Стив Нэш спас НБА

Неожиданно для самого себя.

Кульминация речи Нэша при введении в Зал славы.

«Помню одно собрание после матча. Там присутствовала вся команда. Мы победили, но Нелли рвал и метал. Он показывал наши ошибки. Мы с Дирком тогда только становились приличными игроками НБА, и мне подумалось, что он еще не верил, что у нас может получиться. Нелли показывает нам четвертую четверть – мы халтурим, не двигаем мяч, ленимся… В конце матча я обыгрываю своего соперника, прохожу под щит и забиваю. Нелли говорит: «Ну, иногда можно выехать на чистом таланте». Дирк смотрит на меня и переспрашивает: «На каком еще таланте?!» Это было забавно, но я тогда сильно разозлился».

Загружаю...

Это правда. В Нэша не верил никто, даже его лучший друг.

Ни в школе, когда он рассылал свои нарезки по всем колледжам, но получил приглашение лишь из сомнительной Санта-Клары (о существовании которой не знал).

Ни в колледже, где ему пришлось просидеть четыре года и выстрелить лишь в последнем сезоне после выступления за сборную.

Ни в «Финиксе», откуда его потом легко отпустили. («Даллас» настолько верил в новобранца, что подписал самого Ховарда Айсли из «Юты» для подстраховки).

Ни в «Далласе», где с ним не стал подписывать вполне разумный контракт Марк Кьюбан. Вместо этого босс предпочел бросить деньгами в Эрика Дампьера.

Ни тогда, когда он взял два приза MVP подряд (и не взял третий лишь потому, что это было бы совсем неприлично): обе статуэтки до сих пор вызывают полыхание.

Ни даже тогда, когда пошел на смертельный таран «Лейкерс» и, наконец, удалился от всех битв. С учетом всех звездочек, сносок, снисходительных улыбок, скептических замечаний, регулярных неудач в плей-офф хрупкость канадца в виртуальном преломлении оказалась еще более ощутимой, чем когда-либо на паркете. Он не выигрывал чемпионатов, не показывал доминирующих цифр влияния на игру в стиле Хардена, всегда оставался проблемой на своей половине и упорно коллекционировал показательные избиения от Джейсона Кидда, Чонси Биллапса, Тони Паркера и Майка Бибби.

Загружаю...

По сути, величие Нэша – это всего лишь его культовость.

Нэша обожали главным образом за то, что он был одним из нас – неатлетичным, небыстрым, болезненным белым мужичком, появившимся из ниоткуда. Он как будто специально сформулировал идеальный образ «героя из народа»: зашел в баскетбол вроде как случайно, непрофессионально, ценя в большей степени и другие виды спорта, в том числе демократичный футбол; не обладал сколько-нибудь выраженными природными данными и прибавлял благодаря гениальной голове и одержимой работе над броском; был героем-одиночкой, выступившим против войны и ассоциировавшимся с левой идеологией еще в те времена, когда баскетболисты НБА только водили мяч; отвечал на свист собственных болельщиков трехочковыми; имел забавный недостаток, который легко можно простить близкому другу – дебильную прическу; устраивал пивные забеги по барам и регулярно фигурировал в компрометирующих фото- и видеоматериалах; всю карьеру преодолевал себя, прибегая к разным средствам, чтобы нивелировать хронические проблемы со спиной; играл ровно так, как хотел бы любой из нас – разгонял атаки, разрывал любую защиту нечитаемыми передачами, всегда искал партнеров и стремился к высотам личной эффективности; проигрывал ровно так, как хотел бы любой из нас – когда ему разбивали нос, когда его вынуждали набирать 48 очков, когда его партнеры отдавали решающий подбор, когда сопернику нужно было чудо и Тим Данкан попадал из-за дуги, когда вмешивались судьи; и с каждым поражением становился только привлекательнее – именно потому и провел лучшие свои сезоны уже после 30, именно потому и ближе всего подошел к финалу на излете карьеры с одной из самых слабых своих команд.

Нэша вполне можно было бы ограничить вот этой народной фигурой – прямого антагониста Аллена Айверсона, не столько спортсмена, сколько воплощения идеальных черт, супергероя белого баскетбола.

Загружаю...

Если бы не столь же идеальное попадание в эпоху.

MVP Нэша всегда связывают с изменением правил хэндчекинга и системой Майка Д’Антони. Но только это миф: самым влиятельным атакующим игроком нулевых он оказался задолго до этого.

