Историк кубанского футбола: Болельщикам и руководству надо сесть за стол переговоров
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Историк кубанского футбола Игорь Гайдашёв дал эксклюзивное интервью сайту Greenmile.ru. Сегодня мы публикуем первую часть, в которой Игорь Юрьевич призывает руководство «Урожая» и болельщиков «Кубани» объединиться и рассказывает о том, с чего началось его увлечение историей «Кубани».
Прежде всего, скажу, что подвигло меня на эту встречу и это интервью плачевное положение дел в нашем футболе и в футбольном клубе «Кубань» в частности. Хочется сказать и призвать к тому, что клуб и болельщики должны быть едины. Вражда ни к чему хорошему никогда не приводила. Нужно искать компромисс. Руководство клуба обязано находить какие-то компромиссные решения, а болельщики, в свою очередь, идти навстречу руководству.
У нас, наверное, случай особый. Мы часто берем московский «Спартак», как «авторитет» в противостоянии «болельщики-руководство», но для нас такой вариант неприемлем. Все-таки, «Спартак» имеет намного большие ресурсы, чем «Кубань». Посмотрите, например, на то, как начинали говорить об игроках нашей «Кубани», которые переходили в московские клубы, в тот же «Спартак». Когда эти ребята играли у нас, то про них никто не говорил и старались их не замечать. Как только они оказывались в Москве, о них писали, как о звездах едва ли не первой величины. Это и есть отношение к периферийным командам.
Посмотрите на «Спартак» в матче с ПАОКом. Там эпитеты сыпались из экрана телевизора, будто играли финал чемпионат мира. А играли средние команды весьма среднего уровня. Там счет должен был быть, как минимум 5:5. И не из-за высокого уровня мастерства, а как раз-таки наоборот.
Возьмем нашу сборную. Я был очень огорчен, что всем без исключения вручили звания заслуженных мастеров спорта. Есть игроки, которые заслужили – Игнашевич, Акинфеев, например. В советское время, за то, что сборная проиграла финал Чемпионата Европы, их лишили званий. А здесь…
Но, мы начали о поиске компромисса между руководством и болельщиками. Я, конечно, не знаю всех нюансов. Но, сколько помню, у нас никогда не было нормального взаимоотношений между руководством и болельщиками. Не было полноценного общения. Было более-менее нормально в начале 2000-х, потом в 2010-2011. Что произошло потом, мне сложно судить.
– Но, согласись, что раньше никогда не было такого, что руководство становилось в позу по отношению ко всем (абсолютно всем) движениям болельщиков.
– Поэтому я и говорю, что надо стремиться к взаимопониманию. Мы должны работать на общее дело.
– Ну как можно стремиться к взаимопониманию, если руководство сегодняшнее умудрилось разругаться со всеми без исключения. Раньше хоть с отдельными группами не общались.
– Я не знаю всех нюансов. Буду говорить со своей колокольни. Это руководство пришло на «минус 4 миллиарда». Они взялись за такой гуж, который любой другой сразу не стал бы заморачиваться. Поэтому, сказать, что они враги – неправильно.
– Есть русская пословица про переваривание пищи…
– А если тебе пообещали всестороннюю поддержку на уровне высокого руководства, но оказалось намного хуже.
– Началось все с ухода Мкртчана.
– Началось намного раньше. С увольнения Красножана. Мы вышли в Лигу Европы и сразу продали лучшего бомбардира Озбилиза. Вместо него пришел Сиссе. Потом в 2016-м Мкртчан снова пришел, говорил о Лиге Европы, но снова ушел. Что там произошло, мы не знаем, но это не имеет отношение к тем людям, которые сейчас стоят (а точнее стояли) у руля «Кубани».
– На место Мкртчана пришел Коробка, значит, ответственность ложится на него и его команду.
– Был еще момент, когда генеральным был Стаценко. Кто тогда управлял клубом непонятно. Коробка пришел, когда уже было ясно, что «Кубань» вылетает.
– Мкртчан пришел осенью 2015-го, потом была его встреча с губернатором весной, а потом практически сразу Мкртчан ушел. И пришел Коробка.
– Коробка пришел, когда оставалось играть всего пару туров. Кто управлял в период после окончательного ухода Мкртчана и прихода Коробки непонятно. Наверное, те, кто не хотел возвращения Мкртчана.
Я считаю, что наш крах начался, как это ни удивительно, в наш лучший год. Как только у «Кубани» всё начало получаться, нашлись люди, которые решили порулить. Пример с Ганчаренко – самый яркий. Считаю, что 2014 год подвел черту под нашим светлым будущим.
Я сколько времени работаю в клубе, столько лет слышу о создании фундамента. Но, ведь этого не делается. Все деньги уходят на зарплаты игроков, на трансферы. А для создания фундамента не делается ровным счетом ничего. Своей базы нет, стадиона своего нет. Стадион «Кубань» вроде бы собственность краевой администрации, но клуб почему-то должен платить деньги за его аренду...
В том противостоянии, которое возникло между болельщиками и руководством, нужно садиться за стол переговоров.
– Петков в интервью нашему сайту сказал, что обеим сторонам нужно умерить амбиции. Готово ли руководство это сделать?
– Нужно понять предмет спора. И тогда о чем-то договариваться. Я, например, могу признать свою неправоту, если это сыграет во благо. А у нас сейчас продолжается расслоение болельщиков. Я считаю, что наши болельщики – лучшие в стране. Были, есть и будут. И их надо уважать. Наши болельщики дважды становились лучшими в стране в 2011 и 2012 годах. Учитывая наш небольшой стадион, мы по посещаемости превосходили всех.
