«В этом дискобаре играет... спорт!»

 

The Fall — «Kicker Conspiracy» // «Theme From Sparta F.C.»

Марк Э. Смит, непревзойденный лидер, возможно, лучшего пост-панк коллектива в истории музыки, является представителем класса британцев, которых невозможно не любить. За более чем 40 лет существования The Fall, Смит успел сменить более 60 музыкантов в своей группе и сказать что-нибудь смешное в интервью примерно в 100% случаев. Икона британской андерграунд-сцены, будучи уроженцем Солфорда, маленького пригорода Манчестера, начал болеть за Сити в 1965 году, когда те еще играли во Втором дивизионе Футбольной Лиги, из принципа – против Юнайтед.

Когда в 1983 году вышла песня «Kicker Conspiracy» («Футбольный заговор») в качестве бонусного материала к шестому студийному альбому группы – «Perverted By Language» – от человека, уволившего своего звукорежиссера за то, что тот заказал салат, и грозившего порезать ножом товарища, разбудившего его, все ждали резких заявлений о ситуации вокруг футбола в Англии в то время. В результате по заслугам получили все:

Загружаю...
  • руководство Футбольной ассоциации АнглииUnder marble Millichip the FA broods/On how flair can be punished» – Берт Милличип, которого Смит обвиняет в «сидении на яйцах» вместе со своей «шайкой», был избран председателем ФА в 1981 году и запомнился своим неоднозначным отношением к ведению дел, но до этого он также принимал непосредственное участие в отборе игроков в национальную сборную Англии, и те сборные ‘74 и ‘78 годов, лишенные Бертом способных игроков, даже не вышли в финальную стадию соответствующих ЧМ);
  • медийные личностиJ Hill’s satanic reign» – в конце сезона 1976-77 команда Ковентри Сити, управляющим директором которой был обладатель вытянутой челюсти и «сатанистской» бородки Джимми Хилл, была на грани вылета во Второй дивизион Лиги. Хитрец Хилл решил повременить с началом матча на 10 минут в то время, как другие претенденты на вылет Сандерленд начали свой матч с Эвертоном по расписанию. Сандерленд проиграл матч со счетом 2-0, и после того, как результат этого матча высветился на табло, игроки Ковентри и Бристоль Сити, которым тоже, к слову, грозил вылет, свои последние 10 минут провели перекатывая мяч по полю, ведь обе команды устраивала ничья 2-2. После этого скандала Хилл получил выговор от официальных лиц Лиги, но результат сохранился, и Сандерленд отправился во Второй дивизион);
  • игрокиIn the booze club George Best does rule» – легенда британского футбола и Манчестер Юнайтед славился своим пристрастием к алкоголю, поэтому Смит, который, кстати, говорил, что однажды даже встретил Беста в баре, не упустил возможность упомянуть оппонента своей любимой команды в плохом свете, намекнув, что единственный клуб, где славится Джордж Бест – это «клуб выпивки»);
  • и хулиганыFans! Remember, you are abroad! Remember, the police are rough!» – под управлением Милличипа развитие хулиганского движения в английском футболе получило значительный толчок, эти строчки были напоминанием фанатам, что они нередко находятся в гостях за границей, и полиция имеет право применять силу).

Клип на песню был частично снят на стадионе английского клуба Бернли – Терф Мур.

Спустя 20 лет у The Fall выходит уже 23-ий по счету студийный альбом под названием «The Real New Fall LP: Formerly Country On The Click», на котором присутствует песня «Theme From Sparta F.C.». Название песни не имеет никакого отношения к чешской Спарте, поскольку сам Марк Э. Смит заявлял, что «его» Спарта – вымышленная команда. Идея была навеяна ему отношением хулиганов к футболу в Греции, существенно отличающегося, по его словам, от отношения фанатов в Англии.

В довольно абстрактных строках про враждебно настроенных, живущих ради крови Смитовских «спартанцев» можно выделить парочку интересных авторских настроений: «We’re not Galatasaray, we’re Sparta F.C.» – данная песня была написана Марком через какое-то время после инцидента, произошедшего в Стамбуле перед первым полуфиналом Кубка УЕФА между Галатасараем и Лидс Юнайтед в 2000-ом году, когда турецкие фанаты зарезали насмерть двух англичан; «No more ground boutique at match in Chelsea/’Cause where you are going clothes won’t help» – до того, как владельцем Челси стал Роман Абрамович, клубом владел Кен Бейтс, который решительно пытался привлечь к команде как можно больше поклонников из среднего класса и элиты и предпринимал все усилия для этого. Так, Смит заявляет, что бутики и стильная одежда («флисовый джемпер») не помогут там, где происходят баталии.

