Как имидж не меняй, а менталитет всё равно выдаст
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Национальный менталитет — это тот культурный контекст, в котором мы росли, воспитывались и живем сегодня. Это то, что значительно повлияло на формирование мышления каждого из нас. А значит, и на те решения, которые мы принимаем каждый день.
Что же такое национальный менталитет и из чего он состоит? Национальная психология, национальный характер, национальный менталитет — понятия схожие. Из определений, которые дают ученые, мне нравится следующее: «Национальный менталитет — исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной нации, определяющих привычную манеру их поведения и их образ». Национальный менталитет состоит из двух уровней. Первый — генетический. Это то, с чем мы родились и изменить не можем. Множество исследователей сходятся во мнении, что генетической особенностью русского национального менталитета является правополушарное мышление. А значит, мышление творческое, чувственное, иррациональное. Около шестидесяти тысяч слов и выражений только литературного языка свидетельствует о богатстве, необходимом нам для выражения чрезвычайно сложного, объемного, художественного мировидения. Доминирование невербальных средств передачи информации в живом общении русских — жестов, мимики, пауз, сильное интонирование речи — выдают тот же правополушарный тип. Изменить генетику мы не можем, но можем к ней приспособиться. Чтобы быть эффективным, этот хаос творчества необходимо загонять в рамки рациональной дисциплины. Второй уровень национального менталитета — приобретенный. То, с чем мы не родились и изменить можем. Это то, как на нас влияло наше воспитание, окружающая среда. Чем раньше в нас был заложен определенный тип поведения, тем сложнее его изменить. По мнению многих исследователей, русское этническое самосознание основывается на таких концептах, как духовность, смирение, страдание, особый путь. Русский человек склонен к апатии, поискам виноватого в его личных неудачах и ожиданию внезапного будущего благоденствия. Определений много. И действительно, тема национального менталитета большая, объемная и многоплановая. Лао Цзы говорит: «Для того чтобы понять большое, надо разделить его на малое. Тогда мы сможем этот предмет изучить, понять и, в случае необходимости, изменить». Можно разделить наш национальный менталитет на три главные составляющие, которые мне кажутся ключевыми с точки зрения эффективности, и проанализировал бы именно их:
- стратегия избегания как мотивация;
- скромность;
- стремление к халяве.
Первая особенность национального менталитета — стратегия избегания как мотиватор поступков. Один руководитель рассказывает: «Взяли нового сотрудника . Я не понимаю! Я все ему дал для работы, замотивировал, показал перспективы, а работа не идет, хотя и отношусь к нему как к человеку. Начинаю «давить» — начинает работать». Растерянность руководителя можно понять. Он считает, что сотрудником движет то же, что и им, а именно — достижение цели. Это же в большинстве случаев не так. Существует две стратегии: стратегия достижения и стратегия избегания. И большинство людей придерживаются как раз второй. Два игрока играют в одной команде. Один работает, чтобы его не уволили. Другой — чтобы быть лучше и быть лучшим. Кто из них достигает цели? Оба. Оба достигают цели. Действительно, первого не увольняют, а второй попадает в сборную команду страны . Но согласитесь, какие разные результаты. А в основе этих результатов — две разные мотивации, две разные жизненные стратегии. Человек достижения сам формирует события в жизни. Человек избегания склонен реагировать на внешние сигналы. Идет по улице человек. На улице светит солнце, и у него хорошее настроение. Но вот на улице пошел дождь, и ему стало грустно. Второму — что солнце, что дождь — все хорошее настроение. Первым управляет жизнь. Второй управляет своей жизнью. Неудивительно, что вторые становятся руководителями, а первые — исполнителями. За этим простым примером стоит сложная система мотивации человека. Психологи утверждают, что два базовых человеческих инстинкта являются наиболее мощными мотиваторами поступков: сексуальный инстинкт и инстинкт самосохранения. Причем сексуальный инстинкт понимается шире, чем просто стремление к половому акту. Это стремление расширить зону своего влияния на большее количество людей. В каждом человеке сосуществуют два этих инстинкта. Но лишь один из них доминирует. Психологи утверждают, что у лидеров превалирует сексуальный инстинкт, стремление к расширению влияния, доминированию. Это формирует стратегию достижения. Мотиватором же большинства людей является инстинкт самосохранения. Не трогают — мне хорошо. Бьют, толкают, пинают — надо переместиться туда, где не трогают. Люди достижения сами ставят себе цели и достигают их. Исполнителям же цели ставят, и они, как правило, работают на достижение чужих целей. Потому то мы и видим, что такие люди быстро устают, с утра без кофе прийти в себя не могут. Конечно, их надо пинать. Это и не удивительно, ведь они работают не на себя. Почему же так происходит? Почему такое поведение характерно именно для нашей страны? Обратимся к исследованиям ученых. До середины XX века не было человека, который бы получил Нобелевскую премию за исследования в области психологии. Но один ученый все же смог это сделать. Им стал британский антрополог Джеффри Горер. А исследовал он не что иное, как загадочную русскую душу. Как и многие другие исследователи, Горер замечал, что русский человек склонен к тому, что мы рассмотрели как стратегию избегания. Он хотел понять, почему же так происходит?
Мы с вами разобрали некоторые особенности национального менталитета. Поговорили о том, что для российского менталитета характерна стратегия избегания, ожидание чуда (в лице жар-птицы, щуки, золотой рыбки и прочих представителей волшебной фауны) и непонимание социальных ролей. Так что же делать со всем этим?
Можно ли изменить черты мышления, наработанные годами? Мое личное убеждение — да. Но для этого необходима самодисциплина. Психологи говорят, что 98% нашего поведения обусловлено привычками. То есть тем, что мы делаем на автомате. Внедрить плохую привычку — это всегда пожалуйста. Изменить плохую привычку на хорошую сложно, но можно.
Приучить себя ложиться и вставать в одно время. Регулярно заниматься спортом. Приходить на встречи вовремя. Чистить ботинки с вечера, а не перед выходом. Наконец, мыть посуду после еды, а не до. Есть разные мнения на то, сколько формируется привычка: от 21 дней до 3 месяцев. Здесь имеется одно главное правило: меняйте постепенно. Если вы решили поменять в себе все и сразу, скорее всего, через несколько дней перегруза организм просто откажется играть по новым правилам. Поэтому нужно уподобиться улитке, которая ползет на гору Фудзи: делать по чуть-чуть. Получать результат и брать новое маленькое задание. Идти по ступенькам, а не прыгать через пролеты. Выберите для себя один параметр и начните менять. И меняйте себя на здоровье, а вместе с собой и окружающих вас людей.
Немного о менталитете: К нам в контору приехали два немца. Пришлось мне их развлекать. Идём втроём по улице. Подходит мужичок, просит закурить. Даю ему сигарету. Мужичок благодарит, уходит. Немец(шок): — Это твой друг? — Нет, впервые вижу. — Тогда почему ты дал ему сигарету? — Он хотел курить, сигареты у него закончились, он попросил — я дал. Пауза. — А как часто такое происходит? Для вас это нормально? — Вобщем, да. Если вежливо попросили — обычное дело! Длинная пауза. Немец: — А у нас(в Германии) никто не попросит. Второй немец: — И никто не даст…