Директор новых медиа «Зенита» – об учебе в США и соцсетях

Sport Connect поговорил с руководителем самой дерзкой и яркой медиа-команды российского спорта Егором Крецаном. В 2017 году он вернулся из США, где целый год изучал спортивный менеджмент в Колумбийском университете (один из лучших в мире).

– Взгляд изнутри: зачем нужно стремиться на учебу в США?

– Не могу сказать, что у меня было стремление попасть именно туда: когда я решил, что нужно ехать за границу, Америкой все не ограничивалось. У меня был, скажем так, предметный интерес к нескольким вузам, который был обусловлен в том числе рейтингом Sports Business International, описывающим все сильнейшие магистерские программы в мире. Я решил не понижать ставки и пробовать попасть в первые 3-4 из него. Первым тогда был университет Огайо, дальше – FIFA Master и Columbia.

Загружаю...

Поступить получилось везде, а дальше пошли дополнительные факторы. Понятно, что очень многое зависит от города: Кливленд или Вашингтон – совсем не то же, что Лос-Анджелес или Нью-Йорк, где я в итоге оказался. Для меня он сразу выглядел интереснее – хотя бы потому, что это мировая столица спортивной движухи. На вполне конкретной части Манхэттена находятся офисы большинства важных спортивных лиг и организаций. В результате ты получаешь не только знания, но и при желании — взаимодействие с этими офисами, с людьми, которые там работают. И только лигами дело не ограничивается: есть еще команды, агентства, бренды. Все это опять же новые знания, новые люди.

– Вопрос «Ну и чему ты в своей Америке научился?» слышите часто?

– Постоянно. И очень сложно отвечать в 1-2 предложениях. Глобально спортивная индустрия там – одна из системообразующих. И я за то время, что жил там, более или менее разобрался, из чего она состоит и как работает. Спорт есть в жизни практически каждого, отличаются только степени вовлечения. В Штатах этим бизнесом занимаются десятилетиями – отработаны модели монетизации, привлечения людей, понимание того, что будет происходить дальше. Нужно даже какое-то время, чтобы к этому привыкнуть.

– В смысле?

– Там часто обращают внимание на такие вещи, которые сначала вообще не кажутся важными. Простой пример: в НБА и бейсболе обсуждают адаптацию ТВ-трансляций под пропорции и размеры смартфонов. Грубо говоря, больше средних и крупных планов, меньше общих, какие-то ракурсы специальные. А у нас только варианты выхода в соцсети начинают обговаривать и считают это прорывом. Свалившийся на меня объем информации я перевариваю до сих пор. На компьютере есть папка со всеми документами, накопленными за год. Каждый раз, когда захожу, нахожу что-то новое.

Загружаю...

– Как часто в США ловили себя на мысли: «Блин, мы же все делали не так»?

– Вообще на такой мысли я ловлю себя ежедневно. Но в целом мы о себе думаем гораздо хуже, чем есть на самом деле. Между Россией и Америкой нет бездны. Но есть простые и понятные вещи, обуславливающие причины, по которым мы находимся там, где находимся. Хотя сейчас и у нас происходит довольно много интересного.

Американское образование – это не обязательно набор полезных советов и инструкций, которые везде сработают. Скорее тебя учат системно мыслить, правильно ставить задачи и смотреть вперед чуть дальше, чем на один шаг. Американцы уверены, что мир вращается вокруг них. А мы, наоборот, киваем на сторону – смотрите, как там у них. Но здесь тоже есть возможность делать крутые вещи, шуметь с ними – не в лесу же мы живем.

***

– Считается, что американское образование – это еще про крутые связи. Ваш самый мощный контакт, полученный там?

– Много разных. Вице-президент NBA – это достаточно хорошо?

– Достаточно.

– Ну вот, у нас один из курсов читал такой человек. Все преподаватели, которые с нами работали, как правило, были уровнем не ниже вице-президентов чего бы то ни было. Из-за этого у меня пару раз было ощущение «что я вообще здесь делаю». Раньше эти люди для меня в стратосфере находились, а на деле они оказались совершенно доступными и приятными.

Он 6 лет учился в Москве, уехал в США и построил компанию, которая обрабатывает данные в НБА и НФЛ

– Были особенности жизни в Нью-Йорке, которые заставляли страдать?

– Больших страданий не вызывало ничего, но в плане инфраструктуры Нью-Йорк местами мог бы быть существенно лучше. Например, худшее метро в мире – по крайней мере, из тех, в которых я катался – находится там. Понятно, что все очень дорого, но жаловаться на это бесполезно. В рубли я все перестал переводить на вторую неделю, чтобы не увеличивать количество седых волос при каждой покупке.

Загружаю...

– Ни разу не было мыслей остаться в Америке и не возвращаться?

