Быть лучшим
Крейг Уайт родился в Мазервэлле, Ланаркшайр, но никогда его не тянуло к местному клубу. Всю свою жизнь магнат испытывал привязанность только к обитателям Айброкс и не мог представить, что ему доведется вытащить клуб из пропасти нищеты.
Сэр Дэвид Мюррей, безусловный творец подъема Джерс в 90-х годах, был поражен финансовым кризисом, де-факто раздавившим его империю. Мюррей, сентиментальный как и все мы, простые мужчины-болельщики, которых не понимает никто кроме собратьев, пораженных таким же недугом, больше двух лет пытался свыкнуться с мыслью о необходимости продать клуб.
Альтернатива была простой и понятной. Если бы Мюррей пытался дальше поддерживать клуб на плаву истощенными силами, то это грозило бы самой ужасной трагедией для славного клуба - нищетой и наступлением Темных веков. При этом дело не в том что клуб недееспособен без внешних вливаний как в России или Украине. Да почему именно в России? Посмотрите статистику прибылей и убытков клубов в той же Англии. Уверяю вас, финансовое состояние условного Килмарнока поздоровей будет чем у половины АПЛ. Что-что, а жить по средствам в Шотландии умели всегда. И Джерс вполне способны обеспечивать себя сами, если не выкачивать из клуба прибыль; а при небольшой поддержке со стороны потенциал просто гигантский.
Юный Крейг отправился в одну из элитных частных школ для мальчиков - Келвинсайд (Глазго). Как потомственный бизнесмен, он обращал внимание в основном на практическую сторону обучения. Увлекшись операциями на финансовых рынках, уже в пятнадцать лет он скопил 20 000 фунтов на купле-продаже ценных бумаг, благо законодательство в части возрастных ограничений было полиберальней чем сейчас.
В 1990 году он основал собственную компанию по продаже и обслуживанию сельскохозяйственной техники - по примеру отца, занимавшегося этим бизнесом, однако дело не удалось и компания благополучно откинулась с долгами в 300 000 фунтов.
Уайт таким обломом сломлен не был и вернулся в бизнес очень скоро и притом успешно. Торговля недвижимостью сделала его миллионером в 26 лет, что произвело его в ранг самого молодого миллионера Британии, заработавшего, как говорят в ЧГК, "деньги своим собственным умом", а не получившего наследство от предков. На полученные доходы он купил себе замок в Хайлендс и особняк в Монако, а потом решил расширить грани деятельности, выйдя на рынок инвестиций Лондона, куда благополучно и переехал на ПМЖ.
При этом Крейг Уайт был одним из наиболее привилегированных гостей на Айброкс, регулярно выкупая ВИП-ложу на сезон. Еще в мае 2010 года Уайт предложил Мюррею поделиться активами клуба за 28 миллионов фунтов, но предложение сходу было отвергнуто. В итоге через год тонущий клуб (точнее, 85,3 % акций) был выкуплен за символический 1 фунт компанией Уэйвтауэр лимитед, одной из дочек холдинга Либерти капитал, принадлежащего Уайту.
Какой обычно первый шаг нового босса в бизнесе?Верно, коллеги, это перетряска старой команды и приход людей новоиспеченного владельца. Совет директоров подвергся сразу серьезной встряске. Экс-председатель Алистер Джонсон вылетел немедленно, за ним последовали фин.директор Дональд Макинтайр и исполнительный директор Мартин Бейн. Заместо покинувших поле бойцов заступили Гэри Уитни и Фил Беттс. Таким образом, из прежнего состава Совета остались на своих местах бывший капитан клуба Джон Крейг и экс-председатель Совета в 2002-2004 Джон Маклелланд. При этом в кругах саппортеров ходят упорные слухи что Маклелланд - следующий кандидат на выход.
Новые управленцы великого клуба
Как стало известно вездесущей британской прессе, Уайт в приватном разговоре с Мюрреем обещал ему в течение нескольких ближайших лет оставлять прибыль в казне клуба, а сверх того дать еще 25 миллионов фунтов на новых игроков, что стало последним доводом для отречения Мюррея.
И активность нового штаба уже услаждает истосковавшихся по трансферам фанатов. Маккойст встретился с Уайтом и представил ему лист игроков, кого он хотел бы видеть в клубе. Из старых знакомцев, по слухам, там фигурируют облажавшийся в Англии Крис Бойд и не особо сверкающий в Турции Кенни Миллер. Представители клуба вступили в переговоры с нападающим сборной Израиля Томером Хемедом, уходящим из Маккаби Хайфа по свободному трансферу. Хемед пообщался с играющим у Кельтов Берамом Кайалом, и тот ему рекомендовал Глазго как отличный выбор для карьеры. Может это и не суперзвезда, но для укрепления прохудившегося ростера вполне нормально. Руки Рейнджерс протягивает и к защитнику Кристалл Пэлас Нилу Даннсу, которого манят и клубы АПЛ.
Уайт говорит: "Я здесь не только потому что являюсь болельщиком, но и вижу отличные возможности для бизнеса. Наш клуб - бренд, известный по всему миру, чем надо пользоваться и извлекать прибыль." Да, политика Джерс по развитию своей инфраструктуры мерчендайзинга и продвижения на рынках по сравнению с Селтиком выглядит проигрышно. Один контракт с JJB, ставшим эксклюзивным продавцом атрибутики, здорово ограничивает возможности. Атрибутику Селтика можно выписать и купить почти в любой стране мира, неся любимому клубу в копилку свои кровные денежки, тогда как онлайн стор Джерс работает максимум на 15-18 стран, покрывая Шенген, Северную Америку и Австралию с ЮАР. Остальным (русским в том числе) приходится покупать атрибутику исключительно во время поездок, что крайне неудобно и на фоне развития средств коммуникации и почты здорово удручает.
Уайту есть куда стремиться, и я желаю от себя ему только успехов. Я пророчить не берусь, но шансы поднять рейтинг Шотландии в Европе с такими молодыми профессионалами как Крейг Уайт много больше чем раньше.