Как живут немецкие клубы (часть 2)
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Фанаты на зарплате у города
В начале разговора мы с удивлением узнали, что ребята, участвующие в «Фан-проджекте», являются социальными работниками муниципалитета. Т.е. они находятся на зарплате у города. Свою основную задачу они видят в организации болельщиков с целью предотвращения насилия на стадионе и вокруг него (официальная позиция, на деле же дела обстоят по-другому), работу с детьми и т.п. Интересно подметить - понимая, что Гамбург является гораздо более успешной, со спортивной точки зрения, командой, соответственно, изначально более привлекательной для болельщиков, «Фан-проджект» прикладывает значительные усилия для привлечения детей в ряды своих суппортеров. Они бесплатно приводят их на домашние игры, в том числе на фанатские стоячие трибуны, проводят экскурсии на стадионе, организуют встречи с игроками и т.п. Пытаются растить смену.
Для тех, кто не в курсе, Санкт-Паули - район «красных фонарей» в Гамбурге, далеко не самый благоприятный. Делается это с целью показать игрокам, для кого они играют. Игроки постоянно участвуют в фанатских вечеринках (в качестве гостей или ведущих). Например, у фанатов «Санкт-Паули» и «Селтика» существуют многолетние дружеские связи, возникшие в начале 90х и со временем принявшие политические оттенки, но об этом позже. Настолько тесные, что на каждом домашнем матче в Гамбурге присутствуют фанаты из Глазго. А почти на всех матчах «Селтика» в Европе - фанаты «Санкт-Паули», они не очень котируют выезда за сборную и поэтому гоняют за «Селтик» по Европе.
Несколько лет назад клуб стоял на грани банкротства. Для того, чтобы собрать вступительный взнос на участие в чемпионате на следующий сезон, было проведено несколько акций: было продано 400 пожизненных абонементов, цена на которые варьировалась от 1910 евро (1910- год основания Клуба) на стоячие места до 3910 евро на сидячие (помимо пожизненных абонементов люди теперь ежегодно получают футболку с автографами всей команды и имеют 15% скидку в фан-шопе). Кстати, Йенс- один из обладателей такого пожизненного абонемента. Кроме того, было продано 28000 футболок по 15 евро с надписью «Retter» (Спасатель) на груди. Одна гамбургская пивоварня под лозунгом «Выпьем за «Санкт-Паули» продавала пиво с дополнительной наценкой 1 евро за бутылку, деньги пошли в счет Клуба. В итоге необходимую сумму удалось собрать.
Футбол без геев - не футбол!
Но в конечном итоге, под давлением Свена и Ко, Санкт-Паули встал на этот путь. Примерно в то же время, УЕФА начала программу по борьбе с расизмом. С тем же «Селтиком» они сошлись потому, что в 80-е годы «Рейнджерс» поддерживала правая партия, ну а кто главный враг «Рейнджерс»? Правильно, «Селтик». В общем, дальше разговор пошел достаточно сложно и свелся к тому, почему у нас все болельщики расисты и фашисты (приводились примеры всем известных разбирательств УЕФА и т.п.) и вопросам, вроде «почему у нас нет чернокожих игроков» в команде и т.д.
Я попытался объяснить, что, во-первых, это не так, фашизма у нас не существует, но национализм прослеживается четко, мы русские люди и гордимся этим. Во-вторых, отсутствие темнокожих игроков наша отличительная черта, как единственного клуба в России, а отнюдь не какие-то расовые предрассудки. А в-третьих, я не собираюсь оправдываться за что-то перед кем бы то ни было. Разговор от этого не клеился еще сильнее. Конечно, можно было бы развернуть «диалог цивилизаций»©, но, честно говоря, ни цели такой, ни желания не было. А апогеем всего этого стало то, что мол Геи, как оказывается, тоже люди, отличные и нужные парни на футболе.
С этим соглашаться было без вариантов, а одного из оппонентов буквально передергивало от этого. В результате мы сделали вывод, что он сам точно пидор.))) Где-то вначале четвертого офис «Фан-проджекта» открылся для болельщиков. Многие заходят туда для того, чтобы выпить пивка, пообщаться, купить что-то из атрибутики (их собственной, посвященной, в основном, их различным соц. проектам). Стало людно и беседа наша прервалась. Мы сделали пару фото на память и отчалили.