Загружаю...

 

Dead Kennedys — «Jock-O-Rama (Invasion Of The Beef Patrol)»

Из Англии в Америку, от одних культовых представителей панк-музыки к другим, от легендарного Марка Э. Смита к не менее легендарному Джелло Биафре. Что примечательно, Марк Э. Смит просил не приравнивать свою группу, сразу не полюбившуюся «хардкорщикам», к панк-сцене, и этот контраст покажется еще более забавным, когда вы узнаете об отношении родоначальников хардкор-панка к спорту в Америке.

К 1985-ому году Dead Kennedys уже состоялись как один из самых значимых и именитых панк-коллективов за всю историю: их дискография насчитывала всего два студийных альбома, но этими студийными альбомами были «Fresh Fruit For Rotting Vegetables» и «Plastic Surgery Disasters», а это значит, что губернатор штата Калифорния Джерри Браун уже был назван «дзен-фашистом» («California Über Alles»), социальное неравенство и «белое превосходство» были высмеяны («Holiday In Cambodia»), каверы на Элвиса сыграны («Viva Las Vegas»), полицейские фургоны угнаны («Police Truck»), наци-панки посланы куда подальше («Nazi Punks Fuck Off»), а все пиво мира выпито («Too Drunk To Fuck»). Однако, калифорнийские панки во главе с Биафрой не планировали останавливаться, и пусть их следующий альбом под названием «Frankenchrist» уступал в музыкальном плане своим предшественникам, на нем все равно было достаточно тем для обсуждения.

Загружаю...

Песня «Jock-O-Rama (Invasion Of The Beef Patrol)» является одной из самых запоминающихся на альбоме благодаря обличенному в сатиру осуждению американского общества и «реднековского» образа мышления. В нашем языке ближайшим эквивалентом слова американского сленга «jock» будет что-то вроде «тупорылый качок». Джелло Биафра рассказывает о жизни в типичном американском провинциальном городке, где навязывание молодежи ценностей, связанных с традиционным для старших школ спортом, считается обычным делом. Как и многие другие песни Dead Kennedys, данное творение можно полностью разобрать на цитаты.

Загружаю...

 

Half Man Half Biscuit — «All I Want For Christmas Is A Dukla Prague Away Kit»

Комичное название этой песни («Все, что я хочу на Рождество – это комплект гостевой формы Дуклы Прага») в совокупности с чарующими мелодиями и причудливым текстом этой инди-группы из Беркенхенда подарило пражской Дугле всеобщую известность в Великобритании, когда в 1987-ом году у HMHB вышел второй студийный альбом под названием «Back Again In The D.H.S.S.». В песне рассказывается о вечном соперничестве школьников как в настольных играх Scalextric (гоночный трек) и Subbuteo (футбольный симулятор), так и по жизни (один – непревзойденный победитель с надежным будущим, которому комплект формы Дуклы достался от дяди, владеющего магазином спортивным магазином, другой – безработный неудачник). Сам автор песни Найджел Блэквел сказал, что написал песню в 1983-ем году, чтобы отметить имя одной из тех загадочных европейских команд, встречавшихся с английскими клубами время от времени. Изначально название предназначалось для клуба Уйпешт (Ujpesti Dosza) из Венгрии, но, по словам Найджела, их наименование не очень гармонично вписывалось в песню. Хотя, как он сам говорит, если бы они увидели, как выглядит комплект гостевой формы Дукла Прага, перед тем, как выпустить песню, они бы в любом случае выбрали Уйпешт. К счастью для пражских продавцов атрибутики, этого не произошло, и они с радостью подняли цену на комплект до 35 фунтов стерлингов.

Загружаю...

 

Frank Zappa — «Take Me Out To The Ball Game»

Написанная еще в 1908-ом году американскими музыкантами Альбертом фон Тильзер и Джеком Норвортом композиция «Take Me Out To The Ball Game» («Пригласи меня на бейсбол») закрепилась в истории североамериканской игры как ее неофициальный гимн. Через 80 лет до нее добрался мастодонт экспериментальной музыки и гроза базовых представлений о музыкальности – великий Фрэнк Заппа.

Интерпретацию этой классической песни музыкальным ансамблем Заппы сложно назвать его образцовой работой. Композиция представляет из себя некий антракт в виде разбора с места событий игры между командами Атланта Брейвс и Чикаго Кабс от лица комментаторов матчей Атланты: «Вся проблема в новичках. Они не могут справиться с кёрвболами (кручеными подачами)...», «Да, Элвис покинул здание!», «Он замахнулся и показал, как не надо бить... Фол, и болельщики разбегаются».

