Паровозик из Ромашкова. Как Ярно Трулли будоражил всех пилотов «Формулы-1»

Итальянец так и остался для всех загадкой. Ярно Трулли провел 256 Гран-при и добился лишь одной победы в карьере. Победы на миллион! В прямом смысле этого слова. Трулли был мастером квалификаций. Ему в руки ни разу не попадала конкурентоспособная машина. Такая могла быть, но итальянец из-за ссор с руководством команды «Рено» должен был уйти из нее перед чемпионским сезоном. Наверное, все еще помнят «паровозик Трулли». В середине 2000-х Ярно так высоко квалифицировался, что был вынужден в гонке сдерживать более быстрых пилотов. Сегодня у вас есть шанс вспомнить его карьеру, где Трулли считал Алонсо своим другом. Также на несколько минут вы можете забыть его ошибки и насладиться его квалификационными кругами разных времен.

Загружаю...

Итальянец попытался создать в «Формуле-Е» собственную команду Trulli GP, но затея провалилась. Ярно смог за два сезона только один раз финишировать в очках. В 2015 году она прекратила свое существование.

Алехандро Агаг: «Я очень благодарен Ярно. Он пришел очень рано в чемпионат. Он был важен для чемпионата на ранних стадиях. Он и его команда старались. Иногда в гонках это случается. Гонки были красивые, но это спорт, остаются лишь лучшие».

Сегодня мы вспоминаем его карьеру в «Формуле-1»…

Ярно родился 13 июля 1974, в Пескаре, Италия. Его родители были фанатами мотогонок. Необычное для Италии имя Ярно получил в память о финском мотогонщике Ярно Сааринене, трагически погибшем в 1973 году на автодроме в Монце.

Трулли занимался картингом ещё в детстве, но в профессиональные гонки пришёл поздно. Ярно выиграл чемпионат Италии по картингу, а затем чемпионат Европы. После этого он перешёл в «Формулу-3», и выиграл Германский чемпионат в 1996 году.

В 1997 году Трулли планировал продолжить карьеру в «Формуле-3000» в Японии, но итальянцу позвонил руководитель команды «Минарди» и предложил ему место в «Формуле-1». В первых гонках он очень плавно пилотировал машину и уже после седьмого Гран-при был вынужден заменить Оливье Паниса в команде «Прост». «Минарди» была аутсайдером и не могла обеспечить дебютанту ни быстрой машины, ни зарплаты. Оливье Панис, основной гонщик команды «Прост», сломал ноги в аварии, и Алену Просту требовалась замена. Трулли провел семь гонок, заменяя француза, и показал неплохие результаты: он финишировал четвёртым на Хоккенхаймринге, а в Австрии лидировал в первой половине гонки, но вынужден был сойти из-за сгоревшего двигателя. Трулли вынужден был уступить своё место вернувшемуся Панису на последних трёх гонках, но Ален Прост уже подписал с итальянцем контракт на следующий сезон на постоянной основе. Итальянец занял 15-е место в личном зачете, опередив своих напарников: Юкио Катаяма и Синдзи Накано.

Загружаю...

В новом сезоне его напарником стал Оливье Панис. Сезон в «Просте» оказался не столь впечатляющим: команда страдала из-за ненадежности моторов «Пежо» и Трулли часто заканчивал гонку из-за сгоревшего двигателя, а иногда даже не мог стартовать. Итальянец набрал единственное очко в дождевой гонке в Бельгии. На Гран-при Канады Трулли столкнулся с пилотом «Бенеттона» Александром Вурцем. Из-за аварии в гонке был показан красный флаг. Трулли не пострадал и продолжил гонку на запасном болиде. Трулли закончил сезон на 16-м месте впереди напарника. Панис так и не смог полностью восстановиться после травмы.

Новый сезон команда «Прост» начала с тем же составом. В сложном, дождевом Гран-при на Нюрбургринге, где с трассы сошло большинство лидеров, Ярно смог финишировать вторым, отбив атаки Рубенса Баррикелло. Только одно очко еще удалось завоевать итальянцу на неконкурентоспособной машине в этом сезоне. В итоге Трулли завершил сезон на 11-м месте. Ярно имел контракт с командой и на следующий сезон, но итальянцу нужна была более быстрая машина.

Загружаю...

Загружаю...

