Спорт номер один?

Никогда не думал, что буду писать о европейском футболе, но уж больно повод подвернулся подходящий: «Зрелище на миллард» - материал Дмитрия Навоши про бюджеты российских футбольных клубов. При том, что соккер как вид спорта для меня скучен, спортивная экономика – очень интересная вещь. Есть и еще одна причина уделить внимание футболу: когда я приводил статистику по популярности разных видов спорта в США, некоторые читатели удивились высокой позиции соккера в Штатах: седьмое место, выше, чем у студенческого баскетбола. Не может быть, - говорили мне, - да кто у вас там вообще смотрит футбол, мексиканцы? Теперь, вооружившись цифрами, я могу задать встречный вопрос: а кто смотрит футбол в России?

Тот факт что футбол – спорт номер один в России, обсуждению не подлежит. Достаточно посмотреть на статистику самых популярных блогов и записей на Sports.ru: как минимум три четверти всех текстов – о футболе. Удивительно, что такая популярность не очень-то кореллирует с посещаемостью стадионов. Еще из одного материала Д. Навоши, «Уровень чемпионата России растет» я позаимствовал цифры посещаемости в РФ за последние 10 лет. Для сравнения – аналогичная статистика для MLS (Major League Soccer – профессиональная лига соккера в США). «Спорт номер один» против «спорта номер семь».

Загружаю...

За отчетный период времени посещаемость в Штатах выросла на 11.5%, в России – упала на 3%. Впрочем, показатели соккера в США неплохо смотрелись бы даже на фоне Европы вообще (по данным сайта http://www.european-football-statistics.co.uk):

Вполне приличное, законное седьмое место.

И это при том, что на фоне остальных профессиональных и студенческих лиг Америки MLS – спорт-невидимка. По ESPN за сезон показывают лишь около двадцати футбольных матчей (21 в 2011). По Fox – еще тридцать. Игр студенческого баскетбола я могу посмотреть столько же за неделю. В любом публичном месте в Чикаго – кафе, музее, на вокзале – всегда встретишь кого-нибудь в цветах Bears, или в майке Bulls, или в шапочке Blackhawks. Сейчас, весной, стали появляться болельщики бейсбола. Я даже видел одного фаната Rush – местной команды по arena football. Но ни разу, подчеркиваю, ни разу, мне не попадались соккерные болельщики. А тем временем у Chicago Fire на каждый матч собирается 15 тысяч человек. Кто все эти люди?..

Загружаю...

У самых популярных клубов России: «Зенита» и «Спартака» средня посещаемость за матч чуть больше 20 тысяч.

Поразительная ситуация: самый популярный вид спорта в стране (я имею ввиду Россию) практически никто не смотрит вживую.

Думаете, вопрос в стоимости билетов и уровне доходов болельщиков? Смотрим.

У «Зенита» ежегодная прибыль от продажи билетов – порядка 20 миллионов долларов. У команды Seattle Sounders, лидера MLS по посещаемости (36 173 человека за матч), за регулярный сезон (15 домашних матчей) набирается примерно 16 миллионов.  «Зенит», несмотря на существенно меньшую вместимость арены, зарабатывает больше! В пересчете на доход от одного болельщика за один матч у Сиэтла получается 29 долларов, а у Санкт-Петербурга – порядка 40. Еще раз: средний российский болельщик «Зенита» тратит на билеты больше, чем средний американский болельщик Sounders.

Разумеется, такие деньги «Зенит» собирает не за счет простых смертных. У меня нет под рукой данных о стоимости билетов на матчи Чемпионата России, но на официальном сайте ФК «Зенит» есть цены на билеты на ближайший матч Лиги Европы. От 7 до 55 долларов. И еще VIP ложи за 25 000 рублей. Болельщик в Сиэтле может купить за такую сумму сезонный абонемент на вполне приличные места. Хотя цены на один матч в среднем значительно выше – от  28 до 98 долларов.

То есть разница в доходах граждан РФ и США в данном случае роли не играет. По крайней мере, в Санкт-Петербурге. Но северная столица – случай уникальный. Питерскому любителю спорта, по большому счету, кроме как на «Зенит» или СКА, смотреть не на что. И «Петровский», насколько мне известно, забивается до предела. Но что не так в Москве? Деньги у потенциальных болельщиков есть. Клубов – только выбирай. И при этом в одиннадцатимиллионном (официальная статистика) городе все футбольные команды суммарно набирают лишь 50 тысяч человек на трибунах.

Загружаю...

Итак, дело не в болельщиках.

И не в виде спорта, как таковом.

Похоже, что-то не так с качеством конкретного продукта и с его продавцами.

Ну а затраты в миллиард, это конечно здорово. Особенно для невидимого спорта. Спорта, кхм, номер один.

