«Милан» купил кучу игроков. Теперь ему поможет Китай

Sport Connect – о бизнес-плане нового владельца.

Если бы к трудовым книжкам руководителей относились так же ревностно, как к прежним клубам футболистов, то нового исполнительного директора «Милана» Марко Фассоне во всей Италии ненавидели бы сильнее, чем Гонсало Игуаина в Неаполе. Фассоне отвечал за маркетинговое развитие в «Ювентусе», потом был генеральным директором «Наполи» и «Интера», а с апреля 2017-го управляет «Миланом». Он будет рулить в том числе одним из самых амбициозных маркетинговых проектов мирового футбола: «Милан» хочет реанимировать свои финансовые результаты, увеличив выручку в Европе и Китае.

Загружаю...

В середине июня был раскрыт бизнес-план «Милана»: в ближайшие пять лет клуб планирует увеличить доходы в 2,5 раза. При этом текущая динамика у миланцев отрицательная:

Сезон-2015/16: 206,3 млн евро
Сезон-2016/17: 196,2 млн евро

Сезон-2017/18: 273 млн евро
Сезон-2018/19: 426,2 млн евро
Сезон-2019/20: 447,5 млн евро
Сезон-2020/21: 486,1 млн евро
Сезон-2021/22: 524 млн евро. 

У «Милана» китайский президент Йонхон Ли. Весной он купил клуб, завершив 30-летний цикл власти Сильвио Берлускони. Разумеется, сразу пошли разговоры о маркетинговом курсе «Милана» на Китай, и бизнес-план итальянцев отчасти подтвердил эти предположения.

Китайский рынок должен стать одним из основных направлений для развития маркетинга «Милана», но долю Китая в долгосрочной перспективе планируется держать на одном уровне. «Милан» не собирается фокусироваться на Азии – клуб хочет увеличивать выручку равномерно по всем направлениям.

В ближайшее время руководство «Милана» собирается устроить взрывную экспансию: в графе «китайские доходы» за три предыдущих сезона у «Милана» прочерк, а уже по ходу чемпионата-2017/18 клуб намерен заработать 90 миллионов евро.

Плановый рост доходов на китайском рынке:

Сезон-2017/18: 90 млн евро (30,3% от общего дохода)
Сезон-2018/19: 183 млн евро (42,9%)
Сезон-2019/20: 196 млн евро (43,8%)
Сезон-2020/21: 213,5 млн евро (43,9%)
Сезон-2021/22: 225 млн евро (42,9%)

200 миллионов евро в год на китайском рынке – это реально?

Загружаю...

У «Милана» готовы два финансовых плана: по информации редактора отдела финансов итальянского издания Il Sole 24 Карло Фесты, на один из вариантов ориентируются сотрудники клуба, другой предоставлен в контролирующие органы УЕФА.

Предполагаемые доходы во втором занижены на 20%, и даже их УЕФА считает слишком оптимистичным прогнозом. Например, «Барселона» в 2016 году заработала в Азии 19 миллионов евро на 14 спонсорских контрактах. Испанский клуб развивает это направление с 2013-го, тогда у «Барсы» появился офис в Гонконге. Представителей УЕФА «Милану» еще нужно убедить: команде играть в квалификации Лиги Европы, а финансовый результат в значительном минусе – порядка 70 миллионов евро.

С другой стороны, руководство серии А особо интересуется Азией: Суперкубок уже четыре раза проводили в Китае и дважды – в Катаре, а центральные матчи лига без проблем назначает на первую половину дня по итальянскому времени, чтобы китайские болельщики могли смотреть их с удобством. Например, в апреле миланское дерби началось в 12:30 – чтобы начать в прайм-тайм для Китая, в 19:30 по Пекину. Хотя итальянские фанаты были недовольны.

