Безграмотные планы

В прямом эфире программы «БИЗОНЫ ТВ» обсуждались слова вице-премьера РФ Сергея Иванова, который, рассуждая о сложностях российского баскетбола, заметил, что «детские школы и детские тренеры в России плохо работают». На страницу БИЗОНЫ ТВ VKontakte пришло письмо, выражающее точку зрения тренера одной из провинциальных ДЮСШ. В нем поднимаются фундаментальные проблемы, с которыми ежедневно сталкиваются специалисты, работающие с детскими командами.

***

Здравствуйте! Прошу прощения за «вторжение»... На одном из эфиров «Бизоны ТВ» была затронута тема трудностей, с которыми сталкиваются детские баскетбольные тренеры. Хотелось бы поведать г-ну Иванову, в каких условиях работают тренеры. Но, по воле обстоятельств, в течение ближайших 2-3 недель у меня не будет стабильного доступа к интернету. Поэтому, если Сергей Борисович согласится прийти на вашу программу в ближайшее время, в прямом эфире я ее посмотреть (и задать вопрос) не смогу :(

Загружаю...

Именно правительство и определяет вектор развития спорта детского в стране. И вопросы надо задавать в первую очередь ему

Я пообщалась со своей знакомой, молодым баскетбольным тренером из ДЮСШ, и вот что она мне рассказала в разное время:

Зарплата у нас маленькая. Работаем 18 часов в неделю. Официальная зарплата 3400. Но сказали, что чуточку ещё доплатят. Да, помимо самих тренировок работы много – разрабатывать эти тренировки, заполнять журналы... А это тоже много времени отнимает. Мда, плата за ставку просто мизерная. Даже обидно становится – учишь детей от чистого сердца, тратишь свои нервы... А тебе за это практически ничего… Я могу сказать, что детский спорт не стимулируется никак... Элементарно даже грамоты не могут детям дать за призовые места потому что «грамот мало»...

Я тебе как тренер могу сказать – в нашем районе спорт умертвляют как будто специально. Никому (районным властям) ничего не надо, и с каждым годом становится все хуже... Нашу ДЮСШ № N в следующем году будут объединять с другими ДЮСШ, потому что НЕТ ДЕНЕГ. Соответственно уберут половину тренеров, директоров, завучей и тд... ГДЕ РАЗВИТИЕ СПОРТА (о котором все время говорят высшие государственные чины), ЕСЛИ ВСЕ ПРОТИВ НАС?

Я все не могу успокоиться по поводу тех же призов! Ну вот заняли дети например 2 место на районе среди множества команд, а администрация (района) даже грамоты им дать не может, потому что опять же НЕТ ДЕНЕГ!!! Ну что за бред!!! Я сама покупаю детям грамоты на свои деньги и сладкие призы тоже покупаю на свои деньги, потому что помощи ждать неоткуда. Зато после любого награждения на тренировках появляются несколько новых ребят... А ведь это не все так делают, кто-то и не награждает за 2 место, кто-то и не считает, что это призовое место, а дети вот уже второй месяц с этими грамотами носятся счастливые, что они заняли призовое место! Я это к тому, что, если бы элементарно грамоты в достатке давали и хотя бы какие-то чисто символические призы, молодежи в спорте было бы намного больше! Я своим за 1 место кубок купила, мне реально не было жаль денег, особенно когда я видела их ОГРОМНУЮ радость от этого... Но я ведь сама понимаю, что это ненадолго, рано или поздно у меня появится мой ребенок, и на чужих детей денег элементарно не будет хватать, вот тогда даже и наградить будет не на что =(

Загружаю...

Я с удовольствием тебе напишу проблемы, которую волнуют лично меня как молодого педагога. Самая основная и, на мой взгляд, ощутимая проблема – это то, что мы вынуждены работать количеством, а не качеством. То есть в каждой группе ДЮСШ у меня должно быть по 15-20 человек. И никого не волнует, насколько эти дети слабые и сильные. Как ты понимаешь, среди этих 20 человек попадаются абсолютно разные детки – и те, кто хорошо развит физически, и те, кто мало занимаются физической культурой. Во что бы то ни стало, я должна тренировать этих детей в одной группе. Соответственно, противоречие: либо слабые дети не успевают за сильными и уходят из секции или чувствуют себя ущербными, либо сильным слишком легко даются те упражнения, которые подготовлены для слабых детей. Они уходят из секции либо не занимаются в полную силу. Можно сделать две группы – одна сильная другая слабая. Но тогда в слабой группе результаты будут отсутствовать по определению. Соответственно, либо убирать группу слабых детей и лишать их занятий спортом, либо показывать директору моей ДЮСШ, что целая группа (!) детей у меня не имеет результатов. Тогда за что они мне платят?