Загружаю...

 

(England) New Order — «World In Motion»

Трагическая смерть Иэна Кертиса в 1980-ом году значила для мира музыки многое: индустрия потеряла не только самую загадочную и парадоксально яркую фигуру на независимой сцене, но и неотъемлемую часть пост-панкового наследия – Joy Division. Бернард Самнер, Питер Хук и Стивен Моррис сошлись во мнении, что наиболее правильным решением будет продолжить играть вместе, но уже не под названием их прошлой группы, и именно так образовался синтипоп-проект New Order, музыка которого оказалась такой же революционной для 80-ых, как Joy Division для 70-ых.

Однако потребность поклонников в той депрессивной ауре Кертиса долгое время преследовала музыкантов New Order, и чтобы окончательно «разочаровать» надоедливых слушателей Joy Division, в мае 1990-ого года коллектив записал официальный гимн английской футбольной сборной к проходившему тем летом чемпионату мира в Италии – «Мир в движении». В работе над песней также приняли участие комедиант Кит Аллен (текст) и ведущие английские футболисты, включая Джона Барнса, записавшего отдельный рэп-куплет. Тогда сборная Англии заняла лишь четвертое место на турнире, но данная композиция, восхваляющая английский дух, по сей день считается одной из самых выдающихся песен про футбол, хоть в тексте и присутствует строчка: «Мы не хулиганы, это не футбольная песня».

Загружаю...

 

Pop Will Eat Itself — «Touched By The Hand Of Cicciolina»

Казалось бы, Кубок мира в 1990-ом году должен был отправиться не иначе как к британцам, судя по количеству песен, приуроченных к старту грядущего турнира. «Touched By The Hand Of Cicciolina» («Прикосновение руки Чиччолины») английской гребо/рэп-рок группы Pop Will Eat Itself, известной по коллаборации с гигантами мира электронной музыки The Prodigy на треке «Their Law», а также подарившей нам Клинта Мэнселла, впоследствии написавшего музыку к таким фильмам, как «Реквием по мечте» и «Черный лебедь», называют неофициальным гимном ЧМ-1990. В композиции используются сэмплы оперных певиц и восторженных возгласов футбольных фанатов и комментаторов, а Грээм Крэбб и Клинт Мэнселл периодически произносят: «Чиччолину во главу Италии!». Некоторые копии данного сингла даже содержали в себе петиционный лист с требованием разрешить скандально известной порнозвезде, подавшейся в политику, вручить чемпионский кубок победителям турнира.

Загружаю...
 

 

The Pogues & The Dubliners — «Jack’s Heroes»

Еще одна песня-гимн в преддверии ЧМ-1990 в Италии была написана совместно для сборной Ирландии, которую тогда возглавлял Джек Чарльтон, легендами ирландской музыкальной сцены The Pogues и The Dubliners. В песне также упоминается традиционная фолк-баллада о земле Ирландии «Paddy’s Green Shamrock Shore», которая, согласно тексту Спайдера Стэйси и Терри Вудса, будет звучать, когда ирландские футболисты поднимут Кубок мира у себя над головой уже дома в парке Сант-Стивенс-Грин. По иронии судьбы сборная Ирландии вылетела в четвертьфинале, проиграв хозяевам турнира со счетом 1-0.

Загружаю...

 

Billy Bragg — «God’s Footballer»

В 1991-ом году незаурядный английский рок-музыкант Билли Брэгг, внесший огромный вклад в формирование фолк-панк течения, выпустил свой шестой студийный альбом под названием «Don’t Try This At Home», одна из песен на котором была посвящена определенному английскому футболисту с весьма странной судьбой – Питеру Ноулзу.

Нападающему «Вулверхэмптона» прочили множество достижений в карьере за его умение мастерски забивать голы и великолепно читать игру, однако в один день Питер во время тренировки внезапно заявил своему тренеру, что собирается закончить с футболом. Его одноклубники не могли в это поверить, потому что еще совсем недавно этот же человек купил спорткар MG и нанес свое имя на него, поэтому восприняли его заявление как шутку. Вот только когда «Волки» сыграли в ничью с Ноттингем Форест, ведя по окончанию первого тайма со счетом 3-0, Ноулз покинул поле без какого-либо прощания и больше не появлялся. Питер навсегда завершил свою карьеру тогда в 1970-ом и пополнил ряды религиозной огранизации «Свидетелей Иеговы». После этого он успел поработать молочником, мойщиком окон и на одном из складов компании Marks & Spencer. По словам одного одноклубника Ноулза, которого тот навестил однажды в больнице, Питер выглядел «очень счастливым и довольным». Так, окутанный тайной «Футболист Бога» Билли Брэгга «забивает голы по субботам и спасает души по воскресеньям».