Выгодное предложение поступило от Эдди Джордана, чья команда была одним из лидеров чемпионата в то время. С 2000 года Трулли занял место ушедшего на покой чемпиона мира Деймона Хилла. Партнером итальянца стал вице-чемпион мира, известный гонщик Хайнц-Харальд Френтцен. Однако команда уже не могла предоставить пилотом отличной машины. Скорость в квалификациях впечатляла, а вот реализовать ее в подиум так и не получилось. Оба гонщика «Джордана» стабильно набирали очки и закончили чемпионат девятым и десятым — Френтцен лишь на одно место впереди.

Со следующего года Трулли начал постепенно опережать Френтцена. На болидах стоял мощный двигатель «Хонды», но на результатах это никак не отразилось. Хайнц-Харальд, к тому же, поссорился с руководством команды и был уволен. До конца сезона немца заменяли Рикардо Зонта и Жан Алези. В ходе многочисленных замен в команде, «Джордан» символически поменяли номер Ярно Трулли с 12 на 11, сделав его номинальным «первым пилотом». Трулли удалось финишировать четвертым в Барселоне и Индианаполисе. Итальянец закончил сезон 9-м. Однако финансовые проблемы «Джордан» к тому времени стали очевидны, и итальянец покинул команду.

Загружаю...

Личным менеджером Трулли был в то время известный итальянский предприниматель, экс-директор «Бенеттона» Флавио Бриаторе. В середине 2001 года Флавио был назначен во главу новой заводской команды «Рено», и вскоре пригласил своего подопечного в её состав на место Джанкарло Физикеллы. Его партнером по команде стал Дженсон Баттон. Ярно провел сложный сезон. Он долго не мог привыкнуть к машине, его преследовали неудачи. Часто итальянец находился в тени в гонках. Ярно, как правило, опережал англичанина в квалификациях, но в гонках набрал на пять очков меньше и закончил чемпионат восьмым против седьмого места Дженсона. Лучшим результатом для него стало четвертое место Монако и Италии. Трулли смог закончить сезон на рекордном для себя 8-м месте.

Загружаю...

Баттон ушёл в «BAR-Honda» на следующий год, и Алонсо стал новым партнером Трулли. «Рено» 2003 года была явно быстрее предыдущей, Трулли и Алонсо набирали очки почти в каждой гонке. При этом, новичок-испанец чаще всего опережал опытного Ярно, попадал на поул-позишн и даже выиграл одну гонку. Трулли же довольствовался «бронзой» в Германии и восьмым местом в общем зачете, с внушительным очковым счетом — 33.

Начало чемпионата 2004 года Трулли провел ярко, набирая очки в каждой гонке, впервые стартовал с поул-позишн в престижной гонке в Монако. В той же гонке он впервые в своей карьере победил, в упорной борьбе, в то время как Алонсо разбил свою машину. Однако конец сезона для итальянца оказался испорчен рядом сходов и неудачных финишей. Отношения гонщика с Бриаторе испортились, и в результате два итальянца уволили друг друга: Ярно отказался от услуг Бриаторе как менеджера, а сам был уволен из команды за три гонки до конца чемпионата. Его место временно занял экс-чемпион мира Жак Вильнёв, а со следующего года в команду вернулся Джанкарло Физикелла. Трулли же перешел в «Тойоту», где в последних двух гонках сезона заменил Рикардо Зонту. Итальянец закончил сезон на 6-м месте с 46 очками. Этот результат стал для него самым лучшим в карьере.

Загружаю...

Для проведения рекламы фильма «Двенадцать друзей Оушена» на основных болидах «Ягуар» и запасном во время Гран-при Монако были установлены бриллианты стоимостью в 250 тысяч долларов. Однако на первом же круге гонки молодой пилот «Ягуара» Кристиан Клиен врезался в отбойник в шпильке «Левс» - самом медленном повороте во всей «Формуле-1». В этой аварии и был потерян бриллиант чистой воды: болид практически сразу после инцидента был возвращен в гараж, но камня на нем уже не было. Однако ранее сообщалось, что все бриллианты, выданные «Ягуару», были застрахованы как раз на случай подобных аварий.

Загружаю...

Загружаю...

