Владелец «Форс-Индии» сдался полиции. Чем это грозит команде?

Самая эффективная конюшня «Формулы-1» под угрозой. 

Что случилось? 

Во вторник полиция Великобритании арестовала скрывавшегося более года от правосудия владельца команды «Формулы-1» «Форс-Индия» Виджая Маллью. Впрочем, никакой грандиозной операции по захвату с разбитыми окнами и выломанными дверями не было – Виджай сам пришел в участок. В тот же день индийский бизнесмен предстал перед Вестминстерским судом, но слушание перенесли на 17 мая. Похоже, все упирается в формальные юридические проволочки, обычные для дела об экстрадиции — правительство Индии еще не подготовило пакет нужных документов. Сам бизнесмен отпущен под залог (650 тысяч фунтов стерлингов). 

Загружаю...

В чем его обвиняют? 

Если вкратце — в невозврате кредита священной корове банкам. Маллья взял деньги на расширение и поддержание своего авиационного бизнеса — Kingfisher Airlines. Это название должно быть знакомо вам по рекламе на болиде «Форс-Индии» до сезона-2015 включительно (хотя лицензию на авиаперевозки у компании отозвали еще в 2013 году). Бизнес-стратегия результатов не приносила, компания несла огромные убытки, и Маллья взял несколько кредитов, чтобы переломить ситуацию. Не помогло. 

Когда Виджай просрочил погашение, индийское правосудие выдвинуло обвинения в неуплате долгов в размере 1,4 млрд долларов и мошенничестве (есть подозрения, что авиакомпанию Маллья обанкротил специально, чтобы прибрать к рукам выданные кредиты). Бизнесмен сразу же сбежал в Соединенное Королевство под предлогом быть поближе к семье. На родине Маллья не появлялся уже примерно полтора года, а его паспорт аннулирован. 

Что с ним будет? 

Запрос на экстрадицию Виджая был подан еще год назад, но первые подвижки по делу произошли только теперь. Новый запрос поступил в феврале в рамках переговоров между Индией и Великобританией о дальнейшем сотрудничестве между странами после выхода Королевства из Евросоюза. Из-за этого шансы Малльи не быть экстрадированным сильно похожи на ноль: диалог между двумя странами важен британцам, и суд не станет ему препятствовать, вынося какой-то другой вердикт. 

Вероятно, именно поэтому Маллья явился в полицейский участок сам, не дожидаясь визитов британской полиции. Если он обставит это как явку с повинной, то останется шанс на некоторую снисходительность со стороны правосудия. Если бы он тянул до последнего (надеясь на поражение сторонников «Брексита» в парламенте и прекращения переговоров, например), то холмсы из Скотленд-Ярда все равно искали бы его всерьез. Важно было сохранить достоинство. 

Загружаю...

Ведь главный вопрос даже не в том, должен ли Виджай эти деньги — у индийских обвинителей нет особых сомнений в этом. А вот обвинения в мошенничестве выглядят намного серьезнее. Если докажут, то Маллье светит тюрьма и огромные штрафы помимо выплаты долгов. Эксперты оценивают состояние бизнесмена как достаточное для погашения всей суммы, так что Виджай может отделаться условным сроком или выйти под залог, как его компаньон и совладелец команды «Форс-Индия» Субрата Рой, глава группы компаний «Сахара». Того осудили в 2014 году за мошенничество на даже большую сумму — в 2,3 млрд долларов. 

При этом Маллья уже давно лишен должности председателя автомобильных клубов Индии (аналог национальной федерации). По идее, представлять страну в ФИА он уже не может. 

Грозит ли это чем-нибудь для «Форс-Индии»? 

Пока что нет. Британский суд всего лишь принимает решение об экстрадиции и не может влиять на функционирование компаний подсудимого. Финансовые вопросы он рассматривать не будет. 

Опасно будет, когда Виджай попадет на территорию Индии и предстанет перед родным судом. На все активы Малльи до расчета с кредиторами может быть наложен арест. Не избежит этой участи и «Форс-Индия», что может стать фатальным. В случае заморозки счетов команда не сможет ездить на Гран-при и принимать участие в гонках. По Договору согласия можно пропустить три заезда и не лишиться лицензии, так что у «Форс-Индии» будет шанс на возобновление работы даже в таком случае — если Маллья быстро рассчитается с кредиторами. Но трудно предположить, когда может быть произведен арест счетов. Вероятно, он может прийтись на межсезонье, и тогда пострадает разработка, производство и подготовка болида сезона-2018. Но такая ситуация для «Форс-Индии» не нова: они почти каждый сезон просят выплаты призовых авансом, так что должны были научиться работать в режиме острой нехватки средств.