– Нет-нет. Варианты, может, и возникали, но я не ехал даже с секундным желанием попробовать задержаться. И до сих пор придерживаюсь такой точки зрения. Там классно бывать. Я туда скоро опять полечу и знаю, что отлично проведу 2 недели. Жить в Америке людям из российского хаоса, мне кажется, не всегда очень интересно, хотя все индивидуально. Здесь хорошо, мне нравится в Питере и за его пределами. Обожаю природу Ленинградской области. Сейчас вспомнил главную вещь, по которой скучал в Америке.

– Так, какая?

– Нормальная рыбалка. Я сидел там летом, страдал от жары в каменном доме, а друзья присылали фотки, и оставалось только завидовать. В Штатах, конечно, тоже есть рыбалка, но за ней надо далеко уезжать, по крайней мере, от Нью-Йорка. Я совсем не герой фильма «Брат-2», но мне чего-то все-таки тоже не хватало. Так что хорошо, когда есть возможность быть в России и возвращаться в Нью-Йорк.

– Главные привычки, которые приобрели за время в Америке?

– Вот об этом я много думал, когда уезжал. Во-первых, бег – меня это именно там затянуло. Еще я пересмотрел свое отношение к библиотекам, особенно в университете. Очень много времени проводил в них. А третьим пунктом назову не совсем привычку: я начал по-другому думать (по крайней мере, мне так кажется). Пересмотрел отношение к анализу каких-то проблем или задач. Возможно, это главное, что я в итоге оттуда привез.

А еще – привычка улыбаться. В США ты очень хорошо понимаешь магическую силу приоткрытых зубов.

Загружаю...

***

– В России спортивная журналистика и спортивный SMM – работа молодежи и даже школьников. Как в США?

– Журналистика, думаю, там в целом постарше. Есть внутренние порядки, которые притормозят любого. Даже если ты безумно талантлив, нужно отсидеть какое-то количество часов, дней или лет на стартовых позициях. А если говорить об SMM, то это чаще молодежь. Мы же говорим о вещах, которых 10 лет назад еще не существовало. Логично, что молодежь схватила их быстрее. Даже самые популярные и звездные специалисты профессии достаточно юны. Человека с натуральной седой бородой, который занимался бы SMM в спортивном клубе, я, к сожалению, не встречал. Хотя допускаю, что они есть.

В «Зените» соцсетями тоже занимается предельно молодой коллектив: Тема Петров пришел в клуб в 21 год, я – в 24. Самому старому из нашей команды нет 35. Хотя есть еще наш легендарный фотограф Вячеслав Палыч – ему 68, но и он уже ведет инстаграм.

– Без чувства юмора возможно вести хорошие клубные социальные сети?

– Нет, я думаю, что эта сфера деятельности предполагает если не умение шутить, то способность иронично воспринимать происходящее. Юмор – это один из способов выделяться в ленте новостей пользователей. Самые яркие и удачные кейсы в основном связаны с иронией. В том числе потому, что это дешевле.

Есть два варианта выделиться: либо ты делаешь что-то гениальное на уровне исполнения, какое-то настоящее искусство, от которого всех прет; либо ты шутишь, и это всех цепляет.

– Последний зарубежный кейс, который вы хотели бы реализовать в России, но пока это невозможно?

Загружаю...

– Последнее, что мне понравилось, – история из студенческого баскетбольного турнира March Madness. Самая слабая команда в первом раунде прибила одного из фаворитов. Они из какого-то маленького университета в Мэриленде, их твиттер ведет один парнишка. За пару суток после той победы он прокачал количество подписчиков с 5 тысяч до 100 тысяч – просто тем, что начал издеваться и угорать над всеми. Это помогло всем: парень проснулся знаменитым, университет продал в своем магазине больше, чем за 4 года до этого, и наверняка получит рекордное число заявок на поступление.

– Часто встречаете такие идеи, что прямо обидно, что все придумали до вас?

– Конечно. И не все связаны с Америкой. Крутая штука была пару лет назад в Тунисе. Там футбольную команду наказали проведением матча без зрителей. Они договорились с мобильным оператором о крутой активации: на трибунах установили колонки и сделали приложение для болельщиков, нужно было тыкать в экран, чтобы на стадионе создавался шум. Я вспомнил, сколько матчей без зрителей играли мы, и за голову хватался от того, что сам не придумал такое. Это же так просто!

– У российской аудитории есть какие-то плюсы по сравнению с европейской и американской?

– Самый большой плюс всего происходящего в российском спорте – у нас страна возможностей. Относиться к этой фразе можно как угодно. Но у нас огромное количество вариантов сделать что-то и оказаться первым.

Если ты придумал стартап в Штатах, то, скорее всего, наткнешься еще на 10 людей, которые уже занимаются тем же самым. Я некоторое время назад увлекался пивоварением, а для Америки крафтовое пиво – популярнейшая тема. И как-то прочитал, что у них в какой-то момент кончились варианты названий, которые еще не запатентованы. Все логичные, идиотские или фантастические варианты, связанные с пивом, просто уже заняты. И так во всем. США – страна дичайшей конкуренции. А у нас непаханое поле.