Весёлый роджер и протест против ТВ
Стены домов в окрестностях стадиона пестрели надписями, анонсирующими приезд через неделю в «Санкт-Паули» одного из их заклятых врагов- команды из Ростока. «Убьем, сожжем »- вот она, хваленая толерантность и борьба с насилием на футболе. Как нам рассказали позже, началась вражда у них в начале 90-х со следующего случая. В Ростоке был дом, в котором жили беженцы, эмигранты и т.п. публика. Местная ультраправая молодежь, среди которой было много фанатов, этот дом подожгла вместе с жителями. И фанаты «Санкт-Паули» поехали в Росток на их защиту. С тех пор и воюют. Накануне этой игры, с целью предотвращения насилия, как нам стало известно, клубы организовывали встречи на всех уровнях - от фанатов до Президентов клубов. Насколько я слышал позже - не помогло
С точки зрения поддержки на стадионе нам немного не повезло. Дело в том, что матч, как вы уже поняли, проводился вечером в понедельник. Делается это (перенос одного матча тура на понедельник) по требованию германского спортивного канала DSF. В свою очередь, это очень не нравится фанатам, т.к. в этом случае те, кто едут на выезд, теряют 2 рабочих дня. В связи с этим, частью фанатов (наиболее молодым ядром), которая располагалась как раз под нами, была запланирована акция протеста.
Заключалась она в том, что они молчали первые 30 минут матча, держа над головами таблички с перечеркнутым названием канала, и изредка скандировали ругательства в адрес DSF. Причем, в этом их активно поддерживали фанаты «Кайзерслаутерна» (несмотря на то, что клубы враждуют), располагавшиеся в углу трибуны за противоположными воротами. Надо отметить, что большинство болельщиков «Санкт-Паули», находившихся на других трибунах (в том числе, на стоячих), не одобряли эту акцию, считая, что команду нужно поддерживать всегда, невзирая на обстоятельства. Когда же на 30-й минуте грянул весь стадион - это было впечатляюще. После перерыва эти разногласия в фанатской среде дали о себе знать - не всегда остальной стадион поддерживал шизу, начинаемую трибуной, протестовавшей в первом тайме. Это видимо какие-то внутренние темы, но те 15 минут первого тайма впечатлили.
Игра была, мягко говоря, так себе. «Санкт-Паули» выиграл 1-0, забив гол с пенальти. После матча, игроки «Санкт-Паули» традиционно постояли, обнявшись, в центральном круге, после чего пошли вокруг стадиона, отдельно благодаря болельщиков на каждом секторе. Кто-то из приезжих шотландцев бросил на поле футболку «Селтика», которую тут же напялил на себя чернокожий игрок «Санкт-Паули», который, кстати, проводил первый матч за команду. Игрок - в теме, сразу видно. Очередной пример для наших игроков, но, к сожалению, для нас это пока заоблачный уровень.
Ключи от всех дверей
В день отъезда пришлось встать пораньше, выписались из гостиницы и в 9.00 были на стадионе. Кох нас уже ждал. Встретил, как старых друзей и повел на экскурсию по стадиону. Побывали мы во всех мало-мальски значимых помещениях - в раздевалках, массажных, ложи прессы, VIP-ресторане, на трибунах, на скамейках запасных, на поле, в пресс-центре и т.д. Во время нашего посещения раздевалок туда как раз стали подъезжать игроки Гамбурга. У них на утро, перед тренировкой, была запланирована автограф-сессия. В большом холле на огромных столах было разложено бесчисленное количество футболок, мячей, постеров и т.п.
Во время экскурсии мы обратили внимание на то, что у Ренэ есть ключи от всех дверей на стадионе. Мы поинтересовались, получил ли он их для особого случая или это обычная практика. Он ответил, что это его обычный набор ключей, и рассказал, что изначально в Клубе была большая дискуссия относительно того, что ему доверять можно, а что - нет. В итоге он и его коллега настояли на том, что если клуб хочет, чтобы они несли за что-то ответственность, то им должны дать достаточно широкие полномочия (привет нашей службе безопасности).