Загружаю...

Впрочем, решение нужно будет протащить еще и через суд Великобритании, что займет много времени. Виджай может успеть договориться с кредиторами или пойти на сделку с правосудием, чтобы избежать такого исхода. Да и истцы тоже вряд ли заинтересованы в уменьшении стоимости активов Малльи, а это неизбежно произойдет, если команда умрет. 

Потому как «Форс-Индия» может быть передана одному из банков в счет уплаты долга. Тогда у конюшни сменится владелец, и что будет в таком случае — предположить трудно. Команду могут попытаться перепродать, целиком или по частям, или как-то реформировать. А может, новый владелец и вовсе не будет вмешиваться во внутреннюю кухню «Формулы-1» – зависит от его рекламных интересов. 

Сможет ли «Форс-Индия» существовать без Малльи? 

Да. Если рассматривать бюджет предыдущего года, то поступления от компаний, связанных с Малльей, составили всего 1/9 бюджета команды. На старте сезона-2017 «Форс-Индия» заключила выгодный рекламный контракт c BWT на сумму в районе 20 млн долларов, хоть из-за этого и пришлось немного порозоветь. Предполагалось, что бюджет команды вырастет благодаря этой сделке, но, похоже, он просто останется примерно на том же уровне. 

Загружаю...

И такое «виджаезамещение» идеально описывает менеджмент последних лет. С начала новой турбоэры сторонних рекламодателей у «Форс-Индии» становилось все больше, а денег Малльи в бюджете – все меньше. Очень помогает процессу Карлос Слим, поддерживающий Чеко Переса через компанию Telmex. Именно поэтому Серхио вряд ли запросто отпустят в «Феррари» или куда-либо еще, что бы он там себе ни думал. 

Создается впечатление, что работа над диверсификацией бюджета команды велась с самого момента банкротства и потери лицензии Kingfisher Airlines. Похоже, уже тогда Маллья предвидел возможное развитие событий. 

Тогда не проще ли продать команду? 

Да, такой выход будет самым безопасным для «Форс-Индии». Виджай согласен на такой шаг и хочет получить за сделку 250 млн долларов. Немаленькая сумма для хоть и эффективной, но небольшой частной команды. В 2008 году Маллья выложил за нее 123 млн, и теперь, видимо, рассчитывает удвоить вложенные деньги. Вот только кто может позволить себе такие траты? В «Формулу-1» новые компании приходят с большим скрипом и за меньшие деньги (кроме «Хонды»). Никаких слухов о продаже «Форс-Индии»в последнее время  не появлялось, кроме интереса «Астон Мартин». Который в итоге стал спонсировать «Ред Булл». 

Возможно, Виджай просто завышает цену, чтобы создать видимость распродажи активов для умасливания обвинителей, но оставить команду при себе. Не зря же о нежелании индийца расставаться с «Форс-Индией» говорил в свое время даже Берни Экклстоун. Да и, в конце концов, Виджай знал, на что идет, когда сдавался в руки полиции.

Фото: REUTERS/Vivek Prakash/File Photo; globallookpress.com/Mail Today/India Today; REUTERS/Aly Song

Загружаю...
Популярные комментарии
XaviMessi
Фотография на главной, что- то вроде телекомпании ВИД
o5sadist
будет очень жаль если в ФИ в итоге загнется или попадет в кривые руки. Интересная тима.
kosdimazz
ему 61, он может прожить еще лет 20 спокойно, я думаю побираться он не будет, так что лучше в конце жизни наслаждаться всеми благами или прятаться от правосудия с долгами в 2 млрд.
Ответ на комментарий Arthur Rotenberg
Так он уже достаточно старый, во первых. Во вторых не факт, что Британия бы его отдала. Пока Маллья был на свободе он мог зарабатывать, нарастить силу, что бы отдав долг не остаться у разбитого корыта и продолжить свою деятельность с меньшими потерями. Это три. В общем он выиграл время, а за это время всячески улучшил своё положение и обдумал план действий.
Еще 7 комментариев
10 комментариев Написать комментарий