Загружаю...

Аудитории это тоже касается. У людей ко многому еще нет привычки. И нам везет делать что-то и говорить: «Вот это круто». В штате Джорджия или Нью-Йорке стадион «Санкт-Петербург» в том виде, в котором он открылся, не получил бы за такое короткое время такую положительную реакцию. У нас же люди пришли туда после «Петровского», где постоянно летали сквозняки с Невы, – конечно, новая арена сразу стала космосом. Она и так крутая, просто в Штатах для того, чтобы действительно удивить, всегда нужно что-то большее.

– А чего нам не хватает?

– Скорости отклика. У нас быстрая и массовая реакция происходит только на совсем уж критичные или громкие события. Американская аудитория, если ей удачно вбросить что-то, дает мгновенную реакцию.

***

– Почему Instagram сейчас топовая площадка для спортивного SMM?

– Мне на форуме Ксения Цукарева из ХК «Сочи» рассказала, что у них только Instagram успешно развивается. Потому что любой уважающий себя армянин там сидит.

В этом смысле мы все немного армяне. Я после возвращения в Санкт-Петербург специально пару раз ходил пешком от метро до нового стадиона, чтобы посмотреть, чем люди занимаются по дороге. Почти все тыкают Instagram. В нем нет заморочек с пониманием контента, все легко и интуитивно. Думаю, основные креативные кейсы на этой площадке еще впереди. Мы пока только в начале пути.

Загружаю...

– Ссылки в Instagram – новый способ повышения трафика клубного сайта?

– В том числе. У меня абсолютных цифр сейчас нет, в основном парни из нашей команды руками туда постят что-то, но ссылок в тех же сториз точно стало больше. И партнеры от нас часто просят добавлять ссылки.

– Есть неочевидные платформы, которые не реализовали себя в России?

– Главное разочарование сейчас – Facebook. Да, там много людей, но российский спорт их, видимо, мало интересует. У Sports.ru и его проектов огромный охват на этой площадке, но они его делают все же не на новостях из РФПЛ или КХЛ — весь хайп идет от главных клубов и спортсменов мира.

Лет 5 назад, пока вся Европа развивала только свои страницы в Facebook, мы уделяли внимание еще и «ВКонтакте», в итоге там аудитория росла активнее и качественнее. В Facebook у нас миллион человек, но сейчас без инвестиций в продвижение или выдающихся результатов там двигаться еще сложнее, потому что алгоритмы усложнились.

Вторая площадка – Google+. Мы вели его, видели просмотры и отклик, но слабый, и в какой-то момент это превратилось в ненужную инвестицию времени.

Пару месяцев назад я бы назвал еще и «Одноклассники», но они сейчас активно уделяют внимание спорту. У них сейчас работают люди, которые думают абсолютно по-американски.

– Когда в российском спорте появятся примеры использования дополненной и виртуальной реальности, интернета вещей? 

– Первые попытки уже были: «Северсталь» сделала приложение с AR-технологией. Понятно, что в Череповце такой прекрасной фичей сейчас вряд ли воспользовались хотя бы 10 тысяч человек (хотя буду рад ошибаться). Но они попробовали раньше остальных и хорошо пошумели.

VR – до сих пор сложная штука и для производства, и для потребления. У нас планируется проект на новый сезон, частично затрагивающий тему вида от первого лица. Но пока это просто первый шаг, а в каком-то чуть более отдаленном будущем, не сомневаюсь, мы все так или иначе неизбежно сдвинемся в эту сторону.

Загружаю...

Будем натягивать очки виртуальной реальности или постоянно наводить на поле свои смартфоны и получать много информации, о существовании которой мы пока даже не догадываемся.

Подписывайтесь на телеграм-канал Sport Connect, чтобы не упускать ничего интересного о спортивном маркетинге 

Также читайте на Sport Connect: 

Главные проблемы спонсорства в российском футболе

Спорт уходит в соцсети. «Одноклассники», Яндекс и «Телеспорт» обсуждают глобальные перемены

Фото: facebook.com/Егор Крецан; Gettyimages.ru/Oleg Nikishin/Bongarts

Популярные комментарии
AvRus
Чуваки, которые минусуют, Буду очень благодарен, если кто то объяснит причины. По моему очень интересное интервью. Надеюсь такие люди будут работать во всех профессиональных клубах страны.
veerf
Учеба за границей дает многое. В первую очередь совсем другое отношение к делу, а диплом уже потом.
Денис Смирнов
Так ему, вроде, Зенит оплатил учебу. Т.е. сначала он стал клевым специалистом благодаря таланту и труду, а не финансам. А потом Зенит захотел отправить его учиться в Штаты.
Ответ на комментарий ВладимирНеПутин
Хорошо, когда есть финансовые возможности учиться в той же Америке
Еще 88 комментариев
91 комментарий Написать комментарий