусовой.  Анна – катается в топ группе Этери, уже в шоу участвовала, да и сам факт того, что она готовит квад, хорошо играет в её пользу. Рит-каскад имеется в двух вариантах, как и у Трусовой. Ну а квад прыгать всё же надо – он стоит вместо дупеля и сочетается с ещё одним дупелем и 7 тройными прыжками (лутцы и флипы в повторе). В случае ошибки потерь можно избежать, если дальше докатать чисто.

Загружаю...

Что касается самих прыжков, то в них есть всё, кроме высоты. Прыжки Анны основаны на быстрой крутке, хотя для четверного она высоты добавить может и фигуристка уже показывала это. Просто обычно она этим не пользуется. Без высоты с пролётностью, ГОЕ не может быть больше плюс трёх. Но, чёрт побери, вы только гляньте на её флип в короткой! Он великолепен, хотя и невысок. И я понимаю тех судей, что поставили за него +5. Сложные заходы/выезды - есть, а систематических проблем – нет. Вот только каскады с двумя двойными, как я заметил, обычно ГОЯтся хуже, чем другие элементы у того же спортсмена на этом же турнире, так что может стоит отказаться от такого варианта и перейти к 3-3-2 или ойлернику? Но, вернёмся чуть назад – к тому, что при такой небольшой высоте ГОЕ не должно быть больше +3, но ставят, причём довольно часто. Посчитав средние ГОЕ за успешные прыжки (без высшей и низшей оценок, и не считая каскад в ПП с небольшой помаркой) я получил цифру 2,98413. На мой взгляд, всё честно. Большой высоты нет и это очень важно, но остальное то есть. Быть может, квадолутц прибавит ей ещё позиций и мы увидим некоторое обусловленное этим завышение по ходу сезона.

Анна Щербакова выглядит вполне сбалансированной фигуристкой. В компонентном плане она также весьма неплоха – создаёт образ воздушной лёгкой изящной феи, КП уж очень красивая, ПП же пока не прозвучала должным образом – в первом прокате было многовато суеты. Анна тонко чувствует музыку и умеет передавать настроение программы зрителям. Что слегка портит общую картину – неважное скольжение. Плюс Аня пока выглядит по-детски, но это уже не недостаток, а просто замечание. Зато хорео вполне на уровне. Я думаю, что компонентов она заслуживает довольно высоких. Ну и получила в итоге 29,78 в КП и 58,96 в ПП. Если 30 и 60 это некий топ-уровень, который очень трудно намного превысить, то завышение выглядит небольшим. Уж точно не таким, как у Трусовой с её 30,68 и 61,44.

Загружаю...

Вращения Щербаковой хороши, как ни крути – скорость, позиции, дотянутость, центровка. Трудно к чему-то придраться. Разве что порассуждать, что это, конечно, очень круто, но вот если бы она была ещё гениальнее, было бы ещё круче. Хотя куда уж гениальнее? Бильман почти идеален по положению, а вращение в шпагате - неплохая попытка повторить коронное вращение Липницкой. До идеала там прилично не хватает, но и то, что есть - очень круто. Средние ГОЕ за вращения - 3,90476. Это очень высоко, и вполне справедливо. В конце концов, +5 в среднем бы и Липницкая вряд ли получила бы. Ну, перевалила бы, наверное, за 4,3. А 3,9 для Ани в самый раз.

Алёна Косторная.

Загружаю...

