Запись №12

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Дорогой дневник!

Не сердись на меня, что не уделяю тебе должного внимания. Закружила карусель будней, дел, да и оптимизм мой иногда дает слабину.

На днях поймала инженера по ТБ, седовласого, своеобразного старика с вечно драными карманами пиджака и вытянутыми коленями на брюках:

- Иван Иванович, в срочном порядке купите себе мобильный телефон! Я никогда не могу вас найти, устала бегать по этажам.

- Да я всегда у себя. А мобильный телефон - это вредно. От него излучение. Электромагнитное.

- Ну так умирать здоровым жалко (улыбаюсь).

- А у нас вон на крыше антенны, они, знаешь, какие вредные! А вот на соседнем здании еще вреднее антенны. И как раз на тебя направлены.

Я расхохоталась.

- А чего ты смеешься?

- Да я всегда смеюсь, видимо последствия излучения уже.

 

Как оказалось - не всегда. И пребывая в странном состоянии, я хочу поведать тебе историю, которую недавно узнала. Думаю, что для людей в футболе сведущих повествование мое не станет открытием, но меня все это очень тронуло и не оставило равнодушной.

Загружаю...

Одинокая звезда

На протяжении 15 лет он изводил соперников и сводил с ума торсиду своим самобытным искусством. О нем сложено множество легенд. Ему придумали десятки прозвищ, но настоящие друзья всегда называли его Манэ.

"Гарринча" — довольно редкая маленькая птичка, обитающая в горах Бразилии, приносящая, по поверью, счастье людям. В детстве Мануэл Франсиску Душ Сантуш умел издавать звуки этой птички, за что и получил свое прозвище. 

Гарринча появился на стадионе "Ботафого" в Рио-де-Жанейро в обычный день 9 июля 1953 года. Его привел бывший игрок клуба Арати, который случайно увидел виртуозную игру Гарринчи в родном Пау-Гранде и решил показать 20-летнего парня Жентилу Кардозу, тренировавшему в те времена "Ботафого". Занятие команды подходило к концу, когда тренер наконец вспомнил о новичке. "Давай его сюда!" - крикнул он Арати. После первых же шагов Гарринчи зрители попадали со своих мест от хохота, а наставник клуба, чтобы спрятать улыбку, отвернулся. У Манэ от рождения одна нога была значительно короче другой, поэтому переваливающейся походкой он напоминал то ли утку, то ли медведя. Кардозу попросил лучшего в то время левого защитника бразильского футбола Нилтона Сантоса проверить новичка, что по логике вещей, должно было поставить точку в еще не начавшейся карьере клоуна. "Когда я приблизился к нему, он неожиданно протолкнул мяч у меня между ногами и исчез, - рассказывал потом в течение многих лет журналистам разных стран Сантос. - Я попытался броситься за ним, но потерял равновесие и рухнул. Все, кто был на стадионе, начали смеяться".

Загружаю...

По предложению Нилтона Сантоса Гарринчу взяли в команду, но мир увидел гения только через пять лет. 15 июля 1958 года под давлением общественности тренер сборной Феола поставил-таки его на игру мирового первенства против СССР. Первые три минуты того матча были впоследствии названы "тремя самыми фантастическими минутами в истории мирового футбола". Почему? Потому что Манэ делал, что хотел на левом фланге нашей обороны, где ему сначала противостоял Кузнецов, а затем еще и пришедшие товарищу на помощь Воинов с Крижевским.

После первого прохода удар бразильца отразила штанга, после второго - Пеле еще раз проверил на прочность стойку, а третий рейд Гарринчи завершился подачей в штрафную, и Вава послал мяч в сетку ворот Льва Яшина.

Четыре года спустя чемпионат мира в Чили стал бенефисом Манэ. Он чуть ли не в одиночку добыл титул для Бразилии, и, конечно же, именно его провозгласили "королем футбола".