Загружаю...

 

Mano Negra — «Santa Maradona (Larchuma Football Club)»

Законодатели направления латинской альтернативной музыки Mano Negra во главе с Ману Чао выпустили свой финальный альбом под названием «Casa Babylon» в 1994-ом году. Песня «Santa Maradona» («Святой Марадона») имеет насмешливый оттенок: Larchuma означает «позор» («ФК Позор») на арабском языке, а в тексте присутствуют следующие строки про Диего Марадону: «Чемпионат мира завершен, Марадоны там больше нет, чтобы защищать итальянцев». Вероятно, это отсылка к нерушимой любви неаполитанцев к Диего и Диего к Неаполю, а также скандалу с допинг-тестом, ставшему причиной дисквалификации «Святого» Марадоны прямо в разгаре ЧМ-1994 в США.

В клипе показаны различные фрагменты игры, включая изображения Марадоны, и группа болельщиков Олимпик Марсель на стадионе Велодром.

Загружаю...

 

Manchester United & Status Quo — «Come On You Reds»

Для лондонских рокеров Status Quo пик их музыкальной карьеры был уже давно позади, но вышедший в 1994-ом году сингл, посвященный клубу Манчестер Юнайтед, вернул их на некоторое время на первую строчку британских чартов. Музыканты решили взять за основу для песни свой ставший хитом сингл 1988-ого года «Burning Bridges» с альбома «Ain’t Complaining» и изменили текст в соответствии с футбольной тематикой. В песне упоминаются практически все звезды Юнайтед за многолетнюю историю существования клуба: сэр Бобби Чарльтон, Джордж Бест, Денис Лоу, Петер Шмейхель, Рой Кин, Эрик Кантона, Андрей Канчельскис, Райан Гиггз, ну и конечно же, незаменимый сэр Алекс Фергюсон.

Дабы не обделить поклонников других английских грандов, вот список некоторых синглов, изданных другими командами: «Shouting For The Gunners» (Арсенал); «Blue Is The Colour» (Челси); «Pass & Move (It’s The Liverpool Groove)» (Ливерпуль); «Ossie’s Dream (Spurs Are On Their Way To Wembley)» (Тоттенхэм), а у Манчестер Сити синглов не было, у них были Oasis...

Загружаю...

 

Baddiel, Skinner & The Lightning Seeds — «Three Lions»

Пока поклонники Oasis и Blur спорили, какая группа больше заслуживает звания единоличных королей бритпоп-сцены, десятки менее именитых коллективов выпускали не менее достойные пластинки. The Lightning Seeds были одной из тех групп, находящихся в тени могущественных боеголовок британской альтернативной музыки, поэтому когда им выпал шанс записать песню для предстоящего домашнего чемпионата Европы 1996-ого года, они с радостью взялись за дело, втянув в процесс еще двух британских комиков Дэвида Бэддиэла и Фрэнка Скиннера – ведущих комедийной телевизионной программы «Fantasy Football League».

Название песни произошло от эмблемы национальной сборной Англии по футболу, на которой изображены три льва, в свою очередь позаимстванные у герба Англии. «Футбол возвращается домой», – провозгласили творцы, тем самым предоставив чемпионату еще и официальный слоган. Евро-96 закончился для англичан вылетом в полуфинале от Германии, исход матча тогда решился в серии послематчевых пенальти. Этот турнир подарил англичанам не только замечательную песню на все времена, но и шикарный гол Пола Гаскойна в ворота Шотландии на групповом этапе. Видимо, поэтому владельцам одной из самых крупнейших в Шотландии сети супермаркетов Morrisons пришлось убрать эту композицию из ротации в своих торговых залах в связи с многократными жалобами шотландских болельщиков.

Загружаю...

 

The Hitchers — «Strachan»

Вышедшая в 1997-ом году песня про тогдашнего игрока Лидс Юнайтед и нынешнего главного тренера сборной Шотландии по футболу Гордона Стракана быстро стала главной песней в репертуаре малоизвестных ирландских панков The Hitchers. Эта композиция даже оказалась в списке 50 лучших песен 1997-ого года по мнению одного из самых авторитетных экспертов в области современной музыки Джона Пила, а барабанщику Hitchers и по совместительству автору текста Найаллу Куинну довелось поговорить с самим футболистом по телефону, и тот признался, что ему очень нравится эта песня.