Ныне хорошо известная фигуристка резко вошла в число лучших в самом начале прошлого сезона вскоре после перехода в группу Этери. Алёна – серебряный призёр ЮЧМ и ФЮГП, в прошлом сезоне привозила медали со всех стартов без исключения, включая взрослый Чемпионат России, и всего то ли 2, от ли 3 элемента за сезон исполнила на минус. Словом, позиции её достаточно сильны. Однако картину портит тот факт, что в своём первом соревновании Алёна не показала ничего технически нового из того, что готовила – ни каскада с ритом, ни тройного акселя. Не потянула? Не похоже. Эти элементы у неё есть, на тренировках она их исполняет. Нужно больше времени? Возможно. А почему тогда нет совсем очевидных улучшений – замены повтора тулупов в ПП на повтор лутцев или ритов. Даже каскад 3-2-2 с двумя тулупами, хотя уж тулуп-рит то можно было сделать без проблем. Разве что это временный вариант, поэтому не стали заморачиваться… Вообще, наиболее разумными теориями о том, почему Алёна не усложнилась, выглядят две. Первая – тренеры делают ставку на стабильность, чтобы была страховка на случай завала Трусовой и Щербаковой с их квадами. Правда, с учётом того, как оценивают Трусову, едва ли ей нужна страховка. Из 70 за технику в ПП вылететь – это надо постараться. Вторая теория заключается в том, что Алёна вступила в период взросления–  тогда уж надо потерпеть, подождать с усложнениями, сохранить бы текущий контент и позиции, получить бы этапы взрослого Гран-При на следующий сезон. Принять то, что в этом не всё получится так, как хотелось бы. Хотя нельзя и исключать, что просто нужно больше времени; в конце концов ничего неизвестно об её самочувствии. По крайней мере, дупель первым элементом в ПП с упрощённым заходом даёт надежду всё же увидеть изменения. А тройной аксель Алёне нужен – это её шанс доказать, что она лучше подавляющего большинства конкуренток и дополнительная возможность для борьбы с Щербаковой, с которой они выступили примерно на одном уровне, выиграв по этапу ЮГП каждая.

Загружаю...

Прыгает Алёна здорово – наотмашь, высоко, с силой. Красиво. Технично. Хорошо докручивает, на тулупе толкается зубцом. Только одна систематическая проблема портит впечатление – неясное ребро на лутце. Такую проблему решить трудно  – разве что ждать каких-то супер позиций, которые заставят судей закрывать на это глаза. Потери небольшие, но неприятные. Впрочем, ничего трагичного в этом нет – у всех есть какие-то элементы, которые получатся хуже, чем другие, и все пытаются скомпенсировать эти недостатки реальными достоинствами и хорошими позициями. Правда, в общем случае, в протоколах не стоит никакого значка, который был обращал на такие элементы внимание зрителя. А между тем, средние ГОЕ за прыжки Алёны 3,33928. Если считать без лутцев с неясным ребром, то вышло бы 3,42857. Вполне хорошо. Я бы счёл, что можно и побольше поставить, поближе к 4, но если уж Трусовой с её-то позициями только 3,67347, то что тут сказать? Жмотят. Можно понадеяться на то, что будут повыше оценки дальше, к концу сезона, что больше будут ставить +5. А может уже в следующем году, не по юниорам. А то пока взять аксель Алёны в КП – я уж не знаю, как сделать его ещё лучше? Но плюс четыре.

Загружаю...

В компонентах Алёна прекрасна. Рад, что видел её вживую на ЧР прошлого года и отметил прекрасное скольжение, хореографию, чувство музыки, насыщенность программы связками и прекрасное их исполнение без потери скорости, способность создавать и передавать образы программы. Смотрится уже по-взрослому. КП прекрасна, я пересмотрел её, чтобы обратить внимание на вращения, но не увидел их, а увидел цельное произведение искусства. Пришлось снова пересматривать, сосредоточившись на качестве элементов и отрешившись от остального. Наверное, в идее разделения судейской бригады на техническую и компонентную есть смысл... Чтобы никого ничего не отвлекало. ПП не так хороша, можно было лучше, но и то, что есть, выглядит достойно. 61,26 и 30,03 - вполне её оценка, близкая к юниорскому максимуму.

По вращениям тоже всё хорошо. Вращается чётко, быстро, ровно, с хорошей центровкой. Я ещё давно заметил, что вращения не совсем стандартные, интересные, так что и с креативностью всё отлично. Разве что где-то не помешало бы ещё чуть больше растяжки. Но и так всё хорошо, критериев везде полно. Я считаю, что за вращения Косторной недодают, потому как 3,40476 это совсем не её оценка. Это даже чуть меньше, чем у Трусовой! Понятно, что сравнивать разные судейские бригады смысла нет, буду надеяться, что потом оценки будут выше, ибо это вообще не справедливо. И ведь позиции в порядке, не должны её зажимать. Задумался, кто вращается лучше - Косторная или Щербакова. Трудно сказать: вроде по положению в шпагате Щербакова лучше, в бильмане - капельку лучше... Но у Косторной ярко выраженная креативность, её положения нестандартны, при этом вращения всё же точны и быстры, что должно несколько уравнивать ситуацию. Так что если Косторная и уступает реально по вращениям Щербаковой, то лишь чуть-чуть.

Загружаю...

Алёна Канышева.

Загружаю...