Все изменилось в тот день, когда разъяренный Дон Нельсон столкнул его с беговой дорожки. Шел сезон-99/2000, Нэш по-прежнему оставался второсортным разыгрывающим вспомогательного плана, тренеру все надоело.

Нэш обалдел от силового приема:

– Тренер, мне нужна помощь. 

– Нет, это мне нужна помощь. Хватит заниматься херней. Ты доминирующий игрок, ты бросаешь лучше всех в нашей команде, перестань отказываться от бросков.

«Безумный профессор» потратил год на боевые действия против плеймейкера и потерял терпение. Он был убежден, что пассивность Нэша в атаке стоит его команде побед. И в итоге пришел к выводу, что перебрал все способы воздействия – после убеждений, прямой критики и скандалов Нельсон поставил ультиматум: он обещал штрафовать разыгрывающего за каждый матч, в котором тот совершает меньше 10 бросков. К третьему сезону в «Далласе» Нэш добрался до более-менее приличной отметки в 11,3 попытки, практически вдвое увеличив количество по сравнению с предыдущим годом.

В последующие девять лет Нэш будет лидером лучших атак НБА. И с Антуаном Уокером, выбрасывающим 27% из-за дуги в 2004-м. И с упитанным Шакилом О’Нилом, не особенно расположенным к быстрому баскетболу. И с Амаре и Джо Джонсоном, и без них. И до отмены хэндчекинга, и после. И вместе с Д’Антони, и без него.

Загружаю...

Это обязательная сцена из кино про супергероя белого баскетбола – естественно, его нужно силой принудить к эгоизму. Именно пинки разбушевавшегося Нельсона привели Нэша к доминирующему влиянию на атаку, все остальное – это уже сопутствующие исторические обстоятельства, важные, но отнюдь не решающие.

Изменения в правилах.

Лига отказалась от хэндчекинга, чтобы сделать игру более зрелищной и дать хоть сколько-нибудь свободы разыгрывающим.

Продолжающееся и после 30 развитие.

В плей-офф 2004 «Маверикс», усилившиеся Уокером и Джемисоном, оскандалились, а Нэш в очередной раз лег под атлетичного разыгрывающего. Тем летом он несколько раз в день работал с личным тренером и вышел на совсем другой уровень, подчистив слишком уж явные недостатки в своей игре. До этого он пытался не слишком сильно уступать в мышечной массе соперникам, после превратился в невесомого легкоатлета, готового загонять любого, готового к бесконечному экспромту.

Уход из «Далласа».

Естественно, дико лояльный Нэш никуда не собирался. Но в итоге жадность Кьюбана толкнула его на полноценное превращение во франчайза и суперзвезду – в «Финиксе» он получил столько возможностей и полномочий, сколько в «Маверикс» Нельсон ему бы не смог всучить и при всем желании.

Загружаю...

Объединение с Майком Д’Антони и более подходящими для ран-н-гана людьми.

Знаменитая «система Майка Д’Антони» версии «7 секунд и меньше» – это, на самом деле, и есть Стив Нэш. Но только тренер-экспериментатор мог безраздельно отдать все управление игроку, чьи возможности ему не вполне хорошо представлялись.

Значимость Д’Антони за последние годы упала и вынырнула по синусоиде и полностью повторила тренд оценки его же репутации. Между «Санс» и «Рокетс» он прошел путь от новатора, как никто другой изменившего лигу, до неумелого плагиатора, которому просто повезло, до новатора, как никто другой изменяющего лигу. Неудачные заходы в «Никс» и «Лейкерс» заставили забыть, до чего странным и случайным – а также завораживающим и удивительным – казалось все, что происходило в «Финиксе» в середине нулевых.

Прежде всего, никто в «Санс» и не думал целиться в звезды. Команда с Д’Антони в предыдущем сезоне одержала 29 побед, летом приобрела лишь Стива Нэша и Квентина Ричардсона и после этого не то чтобы рассчитывала кого-то удивить.

Сам тренер никогда не считал себя непризнанным гением. Он пришел к основополагающим принципам во многом случайно: когда его «Милан» попал в пике в 93-м, бывший «Арсен Люпен» Д’Антони вспомнил, что ему всегда нравилось пространство в нападении, и принялся целенаправленно уменьшать пятерки, меняя пятых номеров четвертыми, а четвертых – третьими. Но он сам очень сильно сомневался, опасаясь пробовать то же самое в НБА.