Пожалуй, не было другого футболиста в истории, который столь свободно чувствовал себя в любых ситуациях на поле. Гарринча не стремился, как Пеле, к идеалу во всех компонентах игры, хотя и пасом, и ударом по воротам владел в совершенстве. Славу Манэ принес его знаменитый финт, на который поддавались самые сильные и опытные левые защитники (их в Бразилии даже стали называть Жоанами - по имени паренька из Пау-Гранде на котором шлифовал свое "оружие" Гарринча в юности). Манэ замирал с мячом в ногах и имитировал движение корпусом - обычно влево. После чего стремительно уходил в другую сторону (чаще вправо). Обожал он и прокидывать мяч между ног. Защитники в этом случае, как правило, теряли равновесие и падали, становясь посмешищем многотысячной толпы. Однажды игрок "Фиорентины" головой едва не снес штангу после финта Гарринчи, а бразилец под гомерический гогот итальянцев вошел с мячом в ворота. 

Загружаю...

Его превозносили министры и бродяги, воры и банкиры, ученые и рабочие. Не любили только... тренеры. Их можно было понять, ведь по сути от наставников, работавших с Манэ, требовалось не мешать ему свободно творить. Полуграмотный подмастерье с ткацкой фабрики вышел на поле и изобрел свой футбол, в который никто не играл ни до, ни после него. Гарринча все делал не так: когда нужно было сыграть в касание - держал мяч, когда надо было бежать - стоял, вместо удара по воротам - ждал защитника, чтобы еще раз его обыграть. Появись Манэ в футболе сегодня, его, вероятно, не приняли бы в детскую команду. 

Мало кто помнит, но именно Гарринча совершил один из самых благородных поступков на поле. 27 марта 1960 года на "Маракане" шел матч "Флуминенсе" - "Ботафого". Защитник "Флу", выбивая мяч, подвернул ногу, и тот отскочил к Манэ. Гарринча ворвался в штрафную, оказался один на один с вратарем, замахнулся, но, увидев, что соперник лежит на газоне, послал мяч за боковую линию. Такое могло прийти в голову только ему. 

Находясь в зените славы, Манэ в одном из матчей национального первенства получил повреждение. Два-три месяца вне футбола, и он продолжил бы играть. Но в это время "Ботафого" отправлялся в турне по Европе, и каждый матч с Гарринчей в его составе стоил 15 000 долларов, без Гарринчи - вдвое меньше. 

Манэ не мог отказать настойчивым просьбам, отыграл на уколах, а по возвращении домой все было кончено - разрыв мениска. Ему сделали операцию, но после возвращения на поле Манэ был уже не тот. 

"Коринтианс" заплатил за него "Ботафого" сумасшедшие по тем временам деньги - около 100 000 долларов, но отработать их Гарринча был не в состоянии. Однако публика требовала продолжения шоу, трибуны свистели. Гарринча не вытерпел и хлопнул дверью. Итог - дисквалификация на два года, колоссальная неустойка и забвение. 

Загружаю...

Однако через три года - 30 ноября 68-го бразилец вновь появился на "Маракане". В составе "Фламенго" он доказал злопыхателям, похоронившим было его, что футбол Гарринчи жив. Но это была лебединая песня игрока, которого болельщики называли Радостью народа. 

К сожалению, он не смог совладать со своей личной жизнью, так же, как и с жизнью вне футбола в целом. Злоупотребляя алкоголем, он умер в возрасте 49 лет.

persona.rin.ru/view/f/0/34616/garrincha

 

Фраза дня: Человек может быть всецело самим собою лишь пока он один; кто не любит одиночества – тот не любит свободы, ибо лишь в одиночестве можно быть свободным. (с) Артур Шопенгауэр

Настроение: тихая печаль.

P.S. Милые мои читатели, прошу прощение за неоправданные ожидания. Словарик обязательно продолжу, но немного позже. 

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Записки юной особы
Популярные комментарии
Puablo_Muchacho
Не грусти. Не будет грудь расти ))
Nonamer555
ах, как это мило и по-женски - поддаваться эмоциям)) да радость-то делить немудрено, гораздо труднее делить печаль...
Ответ на комментарий Kuba_libre
Каюсь, сударь :) Порой слишком подвержена эмоциональным всплескам и склонна принимать все близко к сердцу. Рада, что вы раздели со мной радость от нового знания. Мне это очень приятно.
Rogamma
>>P.S. Милые мои читатели, прошу прощение за неоправданные ожидания. Словарик обязательно продолжу, но немного позже. Главное, что должен помнить блоггер - что он никому ничем не обязан. Иначе он становится рабом ожиданий читателей.
Еще 25 комментариев
28 комментариев Написать комментарий