Есть три критерия, по которым её позиции в глазах судей слабее, чем у трёх предыдущих фигуристок. Во-первых, она - новое лицо  на международной арене такого уровня. Во-вторых - школа её не столь известна и раскручена, как у "этериевских". В-третьих, она на этапе явный второй номер после Косторной. Поэтому, судьи скорее склонны ей ставить оценки пониже.

И тем не менее, Канышева - топовая российская юниорка, иначе она бы не получила этапы ГП. Ещё меньше десяти лет назад это удавалось сделать девочкам, которые не владеют всеми тройными, ныне такое не укладывается в голове.  Канышева прыгает легко, красиво, довольно технично и... сложно. Рит-каскада нет. Но очень большая проблема, которая при ней всегда - очень низкая высота. Согласно правилам, ей не должны ставить за такие прыжки больше, чем +3. Однако пять четвёрок и даже парочка +5 нашлась. Но это особо не меняет сути, среднее ГОЕ за успешные прыжки - 2,01587.  Выглядит вполне логично. Хотя и могло бы быть больше, если бы позиции были посильнее. Ближе к тройке.

По компонентам Алёна тоже хороша. Не так хороша, как более старшая Алёна, но в сравнении ещё видна детскость. Трудно сказать, в чём именно она видна, но есть также и хорошее хорео, мягкость, плавность, да и скольжение неплохое. Программы хорошие, Алёна чувствует себя в них прекрасно, настроение передаёт, всё музыкально, хорошо выверено. А компоненты - 28,11+56,52. Для второго номера за такое катание выглядят вполне ожидаемо.

А что же до вращений, то к ним трудно "докопаться". Если смотреть на критерии ГОЕ, то не вижу смысла где-то ставить невысокую надбавку. С Щербаковой и Косторной сравнивать тоже трудно, все стараются, у всех получается, все молодцы. Наверное, в сравнении с Косторной можно сказать, что вращения Алёны старшей более вариативны. У младшей - чуть лучше растяжка - выигрыш по позициям. Средняя прибавка на вращениях - 3,42857. Как у Косторной, несмотря на второй номер. Мне бы тоже хотелось её отправить поближе к Щербаковой.

Загружаю...

Далее - Ксения Синицина.

Загружаю...

Тоже ученица Пановой, и с Канышевой у них много общего, в первую очередь по позициям ситуация примерно та же. По прыжкам разница в том, что Ксения не имеет такой явно выраженной проблемы низкой высоты, как мне показалось, но всё равно прыжки низковаты. Зато она владеет каскадом 3Л-3Р, что должно обращать на себя дополнительное внимание судей. Сложность в произвольной очень серьёзная: все каскады в конце. Но была помарка на первом флипе в КП и падение с 3Л-3Р в ПП - их я не стал считать. Посчитанные всё же в конце ПП прыжки были не такие уж уверенные, хоть и чистые, и надбавки за них вышли совсем скромные. Вот и получилась общая сумма 2,04081 - как у Алёны Канышевой. Но, полагаю, Ксюша может получать немного больше напарницы по школе.

По компонентам для Ксюши справедливы все те же эпитеты, которые я адресовал Алёне Канышевой, но всё же из них двоих я отдал бы предпочтение именно Ксении. Она постарше на год, катается, как по мне, чуть поинтереснее, да и программы нравятся немного больше. Конечно, точно в баллах сравнивать не знаю, как, но по факту Синицина получила меньше - 27,25+55,83. Но здесь легко могла сыграть роль меньшая чистота катания.

Вращения у Ксении отличные: и по позициям, и по центровке, и по скорости; если чего и пожелать - так это больше креатива. Бильман практически идеален. Оценка - 3,54762 и это солидно. Рядом с Алёнами, да и к Анне надо бы быть поближе. Если сравнивать досконально каждое вращение, полагаю, мы увидим, что кто-то исполняет какой-то вид чуть лучше, и в целом, вроде бы, это отражается в протоколах корректно. Останавливаться подробнее на этом я не буду - пока достаточно того, что при реально близком уровне вращений у разных спортсменок видно сопоставимые оценки.

Загружаю...

А перейду лучше к Анне Тарусиной.

Она так же из менее раскрученной школы, так же, как и ученицы Пановой. Так же дебютантка и второй номер после явного фаворита. Прыжки так же невысоки, а в остальном - проблем нет. Ритт-каскада тоже нет. Я бы не стал давать оценку Анне выше, чем Ксении Синициной. Судьи почти согласны - 2,12698.

