Сколько зарабатывают лучшие футбольные клубы мира

Начиная с сезона 1996/97 авторитетнейшая аудиторская компания Deloitte выпускает объемное исследование бухгалтерии футбольных клубов. Традиционно специалисты Deloitte делят доходы команд на три категории — поступления от телеправ, коммерческие (то есть спонсорские) контракты и выручка в дни матчей. Итоговый рейтинг называется Money League, ведь вместо голов и очков в этой таблице крупные суммы в евро: кто больше заработал, тот и чемпион. Топ-20 Deloitte – это самые финансово успешные футбольные клубы мира. И второй год подряд в статусном списке оказывается «Зенит» из Санкт-Петербурга. Об этом и других важных открытиях отчета Deloitte за сезон-2015/16 – в галерее Forbes.

 1. Футбол генерирует все больше денег

Общемировая нестабильность, Дональд Трамп, Brexit — все это мало влияет на доходы футбольных топ-клубов Европы. Их суммарная прибыль вновь серьезно увеличилась. В сезоне 2012/13 она составляла €5,4 млрд, через год — €6,2 млрд, в сезоне 2014/15 двадцатка Deloitte заработала €6, 626 млрд. Свежий отчет зафиксировал цифру €7,417 мрлд, почти на €800 млн (12%) больше прежнего. И это стабильный, уверенный рост.

Загружаю...

2. «Манчестер Юнайтед» 11 лет спустя вернул себе лидерство

«Юнайтед» в последний раз красовался на верхней строчке рейтинга Deloitte 11 лет назад. Затем первенство надолго захватил мадридский «Реал» (кроме этих двух клубов рейтинг пока никто не возглавлял). В сезоне 2003/04 для победы манчестерцам хватило €259,4 млн. Сейчас этого мало даже для того, чтобы попасть в десятку.

Важную роль в успехе «МЮ» сыграла новая английская телесделка. Однако сила клуба в том, что его коммерческие контракты подорожали даже больше, чем телеправа. ТВ в минувшем сезоне принесло «Юнайтед» €187,7 млн (или 27% всех доходов клуба). На фоне спонсорских и партнерских €363,8 млн (53%) это не так уж впечатляет. Еще 20% (и €137,5 млн) принесла выручка в дни матчей.

3. «Барселона» впервые в истории обошла по доходам «Реал»

Эта гонка длилась долго и вот наконец принесла успех каталонцам. Не сказать, что очень уверенный — €620,2 млн против €620,1 у мадридцев. Но нужно отдать должное «Барсе»: ее планомерная работа в последнее десятилетия по популяризации бренда дала плоды. В сезоне-2003/04 отставание от «Реала» было внушительным — €169,9 млн против €236,2 млн; в прошлом году «Барселона» вплотную приблизилась к тогдашнему лидеру — €560,8 млн против €577 млн, а в рейтинге-2017 опередила извечных конкурентов на €100 000.

Загружаю...

Динамика очень хорошая, и боссы каталонцев не скрывают, что собираются стать первым клубом в мире, пробившим потолок в €1 млрд доходов. Менеджмент «Барселоны» цепляется за любую возможность заработать — от азиатских и североамериканских турне до проведения на «Камп Ноу» регбийного финала Toп-14 и концертов Брюса Спрингстина.

4. «Реал» поборется за первое место рейтинга Deloitte в следующем году

Увеличение доходов на 7% не спасло «Реал» от потери сразу двух позиций в рейтинге. Довольно странно видеть, что «Манчестер Юнайтед», выигравший лишь Кубок Англии, обошел победителя Лиги чемпионов. Но это в очередной раз доказывает, что финансовые победы одерживаются не столько на футбольном поле, сколько в кабинетах.

И все же в следующем году «Реал» обязательно поборется за лидерство в Money League. У клуба хорошие позиции для усиления. Например, пока не финализирован новый договор о техспонсорстве. По слухам, за возможность одевать «Реал» все еще торгуются Nike и Adidas. «Юнайтед» жирный контракт с Adidas (10 лет и 750 млн фунтов) отрабатывает с 2014-го, но мадридскому клубу экипировщики могут платить еще больше. Некоторые источники утверждают, что соглашение на 10 лет и $1,6 млрд уже подписано, однако официально «Реал» об этом не объявлял. 

Загружаю...

 5. Все участникки топ-20 Money League зараьотали в сезоне 2015\2016 больше, чем в предыдущем

Казус «Реала», увеличившего доходы, но съехавшего на третье место в рейтинге самых зарабатывающих команд мира, подчеркивает общую тенденцию. Чтобы оставаться в топе, недостаточно просто «больше зарабатывать». Нужно серьезно увеличивать доходы – только так можно выиграть в условиях сумасшедшей конкуренции.

Самый яркий пример тому – «Пари Сен-Жермен». Французский гранд предъявил €520, 9 млн вместо €480,8 в сезоне 2014/15, но откатился с 4-го на 6-е место. Для продвижения вверх нужны еще более убедительные цифры. «Бавария», например, увеличила доход более чем на €100 млн, но при этом поднялась лишь на две позиции.

6. В топ-20 Deloitte попали клубы из шест стран 

Загружаю...

По сравнению с прошлогодним рейтингом в топ-20 Money League произошли два изменения. Вместо английских клубов «Ньюкасл» и «Эвертон» в список вошли английские же «Вест Хэм» (7-е место в премьер-лиге сезона 2015/16) и «Лестер» (чемпион Англии сезона-2015/16). Таким образом, расклад по странам сохранился: у Англии — 8 представителей, у Италии — 4, у Испании и Германии — по 3, у Франции и России — по 1. Из локальных перемещений отметим успех «Ромы»: римский клуб впервые обошел по доходам «Милан».