Мое предложение – пусть группа будет состоять из 10-12 человек, но это будет действительно группа, ориентированная на спорт высших достижений, или группа, ориентированная только на здоровье. Нужно понимать разницу и не смешивать детей с разными целями. Я знаю, что этого никогда не сделают именно потому, что для нашего государства важно количество. Мою работу особо никто не проверяет, всем главное то, что в журнале записано 15 человек. И никто не будет интересоваться тем, насколько эти дети совместимы в группе. Я думаю, группы должны быть меньше (в моем понимании, 10-12 человек вполне достаточно для комплектации одной группы), Именно для того чтобы был эффект. Были у меня разные тренировки. Так вот, когда приходит 15 человек, ты успеваешь дать пару заданий и еле успеваешь просмотреть каждого и исправить хоть что-то. Когда приходит 10 человек, работа проходит более целенаправленно и осмысленно. Успеваешь применить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Загружаю...

Второе что меня беспокоит – это ТУПАЯ И БЕССМЫСЛЕННАЯ документация. Всем давным-давно известно, что эти журналы, которые мы заполняем, совсем негодны для работы. Мы их заполняем для какого-то дяди, никто толком и не знает, для чего конкретно. В этом журнале мы всегда пишем, что 90-95% детей посетили занятия полностью. Но всем тренерам и директорам абсолютно понятно, что дети не имеют такое частое посещение тренировок по разным причинам. Далеко не одна я сталкиваюсь с этими проблемами, я знаю много тренеров, которые разделяют мое мнение. Я веду двойную работу – заполняю этот БЕССМЫСЛЕННЫЙ журнал для непонятно кого, а затем заполняю лично мою тетрадку-журнал, где я вижу реальное количество посещений и прогулов. По той документации, которую мы сдаем, нереально оценивать абсолютную картину. Но если мы не будем так делать, то, получается, платить деньги нам не за что. Ведь на моей тренировке было не 15 детей, а, например, 12 (см. проблему № 1). Соответственно, меня понизят в зарплате. Я не хочу и без того мои маленькие копейки терять. Следовательно, я трачу время на то, что никому не надо. Очередной бред.

Загружаю...

Ну, основные моменты вроде эти. Особенно меня беспокоит первый вопрос. Я думаю, в любой ДЮСШ должен быть отбор детей, как это было раньше. Но многие дети не заинтересованы в том, чтобы заниматься спортом. Поэтому мы с трудом можем подогнать под нормы количество детей хотя бы для одной группы. И уже не заботимся о том, насколько эти дети будут перспективны.

Ну и, конечно же, мелочи, – нет денег на призы для детей. Грамоты действительно покупает школа (спортивная), но они даются в основном за первые места, а за остальные призовые места я вынуждена готовить грамоты сама.

Есть также много вещей, которые меня беспокоят в конкретной NNN школе (в спортзале этой общеобразовательной школы ДЮСШ проводит свои тренировки), но это все из-за того, что, на мой взгляд, директор слишком безразлично относится к спорту. Мне бы очень хотелось, чтобы все директора школ были заинтересованы в том, чтобы призвать детей заниматься в ДЮСШ. Например, когда я прихожу в какой-либо класс, очень многие учителя отказывают мне в том, чтобы я сделала детям объявление о наборе в группу ДЮСШ, аргументируя это тем, что: «дети и так занимаются спортом», «сейчас начнется урок, и после этого объявления я не смогу их успокоить», «дети сейчас на перемене, а во время урока я вам времени не дам», ну и еще 1001 причина. Так вот, все педагоги должны быть заинтересованы в том, чтобы привлечь нашу и так не совсем здоровую молодёжь к занятиям любым спортом, но педагоги как будто сами губят детей, боясь истратить лишние секунды их урока.

Мне бы очень хотелось, чтобы все директора школ были заинтересованы в том, чтобы призвать детей заниматься в ДЮСШ

Загружаю...

Что касается моей «любимой» NNN школы – я думаю, если мои дети (те, которые учатся в этой NNN школе) станут олимпийскими чемпионами, они их даже грамотой не наградят. Директору «фиолетово» на спорт в этой школе, и она лично мне тысячу раз доказала это.

