Очищенная статистика матчей РФПЛ

Текст представлен независимым автором, мнение редакции может не совпадать с нижеизложенным мнением. Картинки кликабельны.

 Я ем мясо, ты – капусту. По статистике мы оба едим голубцы.

Прежде всего, огромное спасибо Марсело за создание данного блога и отражении в нем статистики посещаемости Российской Премьер-Лиги, и вам, дорогие читатели блога, особенно за комментарии к предыдущему посту. Обратная связь – самое ценное, и это безумно приятно.

На блог я подписался, поскольку мне всегда были интересны цифры и факты, которые являются фундаментом для анализа тех или иных бизнес-кейсов – это помогает понять, где ты сейчас находишься и куда нужно двигаться. Однако, показатели, оторванные от контекста, на мой взгляд, могут исказить реальную картину действительности, заставить сделать неправильные выводы и привести к ошибкам в будущем.

Данная статья является первой в запланированном цикле публикаций углубленной аналитики посещаемости клубов РФПЛ на примере футбольного клуба ЦСКА, и в ней мне хотелось бы расставить все точки над i, объяснить суть методологии проведенного анализа, привести аргументы в защиту будущих цифр и данных. Это позволит давать ссылку на этот пост, не отвлекаясь в дальнейшем на техническую сторону вопроса.

Загружаю...

Итак, начнем.

   Дано: сухие цифры домашней посещаемости футбольного клуба ЦСКА с 2002 по 2018 год.

   Задача:

1) Определить насколько данные цифры отражают интерес болельщиков к Клубу – нет ли за ними иных факторов, которые могли повлиять на посещаемость?

2) Если есть – очистить цифры от этих факторов, получив новые, более объективные данные.

3) Выстроить новый «очищенный» график посещаемости, подготовить анализ и выводы по нему.

4) И выяснить, что же, черт возьми, случилось в 2010 и в 12/13 - 15/16 гг.?

   Вводные данные:

Сведя информацию домашних матчей за 16 лет – как РФПЛ, так и Лиги Чемпионов да Лиги Европы – мною были отмечены  существенные перекосы в некоторых цифрах, что позволяет ответить на первый поставленный вопрос: есть ли иные факторы, повлиявшие на посещаемость. Ответ – да, есть.

   В качестве примера:

Сезон 13/14, в котором ЦСКА провел 4  домашних матча подряд (!) на 4 разных стадионах(!!) , в 3 разных городах (!!!)

Загружаю...

В т.ч. матч с Динамо на стадионе «Сапсан Арена» (ранее МСА «Локомотив») - кто из Вас помнит, что такое событие вообще имело место быть в истории проведения чемпионатов России?

 

Это, кстати, до сих пор, единственный матч РФПЛ на данном стадионе, а пришло на него в тот день - 7 700 человек (при вместимости в 10 000).

Теперь посмотрим, насколько это выбивается из общей статистики посещаемости матчей ЦСКА-Динамо:

Загружаю...

Довольно существенно.

Делаем вывод: данная посещаемость в 7,7 тыс. человек (при средней в 11,8 тыс.) не является следствием угасания интереса к Клубу, а результат форс-мажорных обстоятельств. Следовательно, если бы матч состоялся на стадионе «Химки» или им. Стрельцова (как другие домашние матчи в том сезоне), можно было ожидать бОльшую посещаемость. Подставим вместо 7,7 среднюю посещаемость в 11,8 (что бьется в предыдущим и следующим годами) – на выходе получим среднюю по году в 9 867 вместо 9 593 чел.

  Следующий пример:

Сезон 16/17, матч с Ахматом (тогда Тереком) – посещаемость 26 420 человек. Есть ли дополнительные факторы, повлиявшие на эту цифру? Да, конечно, этот матч – Открытие стадиона. Он собрал бы те же 26 тысяч вне зависимости от того с кем ЦСКА играл в тот день - даже на товарищеский матч с условным Партизаном.

Поэтому, это не результат возросшего интереса болельщиков красно-синих или работы Руководства по привлечению новых людей на стадион, а просто доп. фактор, который следует исключить для получения "чистых" цифр.

Смотрим средний показатель по матчам с Ахматом:

Загружаю...

9 397, и корректируем данные по году: вместо 14 454 получаем 13 319 человек (- 1,1 тыс. , довольно существенно).

Надеюсь, принцип Вам понятен, ему мы будем следовать в дальнейшем.

 Следующий момент: экстремумы.

Безусловно, при анализе такого массива данных также следует применить принцип математического анализа, исключающего экстремумы как по году, так и по конкретным соперникам. Это приведет аналитические данные к более корректному среднему показателю, убрав «перекосы», в случае их наличия. Опять-таки, приведем пример:

Матчи с Томью и Кубанью:

Красным и зеленым цветом выделены ячейки с минимальной и максимальной посещаемостью с данными командами соответственно. Показатель «Средняя» - это среднее значение по всем матчам, «True» – без экстремумов.

