It's coming home? Вполне возможно
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Англия – в полуфинале! Изобретатели футбола в его нынешнем виде сумели войти в четверку сильнейших в мире лишь в третий раз за свою историю (победа на своих полях в 1966 году и четвертое место в 1990-м). Как это произошло? Отвечает Артем Гехт
Швеция в четвертьфинале ЧМ – на это едва ли надеялся даже Златан. Однако в его отсутствие северяне победили Францию в своей группе в отборах к финальному турниру, обошли в ней Нидерланды, выкинули в стыках Италию, а на самом Кубке Мира обставили в группе Германию (заняв к тому же первое место) и выкинули крепкую Швейцарию в плей-офф. Тем не менее, в 1/4 финала перед «сине-желтыми» стояла априори более сложная задача, чем раньше. Все дело было в тактической схеме.
Проблема шведов кроется в тактической однообразности. После того, как Англия осознала свою ошибку, которая мешала им на протяжении полувека (играть вертикально, 4-4-2 – лучшая схема), именно Швеция стала главным последователем данной расстановки.
Да, она надежна и проста для понимания: самый яркий пример – «Лестер», который сумел выиграть Премьер-лигу с 4-4-2 в линию, и никто не успел найти настоящего противоядия против такой простоты. Сложность заключалась в том, что Гарет Саутгейт со сборной Англии использует расстановку, которая просто идеально подходит для нейтрализации классических линий в 4-4-2.
Изначально расстановка с тремя центральными защитниками была придумана, чтобы получить численное преимущество против пары форвардов соперника. Помимо этого, у 3-5-2 есть еще и превосходство в центре поля – 3v2, а паре своих форвардов противостоят два защитника (преимущества нет). В позиционной обороне вингбэки держат вингеров и при необходимости могут выдвинуться на крайних защитников, а при их подключении лишний игрок из центра поля может сместиться к флангу и не допустить ситуации 1v2 – идеальный план против перегрузов. Учитывая эти детали, можно сказать, что сборная Швеции вышла на игру, уже проигрывая сопернику.
Впрочем, винить за это Янне Андерссона было бы не совсем правильно – рисковать на такой стадии, встраивая абсолютно новую схему, слишком опасно: представьте, какой шквал критики обрушился бы на Роберто Мартинеса за его смелый план, повернись удача в реализации моментов лицом к бразильцам в четвертьфинале днем ранее.
Первые полчаса игра протекала совершенно спокойно – самыми опасными моментами были несильный удар Кейна с 20 метров низом (прошел рядом со штангой) и выстрел Классона примерно с такой же дистанции (выше). Складывалось впечатление, что Англия совершенно не торопилась, потому что знала – стандарты расставят все по своим местам. Так и произошло.
После того, как игра свалилась на фланги (опять же, ожидаемый сценарий), англичане заработали первый в матче угловой. Янг отправился подавать, а привычные герои рубрики «голы ЧМ со стандартов» расположились в штрафной. Что произошло дальше, прекрасно разобрал профессор стандартных положений Никос Оверхол.
Потрясающая полезность Стерлинга для команды проявилась не только в этой пассивной, казалось бы, помощи при голе. Из основного состава сборной Англии Рахим Стерлинг – единственный, кто до сих пор не получил однозначно положительную оценку от общественности.
Во всех четырех играх, в которых игрок «Сити» принимал участие, он получал низшие оценки от зрителей (опрос проводился на сайте BBC)! Удивительно, ведь Стерлинг является очень важным игроком атаки «трех львов» на этом турнире. Проход в полуфинал обеспечило чуть ли не в первую очередь его присутствие на поле.
Гарет Саутгейт заявлял: «В последних пяти или шести играх Рахим был ключевым игроком для нашей системы. Его движение, его забегания из глубины и обмен позициями с остальными игроками группы атаки для нас очень важны. Порой я удивляюсь, почему сомнению в основном поддается именно его имя в стартовом составе, а не кого-то другого, но так уж сложилась ситуация».
Стерлинг – второй форвард, и в данной системе его первостепенной задачей является поддержка в атаке. Рахим освобождает зоны для рывков Джесси Лингарда и Деле Алли, заодно вытягивая защитников соперника, однако, в отличие от большинства «оттянутых» нападающих, обладает необходимой скоростью и резкостью для того, чтобы и самому напрячь оборону забеганием. В матче со Швецией Стерлинг сделал больше всех рывков (46 – ближе всех к нему Лингард и Триппьер с 42). Матч с Колумбией вместил в себя 44 рывка, что явно говорит о закономерности происходящего.
В конце первого тайма Рахим успел за две минуты трижды забежать за защитников (бедный Гранквист надолго запомнит этот матч): в первый раз он не получил мяч, во второй – открылся под Лингарда и убежал один на один с Ольсеном, но попал в офсайд, а в третий идеально прочувствовал момент для рывка (хотя Хендерсон в тот момент еще не получил мяч) и загубил верный момент. Несмотря на блестящую в плане движение двухминутку, на Стерлинга обрушилась общественная критика. Но это все не важно ровно до тех пор, пока Саутгейт продолжает верить в Рахима, а тот продолжает делать результат.
После перерыва игра не поменяла характер, хотя в начале второго тайма Берг неплохо пробил головой по воротам, но Пикфорд среагировал. Когда вялый натиск шведов кончился, команда Саутгейта вновь подобралась к воротам Ольсена, устроив там хаос перед вторым голом. После череды выносов и блоков расстановка Швеции была дестабилизирована:
В оставшееся время Англия засушила игру, допустив еще пару опасных моментов после фланговых атак Швеции (стопроцентную гарантию против Берга и Тойвонена в воздухе нельзя получить даже с тремя Магуайрами), но на блестящем уровне отыграл Джордан Пикфорд, впервые на турнире сохранив ворота «трех львов» в неприкосновенности.
Англичане идут дальше и сыграют еще два матча в борьбе за Кубок Мира. Подававшееся в Англии в качестве ироничной шутки «It's coming home» приобрело абсолютно реальные очертания, а сами болельщики давно потеряли грань между шуткой и настоящей верой во время исполнения песни. Впереди еще два матча, полные эмоций.
главное фото: © Sputnik / Рамиль Ситдиков