Чертова дюжина. Ретроспектива посещаемости. Часть 2. Северо-Запад

На всем протяжении постсоветских чемпионатов в элите были представлены лишь два клуба с Северо-Запада – петербургский СКА и череповецкая Северсталь (Металлург). Однако при этом обе команды входят в достаточно узкий круг коллективов, которые не пропустили ни одного из 19ти сезонов.

В рассматриваемый период дела с посещаемостью у рассматриваемых клубов обстояли достаточно скромно.

Конец 90-х и начало 00-х выдались для СКА весьма тяжелыми во всех отношениях. В сезоне 00/01 на 1ом этапе чемпионата петербургский клуб «достиг» ужасающего результата – всего лишь 2 победы за 34 матча. Соответственно был установлен и антирекорд посещаемости – средний показатель опустился до 1786 человек за матч.

Загружаю...

Можно с уверенностью говорить о том, что в конце 90-х годов СКА начисто проиграл внутригородскую конкуренцию футболу, что сказывается до сих пор. В то время, когда футболисты Зенита, вернувшись в элиту, шли к своим первым медалям и были задиристым середняком, СКА регулярно бился за выживание и надолго окопался в подвале турнирной таблицы. При этом армейцы выступали в устаревшем «Юбилейном» (до реконструкции он представлял собой достаточно печальное зрелище) и еще более печальном Дворце СКА на Ждановке с минимальной вместимостью.

Хотя в Петербурге и была построена к чемпионату мира современная арена (Ледовый Дворец), путь СКА на нее был достаточно долгим и сложным. Арена была открыта в 2000 году, а СКА начал проводить часть матчей на ней лишь в сезоне 02/03. Это сразу привело к почти двукратному скачку посещаемости. В течение последующих лет число матчей, проводимых в Ледовом постепенно росло, на протяжении пятилетки показатели держались в районе 3-4 тысяч человек за матч (команда продолжала находиться в подвале турнира).

Загружаю...

Достаточно показательно то, что текущий сезон (10/11) станет первым, когда СКА провел все домашние матчи (за исключением «домашнего выезда» в Давос) в Ледовом. При этом еще в сезоне 05/06 СКА проводил отдельные матчи на Ждановке.

Взлет посещаемости начался в последнем сезоне Суперлиги, когда петербургский клуб начал достигать определенных результатов и на что-то претендовать. Также заметно возросло количество рекламы, появилась работа с болельщиками. Сезон 09/10 стал самым посещаемым в истории клуба (все матчи прошли в ЛД, за исключением матча в Вильнюсе и игры с Автомобилистом)

Посещаемость Северстали, в отличие от питерских армейцев, на протяжении всех 13 сезонов находилась на одном и том же стабильном уровне, независимо от того, где и как играл череповецкий клуб. Впрочем и результаты «желто-черных» не опускались ниже определенной границы.

Металлурги стабильно собирали и собирают 3-3,5 тысячи человек.

Северсталь – один из нескольких примеров в отечественном хоккее, когда строительство новой современной ледовой арены не принесло особых вистов клубу по части посещаемости матчей. Новый Ледовый дворец (название столь же «оригинальное», как и в Петербурге) открыл свои двери для зрителей в ноябре 2006 года.

Впрочем, открытие нового ЛД практически совпало с общим снижением результатов клуба и борьбой руководства «желто-черных» с телетрансляциями. 2 сезона подряд Северсталь не попадала в ПО, что явно не могло привлечь зрителя.

Загружаю...

Теперь немножко о суммарной посещаемости за матч для клубов СЗ-региона.

За счет рывка СКА в последние годы вверх рванул и общий показатель «северного братства».

Отношение посещаемости клубов региона на протяжении 13 сезонов проиллюстрируем графиком

В общей посещаемости чемпионатов доля северо-западных клубов не столь велика, однако достаточно стабильна.

Максимума в процентном отношении регион достиг в «локаутный» сезон. Тогда каждый 8й зритель чемпионата посещал домашние игры коллективов Северо-Запада; сейчас же показатель куда скромнее – лишь 8,5 процентов.