Как видно на данном примере, на матчи с Томью никогда не приходились значимые события и показатели отличаются всего на 3 человека за 9 лет. Статистика сходится, все в порядке.

Матч же с Кубанью с посещаемостью в 17 500 не типичен для данного соперника. Ажиотаж вызван ключевым событием: 29 тур, последний домашний матч сезона, в котором ЦСКА может оформить чемпионство – впервые за долгое время. Доп.фактор, причем очень существенный. Уберем его, как и матч сезона 14/15 (октябрь, -2 градуса, Химки - худшая посещаемость) и получим средний показатель в 8 517 вместо 9 347 = разница в 830 человек, сравните с Томью.

В этой же логике будет рассмотрен каждый сезон и каждый соперник.

Загружаю...

В целом это все общие факторы, и примеры, которые я хотел упомянуть в вводной статье, а потом, разбирая каждый год отдельно будем учитывать как и их, так и конкретные события тех или иных лет – свиной грипп, успехи сборной на мундиалях, переезд в Химки и прочее. Есть, о чем вспомнить :)

А ответы на остальные вопросы будут получены в следующих постах, когда мы разберем все 16 лет.

Если Вам есть, что добавить – пишите, обязательно учту при подготовке материалов.

Подписывайтесь, оставляйте комментарии, ставьте плюсики за понравившийся отчет. Поле ровное, мяч круглый, трибуны прямоугольные. При копировании материала указывайте ссылку на блог.

Фото: sport-expess.ru, vm.ru, wikipedia.org, stadiundb.org, eurosport.com.

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Посещаемость матчей РФПЛ
Популярные комментарии
Tipo
Автору большое спасибо за научный подход! Было бы классно про Динамо Москва статистику узнать)
Роланд
Форсмажорные матчи нужно сначала вычеркивать, и лишь потом высчитывать среднее, а не высчитывать среднее, а потом заменять им форс-мажор. Если делать как вы - форс-мажор все равно влияет на среднее число.
Рустам Черемчеев
Да это уже 100 раз осуждалось =) Когда нет ответственности все знают, что делать. Но вот окажись мы на месте Бабаева или Гинера - все, или почти все, сдуемся моментально =) Вот мои варианты: Если задача повысить срочно, в этом, максимум в следующем сезоне: 1. Снизить цены на билеты. 2. Увеличить объем и качество рекламы. Если готовы планомерно работать (для этого нужно понимание, что финансовое положение клуба будет оставаться стабильным еще лет 10, 20 и т.д. А вот с этим, как я понимаю сейчас напряг): 1. Нужен мощный рекламный посыл, позиционирование себя и понимание своего места в мире. Только он должен по-настоящему трогать сердца людей и отражать ценности клуба. Примеры: БЧК Барселоны (мы не команда, мы семья), Галактикос Реала (придя на наш матч вы уведите игру ЛУЧШИХ игроков в мире, всегда). Примеры из России (не знаю насколько удачный) акции Зенита - "Наш город - одна команда". Всем людям хочется быть причастным к чему-то большому (привет дедушка Мослоу). Нужно им это дать. Клуб армии - это совсем не то. Но вот что у нас ассоциируется с армией? Мужество, крепость духа, отвага, а также готовность к самопожертвованию, готовность умереть за товарищей и родину, сплоченность (мы своих не бросаем). 2. Нужно менять культуру посещения стадиона. На футбол не с мужиками и коньяком, а с семьей. Приходить не за 15 минут до матча за 3 часа. Уходить не до финального свистка, а еще немного задержаться. Пример опять от Зенита (живу тут, что вижу о том и пишу): фан-променад и рекламная акция "Приходите на футбол по-раньше". Еще можно на yotube’е посмотреть видео - Крестовский самый семейный стадион страны. Оно у кого угодно вызовет только положительные эмоции. 3. Больше активности соц. сетях. Сейчас же все там. Делать все, для того чтобы люди сами публиковали фото, видео с матчей. Чтобы условный Вася Иванов, никогда не ходивший на футбол оказывался просто под пулеметным обстрелом бесконечных фото и постов. Причем исходить эти фото должны от его знакомых. Тогда у Васи появится чувство, что где-то регулярно происходит что-то крутое, а он и не в курсе. 4. Нужно работать с детьми. Хватать их пока они еще маленькие. Потому что, если кто-то вбил себе в голову что он за Спартак, то переубедить его уже не реально. Спорт это же вообще такая вещь - не однаразовые клиенты, а на всю жизнь. Я читал (не знаю насколько это правда), что в Краснодаре построили много полей, на которых тренеры из футбольшой школы Краснодара проводят бесплатные тренировки для детей. Это, конечно, сильно затратно, и эффект даст очень не скоро, но вы же понимаете, что малыш, занимающийся у них навсегда станет фанатом быков. Вариантов может быть куча, но на все из них нужны деньги и терпение. Как-то так.
Ответ на комментарий nikolaich
Лучше бы выяснить, что надо для повышения посещаемости хотя до 20 000.
Еще 17 комментариев
20 комментариев Написать комментарий