Свой полноценный сезон за «Тойоту» Трулли провел в 2005 году. После межсезонных тестов Ярно лучше приспособился к японской машине. Toyota TF105 2005 года оказалась одной из самых быстрых машин в истории команды. Трулли и его новый партнёр Ральф Шумахер успешно выступили в 2005 году, приведя команду к четвёртому месту в кубке конструкторов. Ярно стартовал вторым в Австралии, а затем и в Малайзии, где смог трансформировать этот результат во вторую позицию на финише. Трулли принес для команды первый подиум в ее истории. Затем вторым приехал в Бахрейне и третьим в Испании. Яроно завоевал поул-позишн в скандальной гонке на Старой Кирпичнице. Эта гонка, которая могла стать второй победой Ярно, осталась в истории из-за шинного скандала. Из-за дефектов в шинах Мишлен Ральф Шумахер попал в тяжелейшую аварию на квалификации, чудом избежав гибели. Гонка оказалась на грани отмены или переноса, но под давлением команды «Феррари», пользовавшейся резиной Бриджстоун, все же была проведена. Но две трети команд, в том числе Тойота, отказались в ней участвовать — таким образом, поул-позишн Трулли пустовал на стартовом поле, и он (в числе 14 гонщиков) даже не стартовал в гонке. В большинстве гонок Ярно был быстрее более высокооплачиваемого напарника Ральфа Шумахера, но сезон итальянец завершил, уступив немцу два очка.

Загружаю...

Трулли неплохо начал новый сезон. Правда в первых восьми гонках сезона ему не удалось набрать очков. Итальянец исправился в Канаде, стартовав четвертым и финишировав шестым. Затем приехал четвертым в США, седьмым в Германии, Италии, шестым в Японии. На последнем этапе в Интерлагосе Ярно выступал хорошо, но был вынужден вместе с Шумахером сойти из-за проблем с подвеской. Сезон Трулли завершил на 12-м месте. Напарник опять опередил его в личном зачете.

Сезон-2007 Трулли также начал в составе «Тойоты», показывающей по-прежнему результаты команды-середняка. В новом сезоне Ярно стал явным лидером команды на фоне спада в результатах Ральфа Шумахера. В Малайзии он приехал седьмым, набрав первые очки в сезоне. Затем добыл еще парочку в Бахрейне. На Гран-при Испании был вынужден сойти из-за механических проблем. В Монако Трулли не смог ничего добиться, приехав 15-м. За всю гонку ему удалось опередить только своего напарника Шумахера. Самым худшим квалификационным местом в сезоне для него стало 14-е место. Итальянец смог приехать шестым на Индианаполисе. Трулли назвал этот результат «невероятным». На Гран-при Франции он столкнулся с пилотом «Рено» Хейкки Ковалайненом и был вынужден сойти. Трулли обвинили в этой аварии. Во второй половине сезона Трулли лишь в Бразилии смог набрать очки.

Появились слухи о том, что его будущее в «Тойоте» под угрозой. Все думали, что его заменит Хейкки Ковалайнен в 2008 году. Оказалось, что финн подписал контракт с «Маклареном».

Загружаю...

После неутешительных результатов прошедшего чемпионата, в сезоне-2008 команда предоставила Ярно новый болид TF108, который разрабатывался с учётом рекомендаций и пожеланий Трулли. Трулли надеялся, что «Тойота» сделала большой шаг вперед. Его новым напарником стал Тимо Глок. C самого начала сезона Трулли демонстрировал впечатляющую скорость, боролся за очки в числе первых 8 гонщиков и уже во второй гонке в Малайзии занял 4-е место. В итоге из 18 гонок Трулли заработал очки в 10 из них, а в Гран-При Франции, после захватывающей борьбы с «Маклареном» Хейкки Ковалайнена, завоевал очередной для команды подиум впервые с Гран-При Австралии 2006. Итог чемпионата — 31 очко и девятое место в общем зачете. Лучше, чем в предыдущие 2 сезона, но хуже, чем рассчитывал Ярно.