По итогам хочется отметить, что обоим клубам есть куда расти. До регулярного заполнения арены и Череповцу, и Петербургу очень далеко. В этом сезоне обе команды стартовали на родных аренах просто провально, но уже сейчас ситуация заметно улучшилась. Клубы не только поднялись в таблице, но и улучшили свои выступления дома.

Загружаю...

Остается пожелать руководству армейцев, дабы оно прекратило позиционировать клуб как вторичный по отношению к футбольному конкуренту и больше работало для «своего» зрителя, стремилось не только за массовостью, но и за качеством посещаемости. За счет забредших в Ледовый болельщиков Зенита не достичь стабильного заполнения трибун (не говоря уже о качественной поддержке команды), необходимо наращивать массу именно «армейского» зрителя, который будет готов поддержать клуб и в более тяжелые времена и не променяет посещение хоккея на сомнительную перспективу просмотра «снежного футбола» с незначительным соперником.

Рукодству же «желто-черных» необходимо более активно продвигать хоккей в регионе и работать со зрителями, не говоря уж о прекращении поползновений в сторону ликвидации прямых трансляций на местном телевидении.

 

 

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Попытка прагматичного взгляда
Популярные комментарии
Scofield91
Хороший пост. Я раньше и не знал, что у Череповца всегда была такая ужасная посещаемость. Раньше я думал, что она такой стала только пару лет назад, а раньше была на уровне 5-6 тысяч. Видимо вся проблема Череповца не в маленьком населении города, потому что в швеции и в 30-ти тысячных городах собираются по 5-6 тысяч человек. А в Череповце населения порядка 300 тысяч жителей. Проблема именно в руководстве, а точнее в том, что руководство не считает это пролемой. Думаю менеджмент СКА ли Риги, работая в Череповце, устроили бы бойню за билеты на домашние матчи северстали. Очевидно, что в городе очень мало знают про клуб. Нет слышали о нем почти все, а вот почувствовали не многие. Ведь если у клуба 100 тысяч болельщиков, собрать 6 тысяч на стадион гораздо проще, чем если их всего 5 тысяч. И ведь клуб существует в городе без конкуренции за болельщиков, относительно других видов спорта. Футбольный втордив и женский волейбол это не конкуренты лучшей лиге европы. Руководству явно надо начать продвигать клуб в массы путем ТВ, рекламы, различных акций итп.
gukmamop
Думаю, что жители крупных городов немало повеселились, увидев интерпретацию 30-40 минут как долгой дороги :) Достаточно вспомнить, сколько нужно тащиться до метро от Лужников или закрывающуюся после игр Зенита ближайшую к стаиону станцию метро.
Ответ на комментарий Дмитрий Лосев
Привет из Череповца))) Насчет вместимости СКЗ «Алмаз» тут уже говорили. В золотые годы туда было проблемно билеты достать - будь вместимость побольше, в начале нулевых ходило бы и по пять и по шесть тысяч. Не регулярно конечно, но на лидеров бы собиралось. Как кстати и сейчас. В «Ледовом» команда играет с 2006 года. И здесь есть сразу комплекс причин почему арена не заполняется и не только в результатах дело (хотя и в этом безусловно тоже). Во-первых, расположение. В отличие от СКЗ «Алмаз» «Ледовый» расположен что называется «на отшибе». В рабочий день туда добраться можно только по одной (и весьма загруженной) дороге. «Ледовый» расположен в Зашекснинском районе, отделенном от основной части города рекой. Живет в этом районе где-то 60-80 тысяч человек. От самого густонаселенного района города - Зареченского (120-140 тысяч жителей) новая арена вообще удалена - добраться туда можно только минут за 30-40 причем в районе 6 часов вечера почти 100% гарантия, что простоишь в пробке. Мест для парковок у самого дворца не так много. Из общественного транспорта - только автобусы. Несмотря на то, что транспортные предприятия города организуют специальные рейсы, после игры на автобусе уехать бывает очень непросто. Я был например на игре со СКА (на которой «Ледовый» оказался заполнен почти под завязку) люди (кто не