Загружаю...

По катанию преимущество Анны в её чуть более старшем возрасте и хороших программах. Вполне выразительна, аккуратна, хотя меня её катание привлекло меньше, чем катание Канышевой и Синициной. Почему, сказать трудно. Оценки 27,32+56,23 вопросов не вызывают.

А вот во вращениях Анна заметно уступает многим девушкам в том, что касается позиций. Они не так сложны, да и скорость чуть ниже. Разница хорошо видна и судьи её тоже не проигнорировали. Оценки Анны за вращения - 2,37143. Всё равно, уровень, конечно, есть, но большего они не заслуживают.

Чем дальше, тем больше уже описано, а потому и дальше писать проще - анализ уже пошёл чисто сравнительный. Стало быть, не так трудно будет добавить и парочку соперниц.

После того, как Рика Кихира перешла во взрослые, Япония осталась практически без топовых юниорок. Разница между нашими девочками и остальным миром оказалась столь огромной, что приблизиться к ним даже на пушечный выстрел оказалось задачей не из простых. Сначала, единственной, кто казалась способной навязать борьбу, была кореянка Ю Ён.

Загружаю...

Уже известная судьям и зрителям, Ю Ён ярко выделяется среди числа слабых и очень слабых наших конкурентов. Как техникой, так и классом катания. Ещё в прошлом году, когда состоялся её дебют, она уже привлекла немало внимания. Теперь же, на мой взгляд, виден некоторый рост, девушка знает, чего хочет и упорно работает над собой. Прыжки есть, они не низкие, а вполне нормальные, заходы и выходы проще, чем у наших, а в остальном всё более-менее в порядке. Много такие не стоят, но приличные надбавки заработать можно. Судьи пока оценили скромно - 1,59184. Можно заработать больше, потому как отдельные, особо успешные прыжки были заметно дороже прочих. В целом же, не хватает лёгкости. Так что Ю Ён может намного лучше, но в этих прокатах не показала всего.

Основная разница в катании между нашими и кореянкой заключается в более простом рисунке программы - меньше связок, больше раската и езды на двух ногах. Меньше интересных находок в катании. Но Ю довольно артистична, катает с настроением, а не только прыгает. Хотя на мой взгляд, 28,28+54,64 всё-таки многовато, так как связки это сложно, а значит, должно быть важно. Короткая программа понравилась судьям больше. Да и мне тоже.

Загружаю...

Вращения Ю Ён - это те же вращения, только не такие быстрые, качественные и сложные, какими балуют россиянки. Ну и судьи дали 2,7381, с одной стороны оценка разумна, с другой - разница с Тарусиной, как мне кажется, не должна быть такой большой.

Неожиданным сюрпризом стало выступление на третьем этапе другой кореянки  -     Е Лим Ким.

Загружаю...

Я такую не вспомнил, но она уже выступала на этапах ранее назад, причём неуспешно. Короткая программа была исполнена с ошибками, но в произвольной случился чистый прокат со всеми прыжками и это неожиданно дало очень близкую к Щербаковой и Косторной оценку - в районе 130 баллов. При том, что сложность стандартная - повтор лутцев и тулупов, во второй части более дешёвые элементы. Оценка сразу вызвала много трудных вопросов о позициях фигуристки, о том, чего от неё ждали судьи, и что это вообще было - супер прокат жизни или явление обыденное. Ну и самый главный - нет ли тут переоценки? За прыжки ГОЕ вышли - 3,10714. Должен признать, что мне спорить с такой оценкой трудно. Четыре-пять критериев можно, при желании, увидеть, значит можно формально обосновать и более высокие оценки. Не хватает сложности заходов/выездов, не везде есть лёгкость. Но в целом хорошо. Это и ниже, чем у топ россиянок, и вообще +3 это такая граница, за которую перевалить может только что-то действительно стоящее. Оценки Ким за неё почти не перевалили, если смотреть в среднем. Хотя такая большая разница с Ён мне кажется странной. И в то же время примерно тот же уровень, что у Щербаковой?

По катанию я в первую очередь сравнивал Ким и Ён. Ён мне кажется интереснее, но программы - более пустыми, т. е. там больше езды на двух ногах. Скольжение у них близкое, обеих прекрасными катальщицами не назову. Скорее, средними. Моё личное предпочтение - Ён, потому что она мне кажется более артистичной. Ким же в обеих программах показывает одно настроение, и честно говоря, я не впечатлён. Считаю, что обе кореянки заметно уступают в компонентах даже второй тройке из России, но Ён всё же уступает чуть меньше. Тем не менее, Ким получила 27,08+57,87 и я считаю, что это чересчур много. Объяснить можно тем, что после очень чистой ПП у судей появилась возможность поддержать кого-то не из России для возможного выхода в финал.

