McLaren M8B: монстр для Can-Am или второе «Шоу Денни и Брюса»

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

  Успех McLaren M6A показал команде Брюса МакЛарена, что они умеют строить быстрые прототипы. Их следующим шагом в Can-Am стал McLaren M8, который обновляли год от года, после чего отвозили на базу команды чемпионские кубки североамериканского первенства. 

  Canadian-American Challenge Cup (Can-Am) - чемпионат, основанный Клубом спортпрототипов Америки и Канадским автоспортивным клубом в 1966 году, проводивший свои гонки на трассах  США и Канады вплоть до 1987 года, когда серию упразднили. Этапы по своей продолжительности можно было отнести к спринтам: в основном, они варьировались в диапазоне 310-350 км. В сезоне-1969 для участия в Can-Am ещё допускались прототипы FIA Group 7, пока эту группу в Международной Федерации не переквалифицировали. Количество этапов в чемпионате резко возросло (с 6 в 1968 до 11 в 1969 году): многие этапы сменили прописку после закрытия Чемпионата США по дорожным гонкам под эгидой Клуба спортпрототипов Америки (Sports Car Club Of America). География чемпионата росла вместе с его длительностью, сезон начался 1 июня и закончился 9 ноября. Также в 1969 году изменилась система начисления очков, призовые баллы были увеличены (20-15-12-10-8-6-4-3-2-1), а в зачёт шли только девять лучших из одиннадцати финишей. 

Загружаю...

  В сезоне-1968 по ходу всего чемпионата снова доминировали McLaren, но уже с новой моделью M8A, построенной на базе M6A и получившей новый аэродинамический обвес и больший по объёму (7 литров) двигатель Chevrolet V8, выдававший примерно 620 л.с.. Все гонки были выиграны прототипами McLaren разных лет, получавших различные модификации во время эксплуатации. На этапах в Роуд Америке, Эдмонтоне и Лас-Вегасе победы одержал Денни Халм; в Бриджхемптоне - Марк Донохью (Roger Penske Racing), в Лагуна-Секе - Джон Кеннон на McLaren M1B, в Риверсайде - Брюс МакЛарен. Чемпионский титул достался Денни Халму с 35-ю очками в копилке. 

  Для сезона-1969 года было построено три прототипа M8B, он имел в своей конструкции схожести с  M6A и M8A, элементы которых в команде Брюса МакЛарена развивали год от года, а не создавали машину с чистого листа. Начинка внутри того же самого алюминиевого монокока в лице семилитрового двигателя Chevrolet V8 получила небольшое увеличение мощности на 10 л.с. и новую 4-скоростную трансмиссию Hewland. Самыми заметными изменениями обладал аэродинамический обвес, над кузовом на высоких пилонах расположилось массивное антикрыло, как на Chaparral 2E. Оно крепилось непосредственно к стойкам подвески, проходя прямо через кузов, благодаря этой конструкции на McLaren M8B сзади стояли более мягкие пружины. На прямых поток давил на  антикрыло, уменьшая прижимную силу, в поворотах давление снижалось, но из-за большего угла атаки антикрыла и заднего спойлера прижимная сила возрастала. Схожие конструкции получили второе дыхание с недавнего времени в "Формуле-1" и прототипах категории LMP1. Возможно, по этой причине сезон-1969 прошёл под знаком доминирования команды Брюса МакЛарена и M8B.  

Загружаю...

