У «МЮ» самые высокие доходы в Европе. Даже несмотря на Лигу Европы и фунт

Sport Connect – о рейтинге самых богатых клубов Европы.

1. «Манчестер Юнайтед» – чемпион. С самым маленьким отрывом в истории

«МЮ» уже несколько лет подряд увеличивает доходы, даже несмотря на ухудшение спортивных результатов – сила имени и грамотное использование глобальной аудитории сглаживают даже печальное проседание в АПЛ. В прошлом сезоне у мадридского «Реала» была прекрасная возможность захватить лидерство: во-первых, фунт значительно ослабел на фоне Брексита, во-вторых, «МЮ» не играл в Лиге чемпионов и бился во второстепенной Лиге Европы. Но даже в таких условиях «Юнайтед» выстоял и увеличил доходы на 13%. Конечно, рост заметен только в фунтах – доходы в евро упали практически на 13 миллионов.

Загружаю...

В первую очередь успех «МЮ» связан с продажей телевизионных прав. Летом 2016-го вступил в силу рекордный контракт АПЛ (более 5 миллиардов фунтов за три сезона), благодаря которому манкунианцы получили на 53,7 млн фунтов больше, чем годом ранее.

Во-вторых, «Юнайтед» по-прежнему остается одним из мощнейших игроков на рынке коммерческих соглашений – они приносят клубу 48% доходов.

В-третьих, «МЮ» все-таки выиграл Лигу Европы и получил самые большие призовые в истории турнира – около 44,5 миллиона евро, это примерно в четыре раза больше бонусов «Атлетико» в сезоне-2010/11.

В итоге «Манчестер Юнайтед» обогнал «Реал» всего лишь на 1,7 миллиона евро – такого скромного отрыва не было еще ни разу в истории рейтинга Deloite. Как отмечают составители Money League, решающим моментом борьбы стал именно финал Лиги Европы – победа принесла «МЮ» дополнительные 3 миллиона евро, которые и вывели клуб на первое место.

В следующем году доходы «Юнайтед» должны только вырасти, в первую очередь благодаря возвращению в Лигу чемпионов и более кассовым матчам на «Олд Траффорд».

2. АПЛ не остановится

«В этом году у Money League чисто английский оттенок», – отметил старший менеджер Deloitte Sports Business Group Тим Бридж. Лучше всего дух времени передает простой факт: среди топ-20 европейских клубов с самыми высокими доходами ровно половина – английские.

Загружаю...

Английское нашествие объясняется рекордным телевизионным контрактом премьер-лиги на 2016-2019 годы. Это легко подтверждает рейтинг клубов из топ-20, доходы которых сильнее всего зависят от продажи медиаправ.

1. «Лестер» – 82% доходов поступили от ТВ 2. «Саутгемптон» – 79% 3. «Эвертон» – 76% 4. «Наполи» – 73% 5. «Вест Хэм» – 65%

Из топ-5 – четыре клуба АПЛ.

Аналитики Deloitte логично предположили, что дальнейшая судьба рейтинга зависит от контракта АПЛ на следующий трехлетний цикл. Предварительные подсчеты от Ampere Analysis показывают, что теория о «телевизионном пузыре АПЛ», который якобы скоро лопнет, нежизнепособна: на самом деле домашний телеконтракт должен вырасти на 10-15 процентов и достигнуть отметки 5,6-5,9 миллиарда фунтов за три сезона.

Так что правление АПЛ продолжается. Или только начинается.

3. Телерынок меняет старые представления об оптимальной структуре доходов

Старые модели распределения доходов постепенно отмирают: когда-то существовавшее равноправие (плюс-минус 30 процентов у каждой из трех статьей) постепенно сменяется доминированием телевидения. За год ТВ отняло целых 5% у коммерческих соглашений.

Загружаю...

Еще одно важное наблюдение: всего три клуба из рейтинга получили по статье Matchday более 20% доходов. Это «Барселона» (21%), «Шальке» (23%) и «Арсенал» (24%).

Если выйти за рамки отчета Deloitte, то стоит признать «Арсенал» королем работы на стадионе. Согласно данным УЕФА, именно у лондонского клуба самый большой средний чек в Европе – 97,8 евро. На втором месте – «Челси» (90,7 евро), на третьем – «Реал» (73,8 евро).

5. «Лестер» лишится высокого места уже в следующем году

Мы аплодируем «Лестеру» за два успешных сезона, но, кажется, в ближайшем будущем это не повторится.

В этом году он забрался на 14-ю строчку рейтинга благодаря высоким отчислениям от ТВ, в том числе в Лиге чемпионов, где он единственным из всех английских клубов прошел в 1/4 финала.

Без повторения таких успехов доходы будут падать, потому что Matchday и коммерческие сделки приносят ему лишь 18% доходов.

5. «Бавария» и «ПСЖ» связаны национальным телерынком

«Бавария» и «ПСЖ» – единственные топ-клубы, которым продажа медиаправ приносит настолько мало, всего 25% доходов.

«Бавария» – четвертая в общем рейтинге, рекордсмен по коммерческим сделкам и пятая по Matchday – занимает в общем телевизионном рейтинге лишь 16-е место. «ПСЖ», который везде идет вплотную с мюнхенцами, и вовсе 18-й.

Загружаю...

Главные клубы Германии и Франции получают от телевидения на уровне середняков английской премьер-лиги – и это с учетом того, что они выходят в плей-офф Лиги чемпионов. Например, во Франции телеправа давно проданы до 2020 года включительно – и клубы не получат больше 727 миллионов евро в год. «ПСЖ» на правах чемпиона может забрать примерно 20% этой суммы, то есть всего 145 миллионов евро, что по нынешним меркам не такие уж большие деньги.

Никто не говорит о несправедливости: АПЛ как отдельный продукт гораздо дороже бундеслиги и лиги 1, остановить рост телевизионных контрактов простым распоряжением УЕФА невозможно. Но именно такое неравенство доходов может стать еще одним доводом в пользу глобальной европейской лиги, которую давно хочет организовать американский миллиардер Стивен Росс. 

Если вы удивились высокому месту «Ювентуса» в ТВ-рейтинге, то вам сюда. Коротко: «Юве» получил более 100 миллионов евро в Лиге чемпионов, это связано с особенностями регламента и национального телерынка. 

6. Новые рынки

По прогнозам Deloitte, уже скоро в рейтинг может попасть клуб из МЛС. В качестве примера указана наша любимая «Атланта», которая играет на роскошном стадионе Mercedes-Benz Stadium и благодаря этому получает ровно 50% доходов по статье Matchday. Эта цифра говорит не столько о космической выручке на матчах, сколько о созревании рынка.

Загружаю...

Составители рейтинга уверены, что скоро соккерные телеконтракты в США подорожают – и тогда та же «Атланта» без проблем вступит в Money League. 

Если говорить о России, то «Зенит» занимает 23-е место (доход в сезоне-2016/17 – 180,4 миллиона евро). Deloitte отмечает, что в связи с переездом на новый стадион питерцы скоро могут вернуться в топ-20.

Автор: Павел Чернов

Также читайте на Sport Connect: 

Хоккейный «Спартак» бьет рекорды посещаемости (+34% за зиму). Как это работает?

«Бавария» думает о технологиях. И даже проведет хакатон на стадионе

«Всем кажется, что мы живем в спортивной стране, но это абсолютно не так». Интервью о развитии бега, триатлона и плавания 

Фото: REUTERS/Paul Childs/Action Images

Популярные комментарии
Vladimir Filippov
Ну смотри ФНЛ тогда - там коммерцией не пахнёт
Ответ на комментарий Адепт Дудя
вот за это я МЮ и ненавижу. терпеть не могу коммерческие проекты. они убивают душу спорта
Vladimir Filippov
МЮ тратит деньги заработанные клубом и хочу напомнить любителям писать про "пригородный мешок",что Юнайтед лишь следует рынку и тратит сколько необходимо.Например,в 2012 купили Ван Перси за 22млн фунтов(лучший нап АПЛ на тот момент).А тот же ПСЖ взял неизвестного на тот момент Моуру за 32 ляма.
Specialonechester Specialone
Самый правильный клуб это Манчестер Юнайтед. Сами зарабатывают и свои же деньги тратят. На самом деле все любители футбола должны ценить и уважать именно этот клуб за то, что даёт хороший пример развития. Но, к сожалению, школьники и слабоумные глоры сейчас глорят за мешков как Ман.Сити, ПСЖ, Шанхай Шенхуа и т.д. которые прстепенно убивают натуральное развитие футбола и дают плохой пример остальным клубам.
Еще 163 комментария
166 комментариев Написать комментарий