Загружаю...

Вращения Ким тоже не вызывают особого восторга. Позиции упрощены, за исключением положения "сидя" всё смотрится заметно ниже топа. Думаю, у Ким было лучше, тут бы ждать оценки ближе к оценке Трусиной, но судьи поставили аж 3,2381, что, на мой взгляд, дико завышено. Такая оценка должна говорить, что Ким где-то рядом с Косторной и Канышевой, а по факту она уступает им много. Возникает ощущение, что кореянку тащили оценками наверх, увидев прыжки, чтобы разбавить доминирование россиянок в финале.

Чтобы подытожить увиденное и реально выставленное ГОЕ, я решил сделать сравнительные диаграммы. Получилось вот что.

Загружаю...

Соответственно, синие столбцы - то, как оценивали судьи, красные - то, что мне кажется более правильным, исходя из правил и сравнительного анализа.

Конечно, рассуждая обо всех этих ГОЕ и компонентах, нельзя игнорировать некоторые важные факторы. В частности то, что судьи на разных этапах разные, двух одинаковых прокатов тоже не бывает, оценки по ходу сезона будут склонны повышаться, сравнивать фигуристок заочно не очень корректно, да и судьи оценки ставят сразу, а не сидят часами, сравнивая элементы разных фигуристок между собой. Но всё-таки, кое-какие выводы сделать можно.

Расширение шкалы ГОЕ не оказало существенного влияния на принципы оценивания фигуристок. В целом, судьи стараются соответствовать правилам, повышенное качество исполнения элементов чаще всего находит более-менее корректное отражение в протоколах, даже несмотря на недостаточный авторитет некоторых спортсменок. Но, конечно, субъективизм и отсутствие однозначной трактовки критериев имеет место (например, нигде не сказано, какую высоту считать достаточной для критерия, а какую - нет). Стало быть, суть подхода не поменялась. Поменялись лишь цифры. Судьи легко ставят +3 за хорошие элементы, повышая оценку ещё выше за действительно выдающиеся. Но скупы на +5, сохраняя возможность для повышения оценок в будущем. Конечно, в большей степени присутствует расхождение в оценках, но оно будет уменьшатся со временем, по мере получения судьями опыта судейства. Всё так же недостатки закрываются сильными позициями, а слабые позиции являются сдерживающим критерием при выставлении оценок. Тащить проще в непрыжковых элементах и компонентах, в прыжках - сложнее. Поэтому качественные прыжки ценны больше, чем другие аспекты не только с точки зрения базовой стоимости, но и из таких вот соображений. В целом же, по первым соревнованиям всё выглядит так, будто изначальная задумка работает, но с сильными поправками на суровую реальность.

Загружаю...

Оценки одиночниц незначительно изменились по сравнению с теми, что были раньше, если говорить об итоговых цифрах. Увеличение ГОЕ оказалось примерно эквивалентным сокращению второй части. Поэтому ориентироваться на прошлые цифры и рекорды можно смело.

В компонентах, как мы понимаем, не изменилось ничего, да и с чего бы? Недавно я, наконец, придумал хотя бы утопический метод корректной непредвзятой системы оценки компонентов. А то не было в мыслях вообще ничего. Суть заключается в создании некоторой нейросети, в которую были бы заложены самые лучшие, по общему признанию зрителей, программы, сделанные в разных стилях. Тогда нейросеть, в идеальном случае, смогла бы приемлемо оценивать интерпретацию, хореографию и представление, ну или как минимум справилась хотя бы со связками и скольжением... Вычисление могло бы происходить быстро, в онлайн режиме, и тогда программы бы сравнивались с образцами по стилю, решая задачу поиска разницы между кардинально разными программами. Конечно, в этом случае победить российских фигуристок было бы невозможно, ибо про русских хакеров слышали все:)