В совокупности данное произведение напоминает некую «бытовую» оперу, главный герой которой ввязывается в привычную ссору со своей женой во время просмотра матча Лидс Юнайтед начала 90-ых годов: «Она ждала, когда начнется матч, чтобы затеять драку со мной. Она сказала: «Что это ты там смотришь?». «Это программа об искусстве». Она ответила: «Программа об искусстве?». «Программа об искусстве»,– повторил я, и затем величайший артист полузащиты появился на стадионе». Хоть в тексте и не указывается в ворота какой команды Гордон Стракан оформил вымышленный хет-трик, эта песня абсолютно заслуженно является причиной для гордости всех, кто с ней связан.

Загружаю...

 

The Misfits — «I Wanna Be A New York Ranger»

Панк и Misfits идут рука об руку, но те, кто знакомы с историей этого хоррор-панк коллектива, знают, что на момент когда был выпущен данный сингл (1998) идейного вождя Misfits Гленна Данцига с группой ничего не связывало. И удивительным образом это не последняя несуразица, образовавшаяся вокруг композиции «Я хочу быть Нью-Йорк Рейнджером». Изначально близкий друг многих панк-музыкантов Джон Кафиеро написал эту песню для еще одних «отцов» панка и «детей» CBGB-школы Ramones, но те распались в 1996-ом году, поэтому Кафиеро решил передать песню ребятам из Misfits. На разных сборниках группы можно найти две версии песни, посвященной Рейнджерам из НХЛ: 30-секундная версия, записанная большим поклонником хоккея Майклом Грэйвсом, сменившим Данцига, и полная версия с Кафиеро в качестве вокалиста.

Загружаю...

Кстати, руководство Рейнджерс пригласило Кафиеро и басиста Misfits Джерри Онли в раздевалку команды в Мэдисон Сквер Гарден для фотосессии и интервью для журнала Hit Parader. Музыканты были близки к передаче прав на песню клубу, но отдел маркетинга NYR посчитал, что строки «Я хочу быть Нью-Йорк Рейнджером/Я хочу жить жизнь, полную опасности» необходимо изменить. После отказа Кафиеро и Misfits изменить текст данная сделка сорвалась.

 

The Planet Smashers — «Uncle Gordie»

Канада – это, прежде всего, канадский хоккей и канадский панк. Ветераны ска третьей волны The Planet Smashers посвятили отдельную песню на своем втором полноценном альбоме 1997-ого года «Attack Of The Planet Smashers» извечной легенде канадского хоккея – Горди Хоу. Для знатоков игры «Мистер Хоккей» не нуждается в представлении, но, пожалуй, все равно стоит пробежаться по списку почестей и достижений легендарного №9: офицер ордена Канады, член Зала Славы НХЛ, активная карьера на протяжении шести десятилетий, рекордное количество матчей (1767) за рекордное количество сезонов (26) в НХЛ, 25 из которых с одной командой (Детройт Ред Уингз), 4 Кубка Стэнли, участие в рекордном количестве матчей всех звезд НХЛ (23), термин «хет-трик Горди Хоу» (гол, ассист и драка) и выведенная из обращения в трех клубах игровая «девятка» Хоу.

Загружаю...

В песне помимо «Дяди Горди» упоминаются такие игроки Монреаль Канадиенс, как Олег Петров и Кьелль Даллин, а любовь к игре подчеркивается весьма простыми, но емкими словами: «Не все мои друзья звезды (all-stars), но это не беда/Разбиваемся на команды, бросаем шайбу и играем/Катаемся до обеда, смотрим игру профи по ТВ/К черту домашку, ведь мы любим хоккей».

 

А на этом у меня всё. Если кто заинтересован в выходе второй части про песни из 21-ого века, поставьте лайки или плюсы или что тут требуется. Настя лох. Насчет Жириновского, я пытался убрать его, но сайт не давал мне это сделать, и теперь я тоже не против.

Загружаю...
Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты автора
doomjitsu
Популярные комментарии
vova.antivova
Сам пост ещё не успел прочитать. Но подборка музыки очень хорошая. Марк Эдвард Смит, Шейн Макгоуэн, Фрэн Заппа и ещё столько крутой музыки на спортсе. Удивительно и приятно. Спасибо за труды.
Александр Фадин
Смысл писать вторую часть конечно же есть! Вот, мы ваш пост, в правую колонку на главной вынесли. Порадуете второй частью?
Vvild
Забавно. Не так давно, буквально две недели назад, угарел по треку Theme for Sparta FC, ломал голову каким образом связаны чешская "Спарта" и Марк Э. Смит, а оказалось, что никаким) За текст спасибо. Странно, что на интерестинг панк не упомянули Билли Брэгга и Half Man Half Biscuit
Еще 1 комментарий
4 комментария Написать комментарий