Нужен грамотный менеджер, который бы понимал все нюансы. Но, у нас и в стране и тем более в футболе очень мало профессионалов. Кто у нас руководит футбольными клубами? Там футбольных людей раз-два и обчелся. Менеджеры среднего звена – здесь попроще, нужен грамотный человек. У нас в последнее время был очень хороший руководитель – Терешков. Но, понимал ли он в футболе? Получается, что футболом у нас сейчас могут руководить все. Но, разве может футболист руководить хирургическим отделением?
Возвращаясь к основному вопросу. Не надо искать, кто прав кто виноват. Надо искать решения, как всё это прекратить. Это ничего хорошего не даст.
– А есть ли рецепт? Может он был до 5-го августа. А сейчас?
– Я считаю, что 5-го августа ничего страшного не произошло. Болельщики показали, что они создали любительский футбольный клуб «Кубань». Они показали верность цветам, они показали уважение к ветеранам. Они сделали праздник. Я видел очень многих старых болельщиков, которые пришли с семьями. Но, вопрос: «что дальше?» Пока все просто. На любительском уровне проблем никаких нет. Второй момент – без поддержки государственных структур клуб существовать не сможет, такой сейчас время. Многие говорят про Галицкого, но я уверен, что долго его клуб не протянет. Я не вижу понимания, чем он занимается. Создал три клуба, но это для себя. «Кубань» – народная команда. Один из великих спортсменов говорил: «даже если на нас придут смотреть 2 болельщика, мы должны выложиться для них».
– Представим ситуацию, «Краснодар» «загибается». Кто-нибудь станет на его сторону?
– Никто. Это частный клуб, который сделан в «пику» «Кубани». Я еще хочу сказать о культуре боления. Она пропала. Я вспоминаю, как в своей юности приходил на футбол и люди (пусть даже не совсем трезвые) размышляли. Они знали всё. Кто как играет в детских командах, кто как развивается.
Меня удивляют некоторые товарищи, которые утверждают, что не нужны никакие календари-справочники, программки, афиши. Мол, мы из интернета всё узнаем. Не надо считать себя умнее англичан, а они родоначальники футбола. У них выходит 9 ежегодников обще национального масштаба. Футбола без статистики не бывает. У нас статистику уничтожили. Берешь условных 8 сайтов спортивных и на них будет абсолютно противоречивая информация. Мы живем в каменном веке. В Англии каждый клуб даже 9-го дивизиона выпускает свой справочник. Там болельщики знают игроков, которые играли 100 лет назад. Спроси у наших, много ли они назовут игроков 50-летней давности. Я сильно сомневаюсь, что смогут. С этого и начинаются истоки патриотизма и культура боления…
– К вопросам патриотизма мы еще вернемся, а пока к вопросам от наших читателей. Когда ты стал коллекционером и когда понял, что коллекционирование станет большой частью твоей жизни?
– Мне было 5 лет, когда я впервые попал на футбол. Меня привел дядя. «Кубань» играла с «Тереком», выиграла 1:0. И мне запомнилось, что «Кубань» играла в таких застиранных красных маечках с синими трусами. Это 66-й год, тогда «Кубань» относилась к обществу «Спартак». Я сидел на восточной трибуне, а стадион был полный. Помню, что дядя пошел в буфет на углу восточной трибуны, выпил рюмочку, закусил и пошел смотреть игру. Люди шли, как на праздник. Я был потрясен и я настолько проникся. У нас тогда не было телевизора, и люди во время футбола выставляли телевизоры на улицу, чтобы люди могли посмотреть футбол.
А в 73-м году я стал уже ходить осознанно. Но, мне было интересно, а почему я не знаю, кто у нас лучший бомбардир, кто больше всех сыграл. Тогда очень мало было информации и я начал вести все это сам. Потом начал выписывать «Советский спорт», покупать программки, справочники, вести переписку с болельщиками.
Позднее я поехал в Харьков и мне брат подарил целый мешок справочников, и я пока ехал 18 часов обратно в поезде, штудировал их. Это было начало. В 1979 году мы вышли в высшую лигу и тогда уже появились обширные связи. У меня было более 200 корреспондентов по всему Советскому Союзу. Я покупал по сотне программок к матчу, отправлял их по стране – взамен получал от них. Это не было тупое собирательство. Программка всегда несла в себе информацию. Тогда было всего две газеты: «Советский спорт» и «Футбол-Хоккей». А мы обменивались информацией, статистикой.
В 1984 году на стадионе «Кубань» был основан клуб болельщиков. Я начал тогда собирать информацию по истории кубанского футбола. Меня многие упрекают, что я изменил историю, в частности «Динамо». Но, именно в то время я познакомился с «динамовцами», которые были еще живы и они мне говорили, что почему «Кубань» ведут от «Нефтяника», а не от «Динамо»? Позднее я познакомился с такими легендарными футболистами, как Аванесов, Жуковский, Занченко, Евсюков и я понял, что они правы.
Они заложили историю вместе с такими людьми, как Валентин Яровой, которому сейчас 81 год и который был первым (неофициальным естественно) пресс-атташе «Кубани». Это Селезнев Евгений Павлович, трагически погибший за «Кубань». Он летел в командировку в Омск и разбился. Это Валерий Вишталь, который мог поехать в любую точку края и который вел статистику. Я познакомился с Михаилом Рубаном, который также как и я, историк по образованию. И он помог мне войти в эту тему. Он сам общался с футболистами, которые играли еще до революции и он привил мне интерес к истории футбола.
Я счастливый человек, потому что я занимаюсь своим любимым делом и служу на благо «Кубани».
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…