Евгения Медведева, как противовес бликовому миру
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
На сегодняшний день, благодаря СМИ, Олимпийские игры, стали глобальным явлением, какими мы их знаем сейчас. Этому способствует несколько факторов.
Во-первых, именно СМИ, сразу оговоримся, что в основном это характерно для западного мироощущения, во многом создают определенную «реальность», то есть некое пространство людей, которых нам преподносят в качестве носителей определенных ценностей, которых должен придерживаться весь цивилизованный мир, причем вне зависимости от того насколько реальны их спортивные заслуги и действительно ли они являются носителями этих ценностей. Подобная реальность создает наше восприятие и интерпретацию мира, в котором мы живем. Отсюда, нет ничего удивительного, что именно СМИ, главные спонсоры Олимпийских игр и иных крупных спортивных мероприятий, например, Чемпионата мира по футболу.
Правда, иногда, эта система дает сбои и персонажи, настоящие лица которых были скрыты, за почти идеальным макияжем, демонстрируют свое истинное «Я», как было с велогонщиком Лесном Армстронгом, которого рисовали и как «совесть мира» и как самого великого спортсмена и прочее. После же всем известного допингового скандала 2001 года, выяснилось, что всё что сообщалось об Армстронге самый обыкновенный фейк, фактически один из главных разоблаченных фейков о спорте.
Система ломается и когда появляются люди, подобные Евгении Медведевой, которая, не являясь продуктом информационной пропаганды, своей искренностью просто делает миллионы людей на Планете счастливыми, не прибегая при этом ни к какому допингу, будь то легальному или нелегальному и своим мастерством эту «систему» подчиняет себе, возвращает истинную магию спорта, действительно становясь примером для подражания.
Что же такого необычного в Евгении Медведевой?
При изучении данного вопроса следует обратиться к работам французского писателя Ги Дебора, в частности к его книге «Общество спектакля»
Общество спектакля или Общество зрелища (фр. La Société du spectacle) — политическо-философский трактат, написанный Ги Дебором в 1967 году, в то время, когда телевидение стало очень важным для Олимпийских игр. Книга посвящена анализу и критике общества, как в его западной (капиталистической) вариации, которая определяется как «общество распылённого зрелища», так и советской системы («общество централизованного зрелища» по Дебору) с леворадикальных (анархо-марксистских) позиций.
Суть современного состояния Ги Дебор определяет, как утрату непосредственности: «всё, что раньше переживалось непосредственно, отныне оттеснено в представление». Термин «спектакль» означает «самостоятельное движение неживого» или «общественные отношения, опосредованные образами». Важную роль в становлении общества спектакля сыграли средства массовой информации: «это новшество обернулось настоящим Троянским конём», — пишет Ги Дебор. В книге проводится также детальный анализ марксизма и развития революционной теории, которая оказалась перед лицом двух новых факторов: революционной иллюзии и классовой бюрократии. В этом смысле Дебор предрек крах Советского Союза именно, как жертвы этой классовой бюрократии.
По словам Дебора, зрелище - это не группа или совокупность образов, но общественные отношения между людьми медиатизированными различными образами.
Это замечание достигло особой актуальности в современном обществе, где оно соединяется не только в реальном мире, но и в виртуальном. Сегодня социальные сети определяют наше положение в обществе, что мы думаем и какие у нас особенности и видение мира. Тезисы Дебора в наше время обретает новый смысл путем непрерывного обмена символами, образами, продуктами и смыслами, размещенными на веб-сайтах и в социальных сетях.
То есть сегодня исчезает старая концепция классической культуры гуманистки, основанной на традициях Греции, Рима, возрождения и барокко. Заменяется эта концепция «бликовым миром» образов и эмоций.
Как мы увидим впоследствии, это объясняет некоторые из причин успешного привлечения телевизионной аудитории во время проведения Олимпийских игр и других спортивных событий. Проведение Олимпийских игр - гарантия эмоций, с помощью изображения соревнований. Причем зачастую вне зависимости от того насколько реальны соревнования и лица в них участвующие. Кроме того, неопределенность спортивных соревнований идеально подходит с аудиовизуальной культуры. Неопределенность о том, кто станет победителем, является идеальным ингредиентом для успеха в прямом эфире в аудиовизуальном мире.
То есть Олимпиада исчезает, как явление социокультурное – основанное де Кубертеном, как раз на принципах гуманистки и самосовершенствования и превращается в инструмент удовлетворения человеческих эмоций.
Этот мир есть не что иное, как гнетущее псевдо-наслаждение. С блаженным приятием действительности может хорошо сочетаться показной бунт — и этим выражается то, что даже неудовольствие превратилось в некий товар – отмечает Дебор.
Сегодня, приходится отмечать, что мы живем в мире, где внешность более важна, чем реальность. И это, как никогда заметно на примере сферы спорта. Ведь реальность (настоящую реальность) сконструировать нельзя, а внешность можно.