И еще… Это следует, наверное, из предыдущего, а может и не следует… Вот это, правда, ОЧЕНЬ ВАЖНО!!! Я давно думаю об этом, но у меня руки не доходят писать куда-либо выше. Я считаю, что каждая школа нуждается в третьем уроке физкультуры. Так вот, этот урок ввели с 1 сентября 2011 года. Но не все школы имеют возможность проводить третий урок (я знаю многие школы, которые не собираются вводить 3 урок физкультуры (это школы, которые учатся в две смены и имеют один спортзал, в котором идут уроки с утра и до самого вечера)). Так вот, я думаю, что третий урок нужен обязательно. Но он должен быть ТЕОРЕТИЧЕСКИМ! Во всех школах.

Например, слишком много времени на уроках требуется на теорию. Пока учитель объяснит то или иное, но это уходит время. Совсем недавно в NNN школе работала замечательная учительница. Она сделала очень много для развития спорта конкретно в этой школе. Так вот, у детей имелись специальные тетради для того, чтобы они записывали информацию. Чтобы не тратить на это время на том уроке, на которым дети должны непосредственно двигаться, можно ввести теоретический урок физкультуры (я честно скажу, очень долго думала об этом, я бы делала детям много разных презентаций, использовала бы инновационные технологии, и я знаю, что таким образом можно было бы увеличить интерес к спорту).

Ну и, конечно же, бессмысленно жаловаться на зарплату. Говорят с сентября ее повысят, но верится мне в это с трудом… Надеюсь, что наше Министерство образования будет делать все для людей, а не от людей; будет прислушиваться к мнению народа и не вводить новшества сгоряча.

Загружаю...

Спасибо, что заботишься о спорте, честно говоря, я бы делала то же самое, что и ты. Но я уверена на 100%, что все мои просьбы и пожелания останутся только на бумаге, а отнюдь не на деле.

Надеюсь, что наше Министерство образования будет делать все для людей, а не от людей

Хотелось бы, конечно, видеть администрацию района на районных соревнованиях (среди команд общеобразовательных школ), хотя бы на финалах. На самом деле, эти соревнования проводятся ужасно (раз уж мы заговорили об этом, то напишу и этот «косяк»)! Судят районные игры либо школьники, либо учитель ФК NNN школы. На бумаге это не написать – это надо видеть. Я не говорю о том, что он засуживает конкретно нас. Ему просто этот баскетбол осточертел уже, и судейство не нужно! Хотелось бы, чтобы к районным играм не только старших, но и маленьких относились с уважением, ведь ребята ждут эти игры целый год, и им будет приятно, если хотя бы на играх за 1-3 места они увидят администрацию района, которая сама в конце поздравит победителей! Тогда и рейтинг соревнований значительно поднимется. И еще… ВСПОМНИЛА!!! Победители района у старших, насколько ты знаешь, едут в город, участвовать в городских соревнованиях. У среднего и младшего возраста, к сожалению, это не проводится. Мне было очень обидно, когда я узнала это. Ведь спорт нужно развивать не только у старших детей, а начинать с молодых. Было бы интересно сделать городские соревнования по победителям младших возрастов (то есть игра между районами). Опять же популяризация данного вида спорта, привлечение новых детей в секции.

–--------------------------------------------------------

Вот так видит проблему детского баскетбола тренер в провинции...

P.S. От себя добавлю: да, можно многое свалить на бездействие районной администрации.

Но я имею некоторое представление о работе районного отдела по делам молодежи и спорта. Их там 2 или 3 человека. На одну десятую часть города-миллионника. Знаю, работы у них много, нередко свой законный выходной день (разумеется, без оплаты работы во внеурочное время) они проводят на различных мероприятиях, объектах.

Загружаю...

Уделить внимание всем детским соревнованиям элементарно не хватает ни времени, ни сил. Другие отделы – отдел торговли, соц.защиты, экономического развития – у них своя работа, отчеты, проверки. Они не будут проводить соревнования, потом что это не их обязанности. Дополнительных ставок в отдел молодежи мэрия не выделяет, потому что у мэрии нет на это денег. Мэрия сама в долгах и финансово зависит от Москвы, так как мы – не Татарстан, и все собранные налоги наша область отправляет в Москву, а там уже решают, какой области сколько денег из федерального бюджета выделить. Вот и не хватает ни на что. Выходит, именно правительство и определяет вектор развития спорта детского в стране. И вопросы надо задавать в первую очередь ему, а не тренерам на местах, которые и так делают все что могут в тех условия, в которых они работают.

