«Матч ТВ»: год самого шумного канала страны

Владислав Воронин – о главном спортивном канале России.

Проблемы

Виталий Мутко включил телевизор в половине восьмого утра, пролистал каналы до «Матч ТВ», а «там коктейль какой-то готовят, на столе клубника лежит и другие ингредиенты». Министр спорта удивился и потом недовольно произнес: «Надеюсь, что через канал все-таки будут продвигаться разные виды спорта». Это случилось 27 января – «Матч ТВ» уже перенес тонну критических комментариев, но удар Мутко получился самым резонансным и чувствительным. 

Мутко разочаровала программа «Ты можешь больше», на тот момент – главный элемент утреннего эфира. Это было оптимистичное шоу о здоровом образе жизни, где показывали упражнения для укрепления мышц, рассказывали о способах не загнить в офисе и находить активности, но больше всего в память врезалось совсем другое. Там давали необычные рецепты для здорового питания – например, салата с киноа, суфле из цветной капусты и зеленого витаминного коктейля.

Загружаю...

Потом «Матч ТВ» изменил формат утреннего эфира: программа начала выходить из тренажерных залов. «Больше никаких коктейлей и смузи по утрам, только спорт», – иронично отметила Мария Командная. Как бы странно это ни выглядело, резкая смена жанра не связана с громогласной критикой со стороны Мутко.

Последнюю программу «Ты можешь больше» в прежнем виде сняли еще в первой половине декабря. Выступление Мутко ни на что не влияло, только зафиксировало дух времени. Впоследствии утреннее вещание стало еще серьезнее.

«Мы концентрируемся на нашей целевой аудитории – мужчины 25-59 лет – и сделали утро традиционным и ожидаемым для них, – объяснила Sports.ru креативный продюсер «Матч ТВ» Наталья Билан. – В будни мы немного поменяли сетку в соответствии с интересами аудитории – утром нас смотрят мужчины, выше интерес к спортивным новостям: турнирные таблицы, интервью, повтор ярких моментов прошедших накануне матчей. Тематика ЗОЖ представлена широко в выходном дне».

Эта история четко характеризует состояние «Матч ТВ» в первый год работы. Канал импульсивно ищет подходящий стиль. 

Загружаю...

«Продолжаем работать и с форматами ЗОЖ-тематики – ищем более развлекательные, интерактивные. Марафоны, триатлон, диеты, фитнес – тем достаточно, ищем свою интонацию. Например, доля премьерного выхода программы «Инспектор ЗОЖ» с ведущим-популярным блогером Сергеем Долей составила более 2,1 пункта (TNS Russia, 100 000+,  М25-59), это высокий показатель среди программ спортивной тематики, – сказала Наталья Билан. – Конечно, мы не можем обещать быстрых результатов, как в популярных программах о преображении – человек должен все сделать сам: подняться, перестать много есть, выйти на улицу, купить форму, побежать, поплыть, попрыгать. Это непросто, но примеры, которые мы показываем, мотивируют очень сильно».

Хотя топ-менеджмент публично излучает оптимизм, сложности очевидны. Если в октябре 2015-го часто говорилось о стремлении популяризировать разные виды спорта и пропагандировать здоровый образ жизни, то сейчас сквозит разочарование запутанностью заскорузлой системы: в глобальном смысле спорт зрителю еще не интересен, действительно важен он только во время крупных турниров. «Мы смотрим активно спорт тогда, когда есть противостояние «Мы против них», – сказала генеральный продюсер «Матч ТВ» Тина Канделаки. – Это касается Олимпиады, чемпионата Европы по футболу, больших знаковых соревнований».

«Матч ТВ», как близкий к государству канал, часто воспринимают как дополнительную ветвь системы, которая должна поддерживать все виды спорта, а не работать по требованиям рынка. Периодически канал и сам дает поводы так думать – например, когда вместо матча «Арсенал» – «Ливерпуль» показывает игру сборной России по водному поло. «Такой приоритет – скорее патриотический. Это был олимпийский отбор», – пояснила в февральском интервью Sports.ru Наталья Билан. При этом Билан уточнила: она понимает, что матч английской премьер-лиги собрал бы большую аудиторию.

Загружаю...

Виды спорта, которые из-за непопулярности и отсталости все больше маргинализируются и не попадают в федеральный эфир, понемногу набрасываются на «Матч ТВ» с дерзкими словами – так, например, поступил тренер сборной России по керлингу.

Новые развлекательные форматы

«Матч ТВ» задуман как канал, на 100 процентов начиненный спортивным контентом – и этой стратегией топ-менеджмент изначально заработал себе мощнейшую мигрень. Согласно наблюдениям канала, мужчины, которые следят за трансляциями футбольных матчей, в тот же день выбирают, например, фильм «Хоббит», «Занимательную механику» и аналитическую программу Владимира Соловьева – об этом в эфире радиостанции «Говорит Москва» недавно рассказала Тина Канделаки.

В связи с этим «Матч ТВ» намерен стать разнообразнее и гибче: показывать будут не только новости спорта, студийные программы и матчи, но и реалити-шоу («Бой в большом городе») и документальные драмы. Последние будут выпущены в партнерстве со студией Федора Бондарчука «Арт Пикчерс», занимавшейся всеми сезонами «Молодежки» на СТС. 

Канал запланировал серию из 10 художественных фильмов о спорте продолжительностью около полутора часов. В одном из них – «Штрафная» – парень, мечтающий стать футболистом и вырваться из бедности (папа – в тюрьме, мама – на трех работах), принимает допинг. В другом – «Тонкий лