Ротенберг купил Сироткину место в «Формуле-1»? Не совсем так

Гонщика без таланта никуда бы не взяли.

В «Формуле-1» появился новый русский пилот — спасибо «Уильямсу», талантам Сергея Сироткина и его спонсорам: BBC утверждает, что программа «СМП Рейсинг» заплатит за выступления спортсмена в 2018 году 18 млн долларов. Однако финансовые подробности контракта и удивительный для нейтральных болельщиков отказ «Уильямса» от Роберта Кубицы (в качестве боевого пилота) привели к тому, что болельщики в социальных сетях и комментариях к новостям вместе с фамилией «Сироткин» стали употреблять слово «рента». Звучит несправедливо.

Кто такие рента-драйверы

Загружаю...

Это пилоты, выкупающие места в командах за свои средства или внушительные партнерские вложения от приближенных компаний. Деньги являются единственной причиной подписания контракта, и без них ни одна конюшня обычно не интересуется подобными гонщиками.

Тем не менее, автоспорт часто подкидывал ошарашенным фанатам сюрпризы в виде рента-драйверов, выступавших на достойном уровне или становившихся чемпионами мира. Главным примером навсегда останется австриец Ники Лауда, взявший на свое имя кредит сроком на пять лет для покупки места в «БРМ» в 1973 году. Он сильно рисковал с отсрочкой выплат и даже в качестве компенсации размещал название банка на шлеме, и в итоге не прогадал. Спустя сезон Лауда перешел в «Феррари», расплатился со всеми долгами, а позже выиграл два чемпионских титула (третий прибавился уже в «Макларене» в 1984 году).

Подобных историй немало: австралиец Джек Брэбэм завоевал третье чемпионство в 1966 году, самостоятельно оплачивая все счета в собственной команде; Нельсон Пике (еще один трехкратный чемпион), сын бывшего министра здравоохранения Бразилии, не получил поддержки семьи и работал механиком, чтобы профинансировать старт карьеры – он купил карт и собственный болид «Формулы Супер Ви»; будущий чемпион 1992 года Найджел Мэнселл продал квартиру за 14 лет до своего титула ради оплаты участия в «Формуле-3», куда его никто не хотел брать без денег, но он стал «надеждой года» в Великобритании; Дэймон Хилл не нашел спонсоров даже под громкую фамилию (его отец – обладатель «Тройной золотой короны автоспорта» Грэм Хилл), и тоже взял кредит в сотню тысяч фунтов стерлингов на покупку места во все той же английской «Ф-3». Отличные пилоты не считали зазорным начать карьеру как рента-драйверы.

Сейчас поддержка есть у любого дебютанта

Загружаю...

В современную «Формулу-1» практически не пробиться без богатого спонсора или крупного автопроизводителя. Молодежная система «Ред Булл» считается исключением, но и в ней спонсором пилотов фактически выступает материнская компания, активно вовлекающая своих ребят в маркетинговые проекты. Так что за последние годы только Кевин Магнуссен вернулся в серию без финансовой помощи — но ему просто повезло с ситуацией в «Рено».

Сейчас принято чем-то платить даже за молодых и талантливых протеже автопроизводителей. Так Жюль Бьянки, Шарль Леклер, Эстебан Окон и Паскаль Верляйн переходили в «Манор-Марусю», «Заубер» и «Форс-Индию» за скидки на силовые установки или техническую помощь. Серхио Пересу путь в «Ф-1» по сути пробурили мексиканские спонсоры. Ромен Грожан не побывал бы на десятке подиумов без помощи концерна «Тоталь», а Валттери Боттас никогда бы не одержал три первые победы за «Мерседес» без содействия личного партнера «Вихури». «Формула-1» – дорогой спорт: даже простое содержание маленькой команды без попыток развивать болид и хоть как-то бороться с соперниками обойдется в 80-90 млн долларов, поэтому все коллективы стараются найти дополнительное финансирование. Закономерности рынка, и ничего более.

Через «Уильямс» прошло немало рента-драйверов

Загружаю...

Если уж говорить о команде, за которую будет выступать Сироткин, то в XXI веке у нее сложилась богатая традиция подписания пилотов с хорошими «довесками». Началась она в 2002 году с Антонио Пиццонии, которого поддерживал бразильский нефтяной гигант «Петробрас». Пилоту досталось место тестера, но он больше прославился громким крэш-тестом новенького «Ягуара» с журналистом внутри вместо быстрого и безопасного выставочного круга.

Антонио не впечатлил в составе «зеленых кошек» и регулярно оставался последним выбором для «Уильямса», попадая в боевой кокпит лишь из-за травм Ральфа Шумахера и Ника Хайдфельда. С приходом Нико Росберга карьера бразильца в «Формуле-1» закончилась даже несмотря на деньги спонсоров, четыре попадания в очковую зону всего в девяти гонках и рекорд скорости, установленный в Монце в 2004 году.

Следующим рентой стал протеже «Тойоты» Кадзуки Накадзима, получивший место из-за разрыва сотрудничества «Уильямса» и «БМВ»: англичане перешли на японские двигатели, и в качестве одного из условий сделки мотористы запросили кокпит для своего гонщика. Так Кадзуки стал напарником Росберга — и, конечно же, проиграл немцу. Совсем разгромным получился второй совместный сезон, закончившийся со счетом 34,5-0 в пользу будущего чемпиона мира. Несмотря на слабые результаты, убрали Накадзиму только после завершения сотрудничества с «Тойотой».

Загружаю...

Следующим дорогим во всех смыслах приобретением стал чемпион GP2 и один из главных крэшеров последнего десятилетия Пастор Мальдонадо. Несмотря на титул в молодежной серии, венесуэльской нефтяной компании PDVSA пришлось выкладывать по 40 млн долларов за каждый сезон в составе «Уильямса». Жадность англичан здесь ни при чем: Пастор разбивал машины буквально на ровном месте, и большая часть спонсорских денег уходила на строительство новых болидов. Тем не менее, в Гроуве сумели грамотно распорядиться вложениями, улучшили технику, и Мальдонадо в 2012 году выиграл Гран-при Испании. Фанаты «Формулы-1» до сих пор теряются в догадках на тему «что это было?», но венесуэлец больше не отличался грандиозными достижениями и в конце 2013 года ушел в «Лотус». По слухам, новая команда настолько впечатлилась подвигами Пастора в конюшне сэра Фрэнка, что потребовала у PDVSA уже 50 млн долларов.

В 2012 году «Уильямс» вообще собрал рента-флэш-рояль, подписав еще и Бруно Сенну, племянника легендарного «Волшебника». По слухам, личным спонсорам бразильца (нефтяникам OGX с компаниями «Жилетт» и «Эмбратель») переход обошелся примерно в 17 млн долларов, однако в денежной южноамериканской дуэли сильнее оказался Мальдонадо. После поражение от венесуэльца карьера Бруно в «Ф-1» закончилась: даже несмотря на рост спонсорских возможностей благодаря контрактам с «Хилтон» и «Сантандер», его никто не захотел подписывать.

Загружаю...

Однако настоящим королем рента-драйверов из Гроува можно смело признать Ланса Стролла, сына канадского миллиардера Лоренса Стролла. По многочисленным сообщениям и предположениям прессы, магнат уже потратил на покатушки парня в «Формуле-1» от 40 до 80 млн долларов — и не зря. Ланс в 19 лет оказался на подиуме Гран-при Азербайджана, неплохо показал себя в дождевой квалификации в Италии и за сезон набрал 40 очков — второй результат среди всех рент, выступавших в составе «Уильямса». Эксперты закономерно ждут от него прогресса в новом сезоне, так что, возможно, Стролл еще переубедит общественность в своих способностях.

Деньги рента-драйверов помогают команде

Конечно, многие успехи всех перечисленных пилотов связаны в основном с неплохим уровнем болида, собранного в Гроуве — следовательно, команда правильно использует полученные средства, инвестируя их в развитие техники. Ведь после эры Мальдонадо-Сенны настала эпоха Боттаса-Массы, продлившаяся с 2014 по 2016 годы и собравшая 14 попаданий в топ-3 и два третьих места в Кубке конструкторов. Логично предположить, что вложения спонсоров Сироткина и Стролла точно так же помогут в строительстве новой машины, способной претендовать на очки и даже подиумы в каждой гонке.

«Пополнение бюджета позволит команде вложиться в развитие техники для достижения топ-уровня, – написал в своей колонке на Autosport Гэри Андерсон еще в декабре. Звучит оптимистично, если только конюшня сэра Фрэнка с новым крутым болидом не нацелится на кого-то из мегазвезд в 2019-м. Такой исход весьма возможен, ведь англичане уже предлагали контракт Фернандо Алонсо — и никто не помешает им попробовать еще раз.

Спонсоры Сироткина

Загружаю...

В 2014 году спонсором числился управляемый отцом гонщика Национальный институт авиационных технологий. Он и Международный фонд инвестиционного сотрудничества совместно с Государственным фондом развития Северо-запада Российской федерации помог Сергею стать резервным пилотом «Заубера». В составе швейцарцев москвич принял участие в тренировках «Формулы-1» и получил суперлицензию, но в основной состав не попал и перешел в GP2 при поддержке русской гоночной программы «СМП Рейсинг».

Ее курирует известный олигарх и гражданин Финляндии Борис Ротенберг, совладелец «СМП Банка» и обладатель состояния в 1,07 миллиарда долларов по оценке «Форбс» за 2016 год. Именно его деньги по большей части легли в основу спонсорского контракта с «Уильямсом» на сумму в 18 млн долларов.

Еще в «СМП Рейсинг» входят целая русская «Формула-4», команда в чемпионате мира по гонкам на выносливость и довольно известные в автоспорте ребята вроде Михаила Алешина, Виталия Петрова и Роберта Шварцмана. И в этом главное отличие ситуации Сироткина от остальных пилотов, пришедших в «Уильямс» со спонсорским пакетом: лишь его поддерживает целая национальная гоночная система, а не просто набор компаний с коммерческими целями. В какой-то мере такой расклад гарантирует пилотам защиту от колебаний на рынках, но с другой стороны все финансирование зависит исключительно от воли одного патрона.

Выходит, Сироткин все-таки рента-драйвер?

Загружаю...

Дать однозначный ответ непросто, но все-таки скорее нет, чем да. Как правило, презрительно отзываются о пилотах, просто купивших место в кокпите и не сумевших заинтересовать «Формулу-1» чем-то кроме денег. Сергей не такой: он выступил на совместных шинных тестах за «Уильямс» по одной программе с Кубицей и опередил соперника в честной борьбе. По расчетам разных изданий, Сироткин был быстрее поляка от 0,7 до 1,3 секунды на круге — и это очень солидный отрыв, позволяющий считать его хорошим пилотом.

Более того, вложения в Сергея по сравнению с суммами за Стролла и Мальдонадо выглядит не такими большими — из российских спонсоров явно не выжимали все до копейки. Однако из-за нужды в финансировании развития техники «Уильямс» никого не взяли бы совсем без денег — потому Паскаль Верляйн, Пол ди Реста, Фелипе Масса и Даниил Квят быстро выпали из числа претендентов, даже несмотря на все свои таланты. Конкуренцию уроженцу Москвы составил лишь Кубица, в итоге проигравший не только на треке: предполагается, что его спонсоры предложили 7 млн долларов за 7 гонок сезона-2018.

Судя по заверениям команды, Сергей приглянулся не только благодаря отличному гоночному темпу, но и технической подкованностью во время прохождения тестов и при работе на базе. Деньги помогли ему лишь попасть в шорт-лист кандидатов, а дальше он справился сам.

«Всем инженерам «Уильямса» понравилось работать с Сергеем, – подтвердил технический директор команды Падди Лоу. – Их впечатлили его упорство и ум. Он очень целеустремленный молодой человек с осознанным желанием выполнить собственноручно поставленную задачу — добиться успеха в «Формуле-1».

«Возвращение Кубицы, одного из главных пилотов своего поколения — настоящая пиар-мечта. Но «Уильямс» принял решение, основываясь на способностях. Сироткин оказался быстрейшим. Он на 11 лет моложе Кубицы и продемонстрировал немалый потенциал. С инженерной точки зрения он тоже был лучшим выбором», – оценил решение команды журналист крупного многоязычного издания Motorsport Лоренс Барретто.

Загружаю...

Тем не менее, пока Сироткин не добьется осязаемых успехов в Гран-при, его все равно будут изредка называть рента-драйвером. Лишь время и результаты смогут побороть общественное мнение.

В «Формуле-1» дебютирует еще один русский. Он будет лучше Квята

Фото: Instagram/sergeysirotkin_official; Gettyimages.ru/Getty Images, Mark Thompson, Bryn Lennon, Paul Gilham; РИА Новости/Евгений Биятов

Популярные комментарии
sanitan
В конечном итоге платим за Сироткина все мы. Ротенбург без государственных заказов просто 0. Весь его бизнес это деньги украденные у налогоплательщика. Покупка мест в командах, это постыдная страница в истории в F1
Redleigh
Еще мне интересно, откуда пошло выражение рента-драйвер в русском языке. Потому что иностранные корни слова "рента" довольно очевидны, однако на английском языке такие гонщики определяются как "pay driver". Даже загуглив "renta driver" вы не найдете абсолютно ничего
Redleigh
Одно дело, когда ты платишь за место из СВОЕГО кармана, и другое, когда за тебя платят спонсоры. Подавляющее большинство рент, которые добились успеха, все-таки сами за себя платили, продавая имущество и оформляя на себя кредиты. Не думаю что это совпадение
Еще 42 комментария
45 комментариев Написать комментарий