В следующей десятке (21-30-е места) англичан тоже больше всех — четыре клуба («Ньюкасл», «Эвертон», «Саутгемптон» и «Сандерленд»). Плюс две турецкие команды («Фенербахче» и «Галатасарай»), а также по одной из Португалии («Бенфика»), Италии («Наполи»), Германии («Боруссия», Менхенгладбах) и Франции («Лион»).

7. «Зенит» – худший в топ-20 по выручке в дни матчей и телеконтрактам, но 9-й – по коммерческим доходам

Санкт-петербургский клуб увеличил собственные показатели по сравнению с сезоном 2014/15 почти на €30 млн — со €168 до €197 – и поднялся на одну позицию в рейтинге (с 18-го на 17-е место). В росте значительную роль сыграло удвоение телевизионных доходов — в сезоне-2015/16 по этой статье клуб получил €40,4 млн (21% всех доходов). Отметим, что в этой категории учитывается большинство выплат за участие в Лиге чемпионов. Тем не менее в теленоминации «Зенит» – последний в двадцатке Deloitte. А самое слабое место финансовой активности петербургского клуба — выручка в дни матчей. Это лишь 5% от общего дохода — €10,3 млн. Возможно, эту проблему хотя бы частично решит долгожданный новый стадион.

Загружаю...

Тем не менее второе попадание в Deloitte Money League — результат прекрасный. Скептики могут ворчать, что спонсорские контракты клуба (особенно с «Газпромом») подписаны не по рыночной цене. Однако сейчас за этим тщательно следит УЕФА в рамках программы Financial Fair Play, и пока к «Зениту» никаких вопросов не прозвучало.

Также добавим, что Deloitte при составлении рейтинга не принимает во внимание трансферные выплаты. То есть позиция «Зенита» никак не зависит от успешных продаж футболистов – вроде трудоустройства Халка в Китай. 

8. «Лестер» в чемпионском сезоне повысил доходы на 23%

Сенсационный «Лестер» благодаря победе в Премьер-лиге повысил доходы с €137 млн до €172 млн. Большая часть роста пришлась на телеправа. Эта составляющая доминирует в доходной бухгалтерии «Лестера» — 74% (или €126,6 млн). При этом матчевая выручка не критично отличается от той, что имеет «Зенит» — €15,4 млн (9%).

«Лестер» впервые прорвался в Money League. И, учитывая успешные выступления в Лиге чемпионов 2016/17, имеет все шансы остаться в топ-20 еще на год. Тем более что слухи о бедности «Лестера» сильно преувеличены. Так, в сезоне 2014/15 клуб занимал 24-е место в рейтинге Deloitte, до топ-20 им не хватало менее €30 млн.

Загружаю...

9. В топ-20 нет клубов с равномерным распределением источников дохода

Еще одна тенденция: в доходах клубов доминирует какой-либо один показатель. Времена, когда у лидеров денежные поступления распределялись равномерно (хотя бы 30% — 30% — 40%), прошли. В актуальном рейтинге относительный баланс показывает лишь «Пари Сен-Жермен» (29% — матчевая выручка, 41% – телеправа, 30% – коммерция). У остальных намечается перекос в сторону спонсорских или телевизионных денег. Доходы в дни матчей постепенно уходят на второй план: все-таки цена на билеты растет гораздо медленнее, чем все остальное.

Из €800 млн увеличения общих доходов 49% пришлись на ТВ-права, 42% — на спонсорские доходы и только 9% — на матчевую выручку.

Интересно, что, несмотря на космическую новую телесделку на сезоны с 2016-го по 2019 годы, английские топ-клубы большую часть денег получают от спонсоров. В отличие от более скромных «Вест Хэма» (60% доходов — деньги от телевидения) и «Лестера» (74%). На телевизионной игле плотно сидят также мадридский «Атлетико» (61% всех доходов) и «Рома» (71%).

10. Порог для Money League за последние 10 лет увеличился в 4,75 

Загружаю...

Любопытна динамика не только лидеров Money League, но и замыкающих. В сезоне 1996/97 доход в €36,2 млн означал попадание в топ-20. Теперь «Ньюкаслу» не хватило и €168,2 млн. Ведущие клубы стремительно убегают от конкурентов с маленьких рынков.

Теперь как о финансово отстающих можно говорить о клубах породистых, с победными традициями. Голландский «Аякс», бельгийский «Андерлехт», португальский «Порту» — их рынки просто не обладают потенциалом, сопоставимым с английским или немецким. Раньше со €100 млн дохода реально было попасть хотя бы в тридцатку, но теперь там скорее окажутся английские середняки уровня «Ньюкасла» (сейчас команда играет во втором дивизионе).

Сюда же можно добавить и все неевропейские клубы, которые в Money League пару раз представлял бразильский «Коринтианс» (на фото). В сезоне 2011/12 клуб из Сан-Паулу с результатом €94,1 был 32-м, а в следующем году со €113,3 млн — 24-м. Но с тех пор Европа сильно ускорилась.

Автор: Андрей Вашкевич

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Спортивный Бизнес
Популярные комментарии
werter
УЕФА не находит нарушений в финансовых отношениях главного спонсора своего основного турнира и ФК Зенит. Ясно-понятно.
Tiestorzn
Зенит и коммерческие контракты это конечно круто, со всеми юр лицами Газпрома походу договоров наштамповали и сразу *зарабатывать* начали...
yaki2104
Ага ага. Лол
Ответ на комментарий Георгий Духан
Тут для гениев, вроде вас, написано, что все коммерческие доходы тщательно проверяются уефа по критерию рыночной стоимости контрактов клубов со спонсорами
Еще 14 комментариев
17 комментариев Написать комментарий