Завод vs клиент

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Трудно представить сегодня, что два главных автомобильных гиганта, которые образуют огромное по авторитету лобби, поставляли бы свою продукцию в виде двигателей командам, что могли посоперничать с заводским коллективом. Однако такое в истории было, причем не раз. Рассмотрим такие случаи, исходя из положения конюшен в Кубке конструкторов.

 

Альфа Ромео:


Один из лучших автомобильных производителей 1950-х вскоре может вернуться в Формулу-1 в качестве поставщика двигателей Зауберу, правда только лишь именем компании. Первый пример, когда заводская команда выступила хуже клиентской, датируется 1979 годом. Но стоит отметить, что Альфа пришла в середине сезона, после чего прервалась еще на четыре Гран-При, и систематически двумя пилотами выступала только на последних трех этапах. Клиент итальянцев Брэбем отлично выглядел в квалификациях, но в гонке ни Ники Лауда, ни Нельсон Пике часто не могли дойти до финиша, в том числе из-за ненадежности итальянского продукта. В конце года пилотам дали в распоряжении новое шасси с Фордом внутри.

Загружаю...

 

В новом десятилетии заводская Альфа Ромео была скорее похожа на промежуточное звено между середняками и аутсайдерами. Впрочем, в 1985 году Риккардо Патрезе и Эдди Чивер не смогли заработать очков, а клиенту АР - удавалось финишировать чаще и впереди поставщиков. По окончании сезона Альфа Ромео ушла из Ф-1 как заводская конюшня, поставляя несколько лет двигатели все той же Озелле.

 

Мерседес:

Немцы вернулись после 40 лет перерыва в Формулу-1 в качестве поставщика двигателей в 1995 году, присоединившись к МакЛарену, который испытывал тяжелые времена в силу целого ряда причин. Удачное сотрудничество подарило множество титулов в обоих зачетах, но когда-то оно должно было закончиться. Первым шагом стала покупка Мерседесом лучшей команды в истории Формулы-1 (условно) - Браун. С 2010 года в чемпионате впервые за более чем полвека появилась заводская команда из Штутгарта. Выступления Михаэля Шумахера и Нико Росберга были намного скромнее побед и подиумов Льюиса Хэмильтона с Дженсоном Баттоном, но все изменилось в 2013 году, когда Льюис перешел в заводскую команду вместо Шуми, а к Дженсу присоединился Серхио Перес.

Загружаю...

После трех сезонов (2010-2012), когда Мерседес был не ровня МакЛарену, немцы стали побеждать с Хэмильтоном и Росбергом. Если в 2013-ом Мерсы были одной из топ-команд, то с начала гибридной эры серебристые абсолютные доминанты. Что до МакЛарена, то в 2013-2014 Баттон с Пересом, а потом и с Магнуссеном претендовали на более-менее высокие места, на уровне, если позволите, сегодняшней Форс Индии. С 2015 года МакЛарен является клиентом Хонды... Являлся.

 

Рено:

Самая богатая на прецеденты автопроизводительная компания в Формуле-1. История отношений Рено с Ф-1, пожалуй, такая же. Начнем с конца 1970-х: французы впервые вступили в ряды команд и брендов Королевы автоспорта, заполучили затем Алена Проста и стали первыми, кто использовал турбированные двигатели. Французам так и не удалось тогда взять титулов в обоих зачетах в первую очередь по причине надежности. Золотые времена того Рено ассоциируются с выступлениями дуэта Прост-Арну, когда Ален и Рене брали поул за поулом, полные первые ряды, но сходили в воскресенье с дистанции очень часто. С уходом Проста конюшня перестала быть с приставкой "топ", и Патрик Тамбэ с Дереком Уориком это доказали: ни одной победы при нескольких подиумах за два года.

Загружаю...