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Переключая каналы
Популярные комментарии
chico
Любое место массового скопления людей в России потенциально опасно.Это от агрессивности общества в целом и фанатов в частности. Никто и никогда не хочет оказаться в агрессивно настроенной толпе,если сам не разделяет ее взглядов. Если за ношение символики одного клуба можно получить по шее от поклонников другого клуба,просто попасть под горячую руку по любому поводу(неславянская внешность,особенности телосложения,предпочитаемый стиль одежды и т.д.), то охотников быть на стадионе или на прилегающих территориях во время матча среди людей, которые не ищут приключений, будет мало. А,их больше чем фанатов,и за их симпатии и должны бороться клубы,делая атмосферу на стадионе более дружелюбной, поход на матч более удобным,футбол более качественным и т.д. Правда, неизвестно можно ли решить эту проблему в отдельно взятой отрасли.
potomuchto
не буду претендовать на научность, а просто опишу свои впечатление сравнивая американский соккер и российский футбол. Первая причина, почему посещаемость разная, это потомучто обычно, болеешь за спорт в который или сам играл/играешь, или разбираешься. Например, я не сразу начал смотреть американский футбол с интересом, пока не поиграл сам полсезона в «флаг-футбол» -- после этого, немного суррогатного «футбола» - смотреть на настоящий стало намного интереснее. Теперь я почти не пропускаю игры своей команды. Тоже самое и с соккером. Найти секцию соккера для любого возраста в США очень легко, их много, они дешевые, экипировка стоит копейки, можно выбирать день какой удобен. Соккер в Америке популярный спорт для старта -- можно с 5-6 лет начинать. Это тоже влияет на уровень популярности. В России же, при огромной популярности футбола, я не знаю много знакомых у кого дети на футбольную секцию записаны. Может быть они и есть, я их просто не знаю. Вторая причина, как мне кажется -- шерше ля фам. Из ВСЕХ моих знакомых в Америке я не знаю ни одной женщины которая бы не болела за какую нибудь команду в каком-нибудь спорте. Если на стадион -- то это часто превращается в семейное развлечение. Ходят с женами и детьми. Кроме того, за соккером в Америке утверждается репутация женского спорта, девочки играют больше и дольше в соккер, мальчики просто подрастая идут в более популярные виды: американский футбол, бейсбол, баскетбол. А девочки остаются в соккере. В России, опять же -- я не знаю ни одной девочки и ни одной футбольной секции для них. И поход на футбол, сродни выходу мужиков за пивом, -- суровые мужчины идут болеть. А болельщиц в России мало, по крайней мере не так, чтобы у каждой домохозяйки была любимая команда. На стадионе в России я не был уже сто лет, поэтому не могу судить, но тогда сама атмосфера была более агрессивна что-ли, тут в Америке совершенно безконфликтно расходятся болельщики противоположных команд, только подкалывают друг друга, иногда очень жестко -- но мата, угроз и мордобоя я тут не припомню. Еще, посещают соккер в Америке по моим впечатлиниям чуть не 50% -- латиноамериканцы. То ли они за домом скучают, то ли в американский футбол не вклиниваются, по какой другой причине, но на соккер они ходят регулярно.
jujulikka
Не скажу о США, напишу о Германии - лидере рейтинга. Там посещение стадиона - и семейное развлечение сродни походу на «мультик» в кинотеатр, и место встречи с друзьми - альтернатива кафе, например. Ходят все - мужчины, женщины, дедушки-бабушки, дети совсем маленькие. В Гельзенкирхене, например, арена заполняется за полтора-два часа до матча. Там комфортно и удобно, и стадион больше напоминает большой торговый центр. Это закрытое помещение, дождь, снег - никакого влияния погодных факторов. В клубном магазине можно купить атрибутики, всюду мини-кафе - пиво, колбаски, крендели. На арене одна стоячая, фанатская трибуна - все на местах еще за час до игры, фанаты поют песни про команду. На бое Кличка час пели про его кулаки, силу и непобедимость. И если у нас чаще «боление» - отдушина для выхода агрессии, негатива, там наоборот, идут за позитивными эмоциями, за ощущением сопричасности, единства с чувствующими, как ты. И при таком раскладе, по большому счету, не так важна даже победа твоей команды. При условии, конечно, если игроки «сделали все, что могли». Ну и плюс бытовые удобства. Сухо, комфортно, тепло, туалеты всюду, и чистые. А у нас долго на стадионе не задержишься. Как вспомню «Олимпийский» в Киеве перед реконструкцией - под 70 тысяч человек, а туалета ни одного... Выходишь после матча - эпическая картина, сотни спин в ряд, как на расстрел - мужикам еще полбеды, а девушкам неудобно получается. В следующий раз подумаешь, то ли не пить даже воды в день матча, то ли лучше дома, на диване...
Еще 37 комментариев
40 комментариев Написать комментарий