Эскоболь. Самая страшная эпоха в истории футбола

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

 

«Футбол – это зеркало общества. А оно в тот момент спятило» - Франсиско Матурана.

Этот человек наиболее точно описал время неоднозначного расцвета футбола в Колумбии на стыке 80-х и 90-х годов прошлого века. Франсиско тогда был «генералом» армии юношей, желающих отречься от смуты в стране, окунувшись в пучину королевской игры. Этакий тренер Картер, из альтруистических побуждений ведущий молодых в обход скользкой дорожки, хотя и похож он скорее не на Сэма Джексона, а на Дензела Вашингтона.

При этом, Матурана, пожалуй, лучший колумбийский специалист: он привел к триумфу Атлетико Насьональ де Медельин в Кубке Либертадорес-89, а позже впервые за 28 лет вывел в финальную стадию родную сборную Колумбии на Чемпионате Мира в Италии (1990) и США (1994) .

Загружаю...

Матурана был героем того времени, пытавшимся, несмотря на весь криминальный ад, радовать болельщиков и простых людей футболом. Но, как и в любой истории, где есть герой, тут должен был появиться и антагонист.

И им выступил одиозный Пабло Эмилио Эскобар Гавирья - наркобарон, последствия действий которого сотрясали страну, и без того разваленную прогнившим государственным строем.

Пусть картель и продуктивно повлиял на экономику страны, но этот результат бросал тень на развитие колумбийского общества.

Однажды «Кокаиновый король» добрался и до святая-святых – футбола.

По началу, плодами взаимодействия Пабло с футбольным сообществом стали футбольные коробки, появляющиеся по всей Колумбии. Так El Patrón пытался создать благоприятный антураж для реализации своих политических амбиций.

На этих коробках играли лучшие люди колумбийского футбола: сам Франсиско Матурана, Рене Игита, Чичо Серна, Карлос Вальдеррама. Игита, согласно очевидцам, даже посещал Эскобара в тюрьме и оправдывал его персону.

Загружаю...

Таким образом, Эскобар осознанно перетягивал на свою сторону бедных, для детей которых единственной надеждой был мяч под кроватью.

«Когда проводились турниры в трущобах, люди забывали о своих проблемах. Мы были из очень бедных семей, но на поле мы все становились значимыми и жили в лучшем мире» – Луис Фернандо Эррера

Позже когда наличными от продажи можно было набивать постельные принадлежности (приспешники Пабло набивали деньгами матрацы, но часть приходилось отдавать «голубым мундирам»), Пабло нашел способ отмывать деньги. Через турникеты стадионов, клубную структуру, трансферы.

Загружаю...

Связь Пабло прослеживалась с двумя медельинскими клубами: Атлетико Насьональ де Медельин и Депортиво Индепендьенте де Медельин. Даже его верный, недавно вышедший на свободу, sicario (рус. – наемник) Попай называет его «hincha sandía (рус. – арбуз)» - зеленый снаружи, красный внутри согласно цветам двух команд.

К сожалению, фактических подтверждений финансовых махинаций Медельинского картеля через клубы не нашли. Но с помощью поддержки теневой экономики колумбийский футбол вышел на новый уровень.

...но стоило ли оно того? Влияние наркокартелей гораздо сильнее сказалось на самом духе общества и футболистов. Они держались в страхе.

Об этом говорил Матурана. По его словам, у сборной Колумбии было достаточно шансов претендовать на титул Мундиаля – 1994. Но под прессом со стороны озлобленного общества и нарко-боссов, сборная сыпалась на глазах.

Например, после матча с румынами (1-3) 18 июня 1994 года, когда Георге Хаджи знатно повозил колумбийцев, мафия потребовала от Матураны убрать из состава защитника Габриэля «Баррабаса» Гомеса. Видимо, не угодил.

Загружаю...

Матуране и семье Гомеса угрожали, и тренер оставил его на скамейке. После произошедшего Гомес принял решение завершить карьеру.

Однако завершение карьеры - далеко не худшее, что могло произойти.

Еще при жизни Эскобара, в ноябре 1989 по его указке был застрелен судья Альваро Ортега, за отказ следовать обязательствам в матче против заклятого врага – Америка де Кали, взятым на себя в обмен на нарко-деньги. После этого происшествия, всколыхнувшего всю страну, чемпионат Колумбии был просто остановлен - вместо него разыграли Кубок.

Увы, главная трагедия эпохи Эскобара была еще впереди.

Загружаю...

2 июля 1994 года произошло одно из самых печальных и знаковых событий в истории футбола. Андрес Эскобар, столп обороны сборной Колумбии, был застрелен в баре людьми, связанными с наркокартелем. Убийца, Умберто Муньос, сделал 6 выстрелов и каждый он сопровождал возгласом "Гол!".

За какой-то десяток дней до этого Андрес забил решающий автогол на ЧМ-1994, из-за которого его сборная вылетела.

...может даже причина всех этих смертей - не только осатаневшая футбольная страсть. Но хаос, посеянный бандитской жаждой денег, а также их повсеместным стремлением к власти и тотальному контролю заставил страдать игроков, болельщиков и простых людей. Он заставил страдать сам колумбийский футбол.

После смерти обоих Эскобаров идентифицировали со строчкой: «Он родился и умер в бутсах»

В страшных 90х в Колумбии люди умирали за то, что они играли в футбол и ошибались. За то, что они судили футбол и ошибались. Их семьям и близким угрожали смертью, за то, что их фамилию тренер укажет в заявке.

Но Колумбия не разлюбила футбол. И дети не перестали грезить о полях и полных трибунах.

В 2001 году, спустя 7 лет после смерти Андреса Эскобара и спустя 8 лет после смерти Пабло, Колумбия впервые выиграла Копа Америка. Матурана и его парни, сам футбол пережил этот кошмар.

Так что, можно быть уверенным: какая эпоха бы не приходила, любовь к футболу останется навсегда и подарит нам еще множество талантов.

Загружаю...

Спасибо за прочтение, и подпишись на блог, если любишь испаноязычный футбол!

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Увлеченные испанистикой
Популярные комментарии
rmn
Классная статья. Не перестаю удивляться, как многие в нашей стране до сих пор любят оправдывать и превозносить бандитов и преступников, типа колумбийской, итальянской или русской мафии.
1 комментарий Написать комментарий