Ну а если серьёзно, то самым тревожным изменением является сокращение второй части. Яркий взлёт Е Лим Ким показывает на практике: задача набора топовой сложности и приближения к лидерам заметно упростилась. Конечно, разница всё равно остаётся, пусть и небольшая, но в пользу Щербаковой и Косторной. Да и неизвестно, насколько вообще стабильна будет в итоге Ким и навяжет ли она хотя бы иллюзию борьбы. Синицина проиграла ей из-за своих ошибок в первую очередь. Но дело не в частном, а во общем, ибо  проблема есть, а во взрослых будет проявляться ещё ярче. Так как возможности оторваться от соперницы сильно урезаны, а ГОЕ играет бОльшую роль, любая не то, что ошибка, и даже не помарка, а уже небольшая неточность может с одной стороны подвести фаворитку, с другой - дать шанс претендентке. Вновь сыграть надёжно, вновь оторваться от соперницы значительно и превратить небольшое преимущество обратно в настоящее доминирование способны только элементы ультра-си. Поэтому столько волнений за Анну Щербакову и Алёну Косторную, поэтому такой ажиотаж вокруг Александры Трусовой. Какие уж тут компоненты, если пропаганда сообщила - она первая исполнила четверной лутц и умолчала, что он не докручен и может быть официально зачислен лишь как первая попытка 4Л. Что уж тут говорить о компонентах и оценках за вращение? Говорят, что Трусова выиграет Чемпионат России... Но, мы не знаем, что будет. Можем лишь смотреть, ждать и поддерживать наших девчонок, да и парней тоже. И в том числе этим ФК и прекрасно.

Загружаю...
Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Об одиночном девичьем
Популярные комментарии
Nassta
считаю судейство Саши вообще надо рассматривать отдельно от всех, тк на четверные прыжки нужна совсем другая концентрация, сила, и заход больше. Очевидно что без квадов (тем более трех!) проще демонстрировать хорео и связки, она бы тоже наверное что получше изобразила если бы тратила на развитие этого время и силы, но она пошла параллельным путем. Все познается в сравнении, а ее сравнить не с кем. Даже Аня если и сделает, то только один. Вот кто без квадов - тех можно сравнивать сколько угодно - там Косторная лучше всех.
Рафаил Тринклер
Насчёт Саши и компонентов я в корне не согласен, потому что заезды на четверные отличаются от необходимых для тройных. Во второй половине, где у Саши пока что только тройные, компоненты у неё на уровне с Косторной и Щербаковой. Заход на ойлерный каскад с кантилевера показывает её превосходство над всеми. Возможно, когда Аня запрыгает в программах четверные, её превосходство в компонентах станет очевидным, но пока нет связок и катания между четверными, говорить о её превосходстве не приходится. То, что Саша катает не девчачьи танцы, не должно влиять на оценку за компоненты. Представьте Аню в программе "Убить Билла" - кого бы она там могла изобразить? То, что Саше ставят героические образы, а не лирические, может на подсознательном уровне отвращать от неё любителей женского катания. Но не должно влиять на оценки судей, и не влияет. Что касается Косторной, то она может перейти в танцы или катание и там будет непревзойдённа в компонентах. Но здесь её превосходят сразу две девочки (а на ЧР ещё и Алина). То, что она нравится публике, предпочитающей лирику, не делает её автоматически лидером. Вы сумели передать невыразимость, но очевидность, превосходства одной катальщицы над другой. Так оно и есть. Как бы судьи не изгалялись, но в оценках это тоже выражается, потому что судей целых 9 человек. Но всё же есть ещё и невыразимая герметичность образа: героическое ни чуть не хуже лирического, и не является поводом рубить нелиричную девочку за отсутствие у неё девчачьей чувственности. Спасибо за статью! прочитал влёт и с выводами про судей полностью согласен. (Какие грибы? какие федерации? какие интриги? В целом судьи справляются со своей работой. Ну было бы на два балла выше-ниже, но место у претендентки обычно оказывается её родное - заслуженное.)
Vasily Ivanov
У Медведевой нет вариантов : либо пытаться усложнять программу ,регулярно ее валяя ,либо торжественно походить по льду и потом долго кланяться...
Ответ на комментарий volkanogi
Молодец автор. Похоже читает мои мысли. Согласен аналитикой по всем юниоркам. Подметил даже то , что победитель ЧР еще не известен. Сколько уже пишу , что попрыгуньи рискуют . И не стоит забывать о таком моменте , как стабильно исполненные (без падения) прокаты в продолжительное время. В этом плане самая не "падающая " Евгения Медведева. Сотскова приближается к Жене по стабильности , но уровень ее прокатов ниже и порядочно.
Еще 19 комментариев
22 комментария Написать комментарий