Трулли верил в перемены в 2009 году в команде. В первой гонке Сезона 2009, Трулли стартовал с пит-лейна, из-за гибкого заднего антикрыла «Тойоты», которое нарушало технический регламент. В гонке он финишировал третьим, но его оштрафовали, прибавив к его результату 25 секунд, за обгон Льюиса Хэмилтона под жёлтыми флагами. Спустя несколько дней стало известно, что Хэмилтону поступил приказ пропустить Ярно, из-за этого Льюис был дисквалифицирован, а Ярно вернули третье место. На Гран-при Малайзии он стартовал с второго места, но после пит-стопа и последовавшего ливня откатился на четвёртое место. На следующем этапе, Трулли сошёл после столкновения с Робертом Кубицей. В Бахрейне, Ярно впервые с 2005 года заработал поул-позицию и впервые установил быстрейшее время на круге, но приехал лишь третьим. Также на этом гран-при Трулли заработал свой юбилейный 10-й подиум и проехал юбилейный 10000-й круг дистанции в гонке. На первом круге Гран-при Испании попал в аварию, приведшую к сходу. Этот сход стал 13-м в карьере Трулли, когда он закончил гонку на первом круге, что является максимальным показателем за время существования «Формулы-1». На Гран-при Монако 2009 года Трулли и его напарник Тимо Глок заняли последний ряд стартового поля, финишировал 13-м. В Турции Ярно квалифицировался пятым и пришёл к финишу четвёртым. Но в следующих шести Гран-при Ярно один раз сошёл из-за поломки трансмиссии в Бельгии и получил только одно очко в Венгрии. Затем, Трулли занял второе место в Японии, опередив действующего чемпиона мира Льюиса Хэмильтона. На Интерлагосе Ярно попал в аварию после опасного инцидента с Адрианом Сутилем на первом круге. Позже, Ярно был оштрафован на 10 тысяч долларов стюардами FIA за нападки на Адриана сразу после аварии. В Абу-Даби Ярно набрал 2 очка. Трулли приехал в очках в последней гонке в истории команды.

Загружаю...

Загружаю...

Загружаю...

Загружаю...

В декабре 2009 года Трулли и Хейкки Ковалайнен были объявлены пилотами новой команды «Лотус». В одном из интервью Ярно признался, что вел переговоры с «Заубером». Только в одном из четырех первых Гран-при смог приехать итальянец. Ковалайнен выглядел заметно лучше на его фоне. «Все происходит только на моей машине», - сказал Трулли. За весь сезон Ярно сошел восемь раз и его лучшим результатом стало 15-е место на Гран-при Японии. Сезон завершил итальянец на 21-й позиции. Появились слухи об уходе Трулли и его переходе в «Наскар».

Но ему предложили остаться в команде. Его напарником опять стал Ковалайнен. Итальянец хорошо начал сезон и смог приехать в Монако 13-м – лучший результат в сезоне. На Гран-при Италии объявили о том, что тот продолжит свои выступления за команду в следующем году. Команду в третий раз переименовали и 17 февраля 2012 года объявили о том, что Виталий Петров заменит Трулли в предстоящем сезоне. Впервые с 1969 года в «Формуле-1» не осталось ни одного итальянского пилота. Его нет и по сей день.

Загружаю...

Загружаю...

7 кругов, принесших квалификационный триумф Трулли

Гран-при Монако 1999 года

Гран-при Японии 2003 года

Гран-при Монако 2004 года

Загружаю...

Гран-при Европы 2004 года

Гран-при Малайзии 2005 года

Загружаю...

Гран-при Бельгии 2005 года

Гран-при Италии 2007 года

Загружаю...

В напарниках у него были: Юкио Катаяма, Синдзи Накано, Оливье Панис, Хайнц-Харальд Френтцен, Рикардо Зонта, Жан Алези, Дженсон Баттон, Фернандо Алонсо, Ральф Шумахер, Тимо Глок, Камуи Кобаяши и Хейкки Ковалайнен.

Ярно Трулли удивительный пилот. Ему удалось провести в «Формуле-1» целых 15 сезонов. Таких пилотов не так уж и много. Трое еще выступает в Ф1 и сейчас) Еще есть такой человек Педро де ла Роса, возвращавшийся в Ф1 дважды с перерывом в несколько лет. И в правду, что они иногда возвращаются…

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
F1 - королева автоспорта!
Популярные комментарии
Нервный
Приятный материал про приятного пилота. Автор, спасибо! Эх, где тот шикарный формат квалификации с одним быстрым кругом( А лучше еще и с пятничной квалификацией, как в 2003. Ностальгия(
Швыдун
Интереснейший материал. Столько гонок..смотрю и смотрю. СПАСИБО.
Богдан «bagdya»
Начал болеть за него, когда он пришёл напарником Хайнц Харелеьда Фрэнсона в Джордан, до этого болел за Деймона Хилла. Очень нравился.
3 комментария Написать комментарий