успели уехать сразу) более получаса стояли на улице и ждали автобусов. Благо, была пятница. Например житель Зареченского района после игры возвращается домой в районе 11 часов вечера. Естественно, очень многие 10 раз думают ехать им на хоккей в рабочий день или нет. Во-вторых, цены. По сравнению с «Алмазом» в «Ледовом» сразу повысили цены. Это очень многим не понравилось. Потом постепенно цены стали более «реалистичными», сейчас они одни из самых демократичных в лиге (за 250 рублей можно посмотреть хоккей с вполне приличного места, студентам и пенсионерам 50% скидки). В-третьих, календарь. Череповец, как правильно заметили, город небольшой. Меньше нашего в лиге кажется только Нижнекамск (я не беру Подмосковье). У нас просто нет такой аудитории, которая будет ходить на 5-7 игр за две недели. Как правило, люди выбирают 1-2 игры из серии на которые они хотят попасть. Если бы календарь был более равномерным (как раньше две игры дома - две игры в гостях) посещаемость была бы 100% выше. Наконец, в-четвертых, я иногда удивляюсь цифрам протоколов КХЛ. Бывает что «Ледовый» почти заполнен, а пишут 3800 зрителей. Бывает, что пустует явно больше половины кресел, а в протоколе 3200 зрителей например. Не знаю, как это считается, но по ощущениям иногда бывают серьезные «перегибы» ))
Дмитрий Лосев
Привет из Череповца))) Насчет вместимости СКЗ «Алмаз» тут уже говорили. В золотые годы туда было проблемно билеты достать - будь вместимость побольше, в начале нулевых ходило бы и по пять и по шесть тысяч. Не регулярно конечно, но на лидеров бы собиралось. Как кстати и сейчас. В «Ледовом» команда играет с 2006 года. И здесь есть сразу комплекс причин почему арена не заполняется и не только в результатах дело (хотя и в этом безусловно тоже). Во-первых, расположение. В отличие от СКЗ «Алмаз» «Ледовый» расположен что называется «на отшибе». В рабочий день туда добраться можно только по одной (и весьма загруженной) дороге. «Ледовый» расположен в Зашекснинском районе, отделенном от основной части города рекой. Живет в этом районе где-то 60-80 тысяч человек. От самого густонаселенного района города - Зареченского (120-140 тысяч жителей) новая арена вообще удалена - добраться туда можно только минут за 30-40 причем в районе 6 часов вечера почти 100% гарантия, что простоишь в пробке. Мест для парковок у самого дворца не так много. Из общественного транспорта - только автобусы. Несмотря на то, что транспортные предприятия города организуют специальные рейсы, после игры на автобусе уехать бывает очень непросто. Я был например на игре со СКА (на которой «Ледовый» оказался заполнен почти под завязку) люди (кто не успели уехать сразу) более получаса стояли на улице и ждали автобусов. Благо, была пятница. Например житель Зареченского района после игры возвращается домой в районе 11 часов вечера. Естественно, очень многие 10 раз думают ехать им на хоккей в рабочий день или нет. Во-вторых, цены. По сравнению с «Алмазом» в «Ледовом» сразу повысили цены. Это очень многим не понравилось. Потом постепенно цены стали более «реалистичными», сейчас они одни из самых демократичных в лиге (за 250 рублей можно посмотреть хоккей с вполне приличного места, студентам и пенсионерам 50% скидки). В-третьих, календарь. Череповец, как правильно заметили, город небольшой. Меньше нашего в лиге кажется только Нижнекамск (я не беру Подмосковье). У нас просто нет такой аудитории, которая будет ходить на 5-7 игр за две недели. Как правило, люди выбирают 1-2 игры из серии на которые они хотят попасть. Если бы календарь был более равномерным (как раньше две игры дома - две игры в гостях) посещаемость была бы 100% выше. Наконец, в-четвертых, я иногда удивляюсь цифрам протоколов КХЛ. Бывает что «Ледовый» почти заполнен, а пишут 3800 зрителей. Бывает, что пустует явно больше половины кресел, а в протоколе 3200 зрителей например. Не знаю, как это считается, но по ощущениям иногда бывают серьезные «перегибы» ))
Еще 33 комментария
36 комментариев Написать комментарий