Загружаю...

Даже его помощников не верили, что все это может сработать. Просто так получилось, что на команду совершенно не давил результат, Д’Антони получил свободу от руководителей, а дальше уже пошло само собой – «Санс» вынесли всех в предсезонке и стартовали с 31-4.

«Санс» ни разу не думали, что ультимативным решением станет именно приобретение Нэша. Тем летом они выбирали между Нэшем и Джинобили и просто искали какого-то сбалансированного созидателя.

Более того, Д’Антони даже годы спустя не догадывался, насколько именно полезен Нэш. Продвинутая статистика появилась гораздо позже, и тогда он мог оценивать вклад своего лидера лишь на глаз и не доводить его усилия до такого математического совершенства, как теперь у него получилось с Харденом.

«Мы даже не знали, как мы будем играть, – вспоминал потом Д’Антони. – Я боялся пробовать то же самое в НБА. Мне все говорили: «Ты загоняешь до смерти своих игроков. И тебя уволят. А главное – пострадают наши карьеры».

Я поговорил с Брайаном и Джерри Коланджело и сказал им: «Я тут немного сам запутался, потому что хочу играть вот так, но я не уверен. Это не очень традиционно». А они мне в ответ: «Делай то, что считаешь нужным, и ни о чем не беспокойся». Они мне дали импульс, потому что я сам очень сильно сомневался.

Нэш показал, что происходит, когда на свободной площадке появляется отличный разыгрывающий. Игра взрывается.

Даже когда мы начали побеждать, никто не верил. Все говорили: «Они не смогут так играть, продержатся максимум до декабря. Потом – продержатся максимум до февраля. Потом – продержатся максимум до марта».

Загружаю...

Нам помогло удачное начало. Мы просто всех выносили. Помню, я пришел к Брайану в офис – мы всегда встречались по утрам, чтобы все обсудить. Мы тогда шли 31-4, и мы просто посмотрели друг на друга и начали смеяться: «Ты вообще можешь в это поверить?!»…

Опыт «Семь секунд и меньше» мог бы остаться просто занятным экспериментом. Удачным, если учесть, что превзошел любые ожидания участников (Нэш – это прыжок от 29 побед к 62). Или неудачным, если учесть, что после всех поражений его признали обреченным на провал.

Опять же, если бы не контекст.

В 2001-м НБА пришла к осознанию катастрофы. Рейтинги постоянно падали. Баскетбол становился все более несмотрительным – медленным, мало результативным, слишком вязким и силовым, наполненным промахами и грязью и усыпляющим. Чернорабочие отодвигали звезд. А физически неприятные «Пистонс» и «Сперс» окончательно оттеснили веселых и рейтинговых «Сакраменто», «Даллас» и «Лейкерс». Было ощущение, что позиция разыгрывающего деградирует с каждым днем – за Киддом, Нэшем, Марбэри и Айверсоном стояли ребята с исключительно вспомогательными функциями.

Владелец «Финикса» Джерри Коланджело (в середине нулевых он продал клуб Роберту Сарверу) убедил Стерна в необходимости изменений – сначала отменили запрет на зону и ввели три секунды, ограничивающие присутствие «большого» в «краске», затем последовала отмена хэндчекинга.

И вот так эксперимент «Санс» имени Нэша-Д’Антони случился не просто в вакууме, а оказался предвестником совсем другой, новой лиги.

Загружаю...

Формально они пришли к краху. Д’Антони фактически был изгнан из НБА на какое-то время, Нэш и вовсе завершал карьеру в «Лейкерс», официальном кладбище престарелых рингчейзеров.

Фактически именно они заложили все тенденции, которые хорошо видны сейчас: беспозиционный баскетбол, бесконечное комбинирование с разнокалиберными маленькими пятерками, акцент на трехочковых, наращивание темпа игры и абсолютное доминирование разыгрывающего, прежде всего нацеленного на атаку. Все то, что вернуло НБА ее блеск и динамичность, зрелищность и супергероев, а с ними и болельщиков.    

Никто не радовался победе «Голден Стэйт» в 2015-м так, как это делал Д’Антони. Несмотря на серьезное отличие в стилях, он считал, что команда Стива Керра подтвердила его космическую правоту и просто довела эксперимент до логического конца.