  Чемпионат Can-Am 1967 года журналисты окрестили "Шоу Денни и Брюса" по причине их побед в пяти из шести гонок сезона. Не имея возможности заглянуть в будущее, болельщики, пилоты и журналисты ещё не знали, что такое настоящее "Шоу Денни и Брюса", которое в полной мере раскрылось в 1969 году. Одиннадцать гонок - одиннадцать побед на счету команды McLaren. С первого этапа в канадском Моспорте до последнего в американском Техасе на трассах доминировали McLaren M8B и пилоты управлявшие ими: МакЛарен и Халм - изредка давая соперникам поставить быстрый круг в гонке и всегда завоёвывая поул-позиции. Брюс МакЛарен одержал шесть побед (Моспорт, Уоткинс-Глен, Роуд Америка, Мичиган, Лагуна-Сека, Техас), Денни Халм - пять (Мон-Тремблан, Эдмонтон, Мид-Огайо, Бриджхемптон, Риверсайд). Чемпионом Can-Am 1969 года стал Брюс МакЛарен, имея в активе 165 очков, в 5 очках позади был Денни Халм. С огромным разрывом от них отстал американец Чак Парсонс из Carl Haas Racing на Lola T163, добыв 85 очков. 

Загружаю...

  Безусловно, одним из факторов успеха был сам прототип McLaren M8B. Лучший двигатель в пелотоне был установлен практически на все прототипы, в том числе и на M8B, имел конкуренцию в лице агрегатов Porsche, Ferrari, Ford, Oldsmobile и Matra. Их главными соперниками в чемпионате Can-Am были команды с оппозитными Flat-8 или турбированными Flat-6 двигателями Porsche, установленные на Porsche 908/02 и Porsche 917PA, которые в те годы практически никому не давали спуску в гонках на выносливость. Ещё с M6A в команде Брюса МакЛарена показали, что могут сделать двигатель более мощным и эффективным, хоть и с небольшой потерей надёжности, эта тенденция продолжилась и с M8B, приведя двигатель Chevrolet к чемпионству. Конструкция заднего антикрыла дала прибавку в скорости без потери прижимной силы, что ценится на трассах Северной Америки. Пилоты Брюс МакЛарен и Денни Халм были очень быстры и имели за спиной большой опыт хороших выступлений в "Формуле-1" и других различных сериях. Сильных соперников на заре Can-Am было не так много: Джон Сёртис, Йо Зифферт, Педро Родригес, Джек Брэбем, Питер Ревсон, Ден Герни, Марио Андретти и Крис Эймон - они тоже были быстры, но у них не было M8B. 

  Преемником McLaren M8B стал печально известный M8D, на испытаниях которого за две недели до начала сезона Can-Am 1970 года погиб основатель команды - Брюс МакЛарен. Сезон Can-Am 1969 года для команды McLaren стал лучшим в этом североамериканском первенстве. Продержавшись ещё два года на вершине с титулами для Халма и Ревсона, McLaren начал проигрывать соперничество турбированному Porsche 917/10, пока в команде не приняли решение закрыть программу в Can-Am и сосредоточиться на "Формуле-1". 

Загружаю...

Первая статья…

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Гонки на выносливость
Популярные комментарии
Борис Соловьев
Представляю как ревел v8, крутейшие автомобили. И какой яркий и сочный цвет папайи, хорошо что они вернулись к нему в этом году. Спасибо за вторую часть статьи !)
Олег Агальцов
Недолго Группа 7 держалась в чемпионате, вскоре появился такой производитель, как Shadow, разработки которого можно очень странными и неэстетичными. Но двигатели V8 сохранились, в отличие от двухместной компоновки. https://youtu.be/FKOki34YkK4 https://youtu.be/Ys1_s2yvu-0
Ответ на комментарий Борис Соловьев
Представляю как ревел v8, крутейшие автомобили. И какой яркий и сочный цвет папайи, хорошо что они вернулись к нему в этом году. Спасибо за вторую часть статьи !)
Борис Соловьев
А я правильно понимаю, потом CAN-AM стали индикаром, или что-то путаю?
Ответ на комментарий Олег Агальцов
Недолго Группа 7 держалась в чемпионате, вскоре появился такой производитель, как Shadow, разработки которого можно очень странными и неэстетичными. Но двигатели V8 сохранились, в отличие от двухместной компоновки. https://youtu.be/FKOki34YkK4 https://youtu.be/Ys1_s2yvu-0
Еще 1 комментарий
4 комментария Написать комментарий