Впрочем, есть непредсказуемый фактор, который, возможно, способен перевернуть ситуацию. Это как раз новый владелец и президент Йонхон Ли. Даже в Китае толком не могут объяснить, на чем именно сделал состояние этот человек. Его имя фигурирует в деле о банковских махинациях, но это было еще в 90-е. В резюме Ли указано, что он затем управлял несколькими компаниями (Enson Enterprises, Grand Dragon), но, согласно официальным гонконгским документам, Йонхона в руководстве этих организаций не было.

Говорят, через подставную компанию Ли выводил миллиарды с китайского рынка, и этим по-прежнему интересуются местные контролирующие органы. Однако вести финансовую деятельность в Европе и Америке Йонхону это не мешает. Насколько прозрачной будет работа «Милана» в Китае, пока спрогнозировать невозможно.

Загружаю...

Известно только то, что на июль запланирован запуск AC Milan China – департамента, который и будет реализовывать масштабный план нового руководства.

Как «Милан» будет увеличивать некитайские доходы?

Лига чемпионов: понадобится выход из группы

В сезоне-2018/19 «Милан» собирается получить 46 миллионов евро от УЕФА.

С точки зрения роста доходов для нового руководства даже плюс, что команда с сезона-2013/14 не выступала в Лиге чемпионов и в еврокубках вообще (соответственно, она там не зарабатывала).

«Милан» в финале Лиги чемпионов-2007

На Лигу Европы-2017/18 миланцы как будто не рассчитывают: они начнут с квалификационного раунда, но в доходах от турнира прогнозируют ноль. Хотя если, например, выиграть группу и дойти до четвертьфинала, можно рассчитывать на сумму в районе 10 миллионов евро.

46 миллионов, которые «Милан» запланировал на сезон-2018/19, – это точно Лига чемпионов. Скорее всего, чтобы получить такую сумму, миланцам нужно будет выйти из группы. В прошедшем сезоне «Наполи», вылетевший в 1/8 финала, заработал 65,7 миллиона – эта сумма значительно увеличилась, потому что маркетинговый пул на всю Италию неаполитанцы поделили только с «Ювентусом» (из-за проигрыша «Ромы» в квалификации).

Стадион: возможно, поможет банк Goldman Sachs

Представитель банка Goldman Sachs Грег Кери еще летом 2015-го прилетал в Милан из Нью-Йорка, чтобы обсудить сотрудничество с Сильвио Берлускони. Кери специализируется на проектах стадионов для разных видов спорта – например, в 2014-м при участии Goldman Sachs открылся 68-тысячный Levi’s Stadium в Калифорнии. До этого Goldman Sachs вложил деньги в строительство нового Yankee Stadium для «Нью-Йорк Янкиз», одной из самых известных бейсбольных команд в мире.

Загружаю...

Схема, по которой работает Goldman Sachs, довольно проста, но при этом и уникальна для отрасли: банк дает клубу кредит и рефинансирует долги под привлекательный процент, а затем забирает часть прибыли, возросшей на новом стадионе. Таким образом, клуб, у которого не было возможности самостоятельно построить новую арену, получает и ее, и варианты дополнительно заработать, а Goldman Sachs подталкивает своего должника к увеличению прибыли и скорейшему возвращению денег.

В Италии Goldman Sachs уже работает с «Интером» и «Ромой», банк проявлял интерес к «Фиорентине», но основной их целью эксперты считают именно «Милан». В 2015-м вариант рефинансирования долга обсуждал Берлускони. Симметричная проблема возникла у китайского владельца Йонхона Ли: чтобы купить «Милан», ему пришлось залезть в кредит, американский хедж-фонд Elliot дал ему 303 миллионов евро (180 миллионов на закрытие сделки под 11,5%, еще 123 млн – на закрытие долгов и развитие клуба под 7,7%). Основную часть долга надо закрыть осенью 2018-го. 

Возможно, так будет выглядеть стадион «Милана»

Загружаю...

Заработать более 300 миллионов за такой короткий срок малореально, поэтому участие Goldman Sachs вполне вероятно. Для клуба это один из лучших выходов из сложной ситуации: Goldman Sachs наверняка вынудит не откладывать решение вопроса со стадионом.