И никто из звезд прошлого не ассоциируется с лидером «Голден Стэйт» больше, чем Стив Нэш, уже в качестве помощника тренера приложивший руку в том числе и к воспитанию Карри. С появлением продвинутой статистики окончательно стало понятно, что от Нэша нужно было требовать гораздо больше 10 бросков и гораздо больше трехочковых.

Карри вообще должен был стать прямым преемником Нэша в «Финиксе» – «Уорриорс» в последний момент отказались отдавать его Керру. Но и без этого параллелей между ними слишком много. Оба всегда ходили в недооцененных и словно бы появились из ниоткуда. Обоих подталкивали к более активному эгоизму на площадке. Оба – члены сверхэффективного клуба 50-40-90. Оба – двукратные MVP, на которых постоянно налетают разные правдоискатели в красно-белых трусах. Оба – внешне хрупкие, не слишком похожие на баскетболистов ребята с проблемным здоровьем, не самые быстрые, совершенно не атлетичные. Оба обладают тем, что невозможно измерить и оценить – чувством игры, момента, паса. Оба бомбят в концовках. Оба – идеальные партнеры, с которыми все мечтали бы оказаться рядом. Оба излучают позитив и меняют атмосферу и в раздевалке, и на площадке. Обоих невозможно отделить от их команд и от теперь уже вычисляемого, но от этого нисколько не менее умозрительного атакующего влияния.

Загружаю...

Нэш может сколько угодно представляться переоцененным. За его хрупкость страшно рядом с двусторонними бульдогами Киддом и Биллапсом. В нем видится слишком много пиара и гламурного истеблишмента на фоне андерграундного Айверсона. Его взлет накладывается на кооперацию со «системой Д’Антони» и небывалой для его времени свободой. Он так и не дошел до финала, в отличие от Кидда и Биллапса.

Но если отбросить все стереотипы, то в остатке все просто. Именно Нэш (а не Кидд, Биллапс или Бибби) оказался символом перемен. Именно Нэш и сделал революционную «систему Д’Антони» жизнеспособной. Именно Нэш – статистически лучший атакующий игрок нулевых. Именно Нэш вынудил тренеров отказаться от чрезмерного контроля и передать управление первым номерам. Именно Нэш оказался прообразом лучшего разыгрывающего новой эпохи – разыгрывающего, умеющего пулять с восьми метров, но готового уйти в тень и создавать для команды ситуации четыре в три.

Загружаю...

НБА, конечно, спасла себя сама, с помощью радикальных изменений в правилах. Просто так вышло, что их олицетворяет не формальный инициатор Коланджело, а быстрее всех адаптировавшийся к изменениям плеймейкер. Нэш – более чем любой из его современников – предвосхитил следующую эпоху и сумел задержаться и в ней ощущаемой тенью одного из главных ее героев.

Фото: Gettyimages.ru/Maddie Meyer, Doug Benc, Ronald Martinez, Christian Petersen; REUTERS/Mike Cassese, Brent Smith

 
Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Фонарь
Популярные комментарии
Шер Хашимов
Я смотрел пятый матч финала Западной конференции-2010 в аэропорту имени Кеннеди в Нью-Йорке, чертовски уставший после долгого перелета из Таджикистана. До сих пор помню свое разочарование, когда Артест положил мяч в кольцо под сирену и вывел "озерников" вперед 3-2 в серии -- и я это говорю как болельщик "Лейкерс"! Вот как сильно хотелось, чтобы Нэш наконец вышел в свой Финал. Для меня Нэш всегда будет как Роналдинью от НБА. Кирилл, спасибо!
STAT
Метался между Ансвером и Нэшом, когда начинал играть и смотреть баскет, осознав отсутсвие атлетичности, понял что модель Нэша нужно перенимать себе. Как итог, до сих пор фанат Финикса, играю с прицелом на пас или бросок, а главное могу уверенно сказать, что если бы не Нэш и Стат, то на баскетбольную ветку и не заходил бы. Номер 1 разыгрывающий в моем шорт листе, и пусть не чемпион, зато пример того, что в эту невероятную игру могут играть абсолютно все.
realmaxx
Никакой ошибки. Керр на момент драфта Стэфа был генменеджером Финикса.
Ответ на комментарий Сергей Ёлкин
"Карри вообще должен был стать прямым преемником Нэша в «Финиксе» – «Уорриорс» в последний момент отказались отдавать его Керру. " Тут нет ошибки?
Еще 50 комментариев
53 комментария Написать комментарий