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Надежды Юношей
Популярные комментарии
*ХимиК*
А у меня в Военном Городке была лишь одна секция в школе - Баскетбол. Вёл её человек, который в прошлом играл за Спартак-Приморье и не смог продолжить карьеру из-за травмы. Пришёл в школу, повесил объявление о наборе в секцию, и каждый день после работы приходил в наш ужасный спортзал и тренировал. Абсолютно бесплатно. И ему школа за это не платила не копейки. Вот выпустил он 5 потоков школьников, и ушёл. Все, кто занимались у него сейчас довольно неплохо устроились в жизни, имеют хороший стабильный заработок, семьи, машины. За себя могу сказать, что в свои 21 уже КМС по баскетболу, продолжаю играть за город, совмещая работу и учёбу в Университете. И ещё 3 человека с нашей школьной команды имеют разряд и до сих пор тренируются. А после его ухода секция закрылась, теперь командных видов спорта на районе нет. Люди, у которых сейчас тот же возраст, что и у меня был на момент начала занятий баскетболом сейчас просто сидят у компа целыми днями или особо «крутые» пьют пиво и магазина. Вот и весь спорт в городе Артёме Приморского Края. Всё держится на голом энтузиазме. Нету никакого стимула работать с детьми. И с каждым годом поколения будут всё хуже и хуже. А таким людям, как мой школьный тренер необходимо ставить памятник при жизни
Догилева
Пожалуйста, передайте тренеру, что она молодец и пусть не опускает руки, что результаты будут главной ее победой и благодарностью. Я лично готова предоставить ей грамоты на следующий учебный год на все места для всех возростов!!! Дайте адрес!!! Я куплю грамоты и отправлю почтой!!! Я не могу сдержать слез, когда читаю её письмо! И передайте ей (да она и сама, наверное это прекрасно понимает), что если она заниматся не будет с детьми, то дети будут наркоманами+алкашами и ворьем, что пусть будет 15 человек в группе но они точно не пойдут ширяться. и по поводу теоретических уроков- я считаю это абсолютно точно нужно+видеопоказы игр молодежных и взрослых чтобы дети знали как играют профессионалы (ну для старших школьников) чтобы было понимание что такое профессиональный спорт, чтобы дети моги выбирать себе карьеру спортсмена тоже. И еще обязательно нужно вовлекать в процесс родителей и звать их на соренования, чтобы они помогали детям и тренерам мотивировать детей. Я помню как ко мне папа с работы пришел когда мы в финале играли города в своем возрасте и мама с уроков ушла чтобы посмотреть на меня, папа фотал нас и потом фотки везде развесили в школе было безумно классно, а деда рассказал кому-то из знакомых корреспондентов из газеты и те статью о чемпионате города написали. Было причем все типа в 3-4 часа дня полный зал наших учеников набился плюс еще из соседней школы-атмосфера была что мы минимум чемпионы планеты :) вот такие мгновения и помогают становиться чемпионами и оставляют потрясающее чувство на всю жизнь, пусть я не спортсмен но мне есть что вспомнить :) И передайте, пожалуйста, тренеру - спасибо огромное за её работу, только благодаря таким, как она, у нас есть еще хоть какой-то спорт!
Чуча
Те же правила различных видов спорта объяснять можно во время теоретических занятий. Показывать фрагменты «эпохальных» спортивных поединков с комментариями. Рассказывать о звёздах спорта. Без этого ведь смотреть даже неинтересно становится сами состязания. Я уж не говорю, что очень трудно вызвать у ребёнка желание поиграть самому. Моя жена КМС по лёгкой атлетике (прыжки в высоту). Окончила питерский спортинтернат. Про баскетбол знает, что мяч в кольцо надо забросить. А про волейбол - что через сетку перебросить надо. И то, потому что «мы на тренировках иногда играли». И всё! Теннис, гандбол, биатлон и т.д. на том же «уровне». Как результат - она спортканалы вообще не смотрит! И это бывший профи!
Ответ на комментарий BuZZZ
Эти проблемы уже давно всем известны, только боюсь, что данный крик души останется незамеченным. Кстати, насчет теоретических занятий по физре - а что на них предпологается преподавать? Думается мне, что детям больше бы хотелось играть, а не слушать теорию.
Еще 88 комментариев
91 комментарий Написать комментарий