Марко Фассоне еще в мае объявил, что «Милан» хочет пойти по пути «Ювентуса». Хотя оговорился, что не уверен в готовности клуба сразу же браться за строительство стадиона. Туринцы всего за два с половиной года возвели новый стадион и заметно увеличили доходы (правда, их арена вмещает 41 000 зрителей, а «Милан» хочет 60-тысячную). Поэтому вполне реален вариант модернизации «Сан-Сиро», подходящего под это требование. Особенно если китайские владельцы «Интера» все же решат строить свой стадион и через какое-то время перестанут делить арену с «Миланом».

Клубы рассматривали и вариант совместной модернизации «Сан-Сиро», но такой ход не очень вписывается в традиционную практику Goldman Sachs.

Итог

«Милан» разработал амбициозный план, и главный мотиватор в этой истории – американцы из Elliot, а не Йонхон Ли или УЕФА. Правила финансового фэйр-плей – очень мягкая рука по сравнению со стальным кулаком хедж-фонда, который точно потребует свои деньги осенью следующего года.

Миланцы параллельно запустили два направления финансового развития: при идеальном раскладе сотрудничество с Goldman Sachs решит проблему с актуальным долгом и заставит развивать матчевые доходы, а китайская экспансия поможет рассчитаться с кредитором и начать работу в плюс.

Также читайте на Sport Connect: 

«Первый канал» показал «Спартак» – «Локо» в формате 360. Круто, но можно еще лучше

Кольчугинский завод сделал подстаканники для чемпиона НБА-2017. Как это возможно?

Презентации игроков и форм стали шоу. Лучшие примеры 

Фото: Gettyimages.ru/Lintao Zhang, Jamie McDonald; facebook.com/ACMilan

Популярные комментарии
Streetbor
Сколько же раз переносили переговоры о продаже Милана , что в какой то момент показалось никаких китайских инвесторов не существует. А сейчас уже полным ходом пошли трансферы, на которые последние пару лет никто и не рассчитывал. Нравится мне как взялось новое руководство за дело, прям сразу с места в карьер. Думаю поклонники Милана сейчас могут спокойно вдохнуть полной грудью.
AllenLandry
Вроде как ответ на поверхности - отсутствие хоть какой-то инвестиционной привлекательности. Непропорциональность статей расходов и доходов команд. В условной Чехии (где ту же "Славию" приобрели китайские инвестор) зарплатная ведомость команд - как основной источник расходов - коррелируется с доходами от продаж ТВ-прав, спонсорскими выплатами (в Чехии со спонсорами все в порядке) и другими статьями заработка (в расчет не беру посещаемость матчей, в чемпионатах такого уровня она в принципе не играет большой роли в формировании доходов, но справедливости ради, посещаемость ЧР в 2 раза выше, чем посещаемость того же условного чемпионата Чехии). В России же беда, когда чемпион страны получает 5 миллионов от продажи ТВ-прав и этого с трудом хватает, чтобы "покрыть" зарплату одного из самых высокооплачиваемых игроков команды. Все-таки доходы с ТВ-прав в чемпионатах развитых странах - главный ништяк для клубов оных.  Да и вообще, неспроста инвестиционный климат России на не самом высоком уровне. В той же Чехии, я уверен, есть гарантии, что тебе не придется решать лишние вопросы в кабинетах, заносить в "черную" и по понятиям.
Ответ на комментарий garp
интересно но кто же автор - Павел Пучков или Татьяна Кокорина? и почему китайцы покупают клубы где угодно, в том числе в Восточной Европе, но не в России?
drunkenstein
Чем то эта активность напоминает, то что было в Валенсии пару лет назад. Тоже массовые закупки и громкие заявления, а теперь активная распродажа и нижняя половина таблицы.
Еще 41 комментарий
44 комментария Написать комментарий