Субъектом истории же может стать лишь человек самосозидающий, являющийся господином и обладателем собственного мира – отмечает Дебор - Чтобы действительно разрушить общество зрелища, необходимы люди, которые бы задействовали какую-то практическую силу.
Чтобы проиллюстрировать подобный пример на практике, как раз обратимся к феномену Евгении Медведевой.
Чем действительно он так примечателен? Ведь многие не понимают всего масштаба её личности. На само деле, тем, что в сегодняшнем противоречивом мире – мире построенным на презрении к духовности, простейшем искусстве, которое подгоняется под примитивные потребности обывательской аудитории, индифферентности к собственному будущему, имморализме в оценке своих и чужих поступков и культе бешеных денег появился человек, который своей работой говорит: «Я могу по-другому!», показывает, что чтобы чего-то в жизни добиться, нужно любить свою профессию, своих близких, работать и через труд развивать себя. И дело не в рекордах и медалях, а в том, как Медведева позиционирует себя. Это как раз и есть та практическая сила, через которую она создает собственный мир, который не желает подчинятся утилитаризму. Этот мир не «бликовый», не основан на скоротечном удовлетворении потребностей, а выращен ежедневной кропотливой работой с искренним желанием доставить людям радость, всё просто.
Безусловно такие уникумы, как Медведева рождаются крайне редко. Она своим трудом раздвигает грани возможного в спорте выводя его с уровня соревнования, на уровень чистого и не замутненного скандалами искусства. Она создает царство образов из неприкрытых, искренних эмоций и каждым прокатом демонстрирует, что в мир, в котором мы живем ещё можно и нужно верить, и бороться за то прекрасное, что в нем осталось, но то что мы теряем в суете современного бликового мира. Медведева – это спортсменка для которой нет границ, она полностью свободна в выборе идей, не связанна цепями стандартизации и системности. Её идеи, её творчество вытекает из самой жизни, сложной, многообразная и противоречивая.
Бунт? Да это бунт. Бунт против унификации, против стандартизации, брошенная перчатка представителям системы, если хотите. Медведева не хочет довольствоваться тем, что уже имеет, она хочет большего. Этот вызов она бросает с улыбкой на губах, с той самой улыбкой которой она покоряет миллионы людей по всему миру. И дело тут не в прыжках и не в стабильности и не в рекордах. Просто Женя изобрела свой собственный чемпионский путь: быть самой собой и не предавать собственные идеалы и мечты ради сиюминутных слабостей и прихотей.
Бунт? Да это бунт. Бунт против унификации, против стандартизации, брошенная перчатка представителям системы, если хотите. Медведева не хочет довольствоваться тем, что уже имеет, она хочет большего. Этот вызов она бросает с улыбкой на губах, с той самой улыбкой которой она покоряет миллионы людей по всему миру. И дело тут не в прыжках и не в стабильности и не в рекордах. Просто Женя изобрела свой собственный чемпионский путь: Быть самой собой и не предавать собственные идеалы и мечты ради сиюминутных слабостей и прихотей.
В этом смысле Евгения — это тот идеал, к которому мы хотим стремиться, а не «король на час», который удовлетворяет подсознание человека и страсть к зрелищам и которого затем сменяет другой король.
Сегодня, когда допинг стал непременным спутником спорта, просто потому, что уровень спортивной стандартизации находятся на грани человеческих возможностей, потому что чем больше у тебя результаты, тем больше ты заработаешь денег, когда фактически движение Олимпизма приходит на место движению Постолимпизму. Миру, в котором спорт – это способ взбития политической пены, мир в котором все покупается и продается, мир конкуренции не спортсменов а юристов, фармацевтических концернов и PR-агентств.
Это как постправда. Когда возникает ситуация, при которой объективные факты являются менее значимыми при формировании общественного мнения, чем обращения к эмоциям и личным убеждениям.
Можно ли разрушить эту постправду? Можно! Когда люди подобные Евгении Медведевой рушат все стереотипы и стандартизацию своим простым, искренним желанием доставить людям радость. Ведь в сущности никто же не будет читать пресловутый «доклад Макларена», но, когда весь мир смотрит на эту румяную, радостную девочку, от её чистой улыбки действительно греются сердца по всему миру. В независимости от страны, народа или культуры.
Пример Медведевой – пример, когда человек через спорт утверждает те самые культурно-гуманистические ценности о которых говорил де Кубертен. И эти ценности не могут быть остановлены ни правилами, ни стандартами. В конце концов, это тот самый бунт, о котором говорил де Кубертен. Но этот бунт не направлен на разрушение, а на построение нового, справедливого. «Мы наш, мы новый мир построим», ежили угодно.
Именно для объединения таких людей де Кубертен и возрождал Олимпиаду, как соревнование свободное и открытое для всех, как культуру улучшения себя с перенесением ценностей олимпизма в повседневную жизнь.
Вот о чем говорил де Кубертен, закладывая в Олимпизм ту модель эффективности в решении целого ряда важных социально-культурных задач. Именно поэтому и стремятся очернить Олимпиаду и Олимпизм, потому что другой модели для общественного развития через спорт попросту нет.