Стадион был перестроен к ЧМ-2006. Реконструкция шла поэтапно, трибуна за трибуной, т.е. команда продолжала играть на родном стадионе. Завершили реконструкцию за 2 года. Изначально после реконструкции стадион назывался «AOL-арена», по имени спонсора, который выкупил права на название сроком на 4 года. В прошлом году контракт закончился, старый спонсор продлевать его не захотел, но был найден новый. Теперь стадион официально называется «HSH Nordbank арена». Я написал «официально», т.к. по словам Ренэ, никто новое название в обиходе не использует, что естественно, по-моему. Заплатил спонсор, если не ошибаюсь, 6 миллионов евро за 4 года.
Разноцветные кресла? Ни за что!
Поле на стадионе они меняют 4 раза в год. На вопрос, не лучше ли было сделать его выдвижным, как у «Шальке» (и как планируется у нас), он ответил, что это вопрос серьезно прорабатывался, и подобное решение было признанно неэффективным по нескольким причинам. Выдвижение поля занимает чуть ли не полдня (возврат, соответственно, столько же), и стоит эта процедура что-то около 20000 евро. Если клуб играет через 2 дня на третий (с учетом участия в Еврокубках), у вас просто не будет хватать времени, а ведь есть еще обусловленные регламентом УЕФА тренировки. Поэтому решено было просто менять газон. Каждая замена обходится им порядка 100000 евро.
После реконструкции их маркетинговый отдел хотел, чтобы кресла на стадионе были разноцветными - так на ТВ-картинке скрадываются пустые места. Но SC выступил резко против, и теперь все кресла на стадионе соответствуют клубным цветам - синие и белые. Кстати, о клубных цветах. Зная, что клубные цвета «HSV»- сине-бело-черный, мы спросили, почему они часто играют в красных футболках. Оказывается, для этого есть две причины: красный- это цвет Гамбурга, а клуб представляет город (помните про объединение трех клубов), плюс в красных футболках они выиграли Кубок Чемпионов в 1983 году.
Ложи на стадионе стоят от 70000 до 200000 евро. Ситуация с их внутренним оформлением - точно такая же, как на стадионе «Санкт-Паули». После этого мы пробежали (времени было в обрез) по музею, расположенному тут же на стадионе. Он принадлежит клубу, но его наполнением занимается SC. Музей, в основном, посвящен футбольной команде, но не только, другие виды спорта тоже представлены. Экспозиция постоянно обновляется, проходят временные тематические выставки. Хочу особенно отметить, что не только в музее, но и на всем стадионе (на стенах, в переходах, на лестницах) постоянно встречаются исторические фотографии, плакаты, таблички. Причем на некоторых плакатах и фотографиях можно увидеть автографы тех, кто на них изображен, сделанные совсем недавно. Очень приятно видеть такое бережное отношение к своей истории. Напоследок обсудили толерастов из Санкт-Паули и матч Гамбурга с конями, немец был в числе тех 20 человек, попавших под пресс 50 коней в Москве (со слов Коха). Забежали на 5 минут в фан-шоп, простились с Ренэ и полетели на вокзал. Впереди был Штутгарт
Польский финиш
Матч в Штутгарте и суппорт я описывать не буду - многие уже это сделали, да и времени много прошло. Настроение после матча было шикарное! И мы решили поехать в пивняк, где усилиями Мурза и Со был организован небезызвестный концерт Захара Мая. Там очень душевно пошли песни 80-х, которые, как минимум наш стол мгновенно подхватывал хором. Море счастливых знакомых лиц, море положительных эмоций! А главное компания своих парней, по которым я уже успел изрядно соскучиться.
И как альтернатива нам с Макасом было предложено погулять в окрестностях стадиона и попутно пощемить Полонию. Мы естественно согласились. Болельщикам Полонии не позавидуешь, забитые, вечно на изменах, цвета одевают только у стадиона и ходят не больше 3-4 человек удручающее зрелище. Билеты, к слову, перед стадионом раздавались бесплатно всем желающим, но мы высокомерно проигнорировали данную халяву и отправились в кабак.
Футбол был мягко говоря не очень. На просмотр второго тайм оправились в развлекательный центр, битком набитый фанатами Легии. Постоянная шиза, море алкоголя и как итог удручающие 0:0 в матче. Закончился этот безумный денёк не менее безумной впиской в двух этажный дом, находящийся в стадии ремонта и дикой лудой до утра. Гостеприимству поляков не было конца, ели живые, перекоцанные, сопровождали нас до собаки, которая начинала наш путь домой
Руслан
P. S. Ссылка на источник статьи потеряна так что если автор найдется - отзовись.