 

В это же время легендарная команда Лотус стала клиентом Рено. В 1984 году, в первый полный год сотрудничества, Элио де Анджелис и Найджел Мэнселл стали одними из главных конкурентов Тамбэ и Уорика. Элио и Найдж оказались чуть сильнее. В следующем сезоне состояние Рено только ухудшилось, а Лотуса - наоборот, и в 1985-ом французы заняли лишь 7 место, когда как стараниями де Анджелиса и Айртона Сенны Лотус одержал 3 победы и завоевал 9 подиумов, заняв четвертую строчку (в 1984 Рено оказалось пятым, уступив два места клиенту). Кроме того, Лижье, еще один клиент Вири был в аккурат впереди своих поставщиков. С 1986 по 2001 год французский автопроизводитель связан был с Формулой-1 только как поставщик двигателей, но весьма и весьма успешным.

Загружаю...

 

В 2001 году стало известно о возвращении Рено в чемпионат как заводской команды. В том сезоне полигоном для испытаний стал увядавший Бенеттон с Дженсоном Баттоном и Джанкарло Физикеллой. Флавио Бриаторе открыл талант Фернандо Алонсо, дал шанс Джанкарло Физикелле и обидел Ярно Трулли, но Рено при нем не делало никогда необдуманных поступков, которые могли пагубно повлиять на показатели в конце года. Впрочем, одно не учли: подписание контракта с Ред Буллом стало первым шагом к тому, что Быки стали одной из лучших команд в истории Формулы-1 ХХІ века. В 2009-ом Рено не показывала скорости прошлого сезона, пережила огромный скандал с Нельсоном Пике и заняла лишь 8 место в Кубке конструкторов. А Ред Булл тогда начал побеждать с Марком Уэббером и Себастьяном Феттелем.

Тогдашнее 2 место детища Дитриха Матешица стало только началом чемпионской серии Феттеля, а компания, поставлявшая лучшей команде Формулы-1 двигатели, являлась крепким середняком (4 место в 2010, 5 место в 2011). Заводская команда Рено ушла из Формулы-1 во второй раз, продолжая поставлять двигатели командам. Вплоть до 2016 года. Тяжелая судьба последних лет Лотуса закончила историю великого бренда во второй раз, и французы снова оказались с теми же людьми в том же месте, в Энстоуне. Год назад Кевин Магнуссен и Джолион Палмер, имея в своих руках по сути Лотус образца 2015 года, не смогли набрать и дюжины очков, но все же заняли 9 место в Кубке конструкторов. Клиенты - Ред Булл и Торо-Россо оказались сильнее на голову, а то и на две-три.

Загружаю...

Вся работа была направлена на 2017-ый. Сейчас можно сказать, что это того стоило. Нико Хюлькенберг заработал кучу очков для своей команды, выведя Рено обратно в среднюю группу. Если бы Джолион Палмер набрал примерно такое же количество баллов, альянс Вири и Энстоуна мог красоваться едва ли не на 5 месте зачета команд. В 2018-ом Карлос Сайнс составит пару Нико, и, я лично убежден, что в этот раз французы пришли основательно и надолго, идя к одной цели: соперничать на равных с Мерседесом и Феррари. Все условия для этого, по крайней мере, имеются. На середину сентября можно констатировать, что Ред Булл, будучи клиентом, оказался сильнее поставщика, но еще неясно, как расположатся по итогам сезона Торо-Россо относительно Рено.

 

Тойота:

За восемь сезонов японцы так и не смогли одержать заветную победу, занимали в основном места в средней группе, за исключением стартового сезона, когда Тойота, разумеется, была аутсайдером. Многие задаются вопросом: "Зачем Тойота вела компанию в Формуле-1, потратив на это безумное количество денег, и не одержала ни одной победы". Действительно, но японцев всегда отличала верная политика в кадровых вопросах, относительно конкурентоспособное шасси и наличие всего одного примера, когда они насолили сами себе руками клиента. Вильямс Нико Росберга и Алекса Вурца смог в 2007 году обосноваться на 4 месте, набрать в 2,5 раза больше очков, чем Ральф Шумахер и Ярно Трулли, и опередить Тойоту на два места. В начале 2010-го года было объявлено, что японская компания покидает Формулу-1 во всех ипостасях, хотя машина для нового сезона была готова. Кто знает, как бы все получилось в новом десятилетии, ведь одни японцы уже построили чемпионскую машину и ушли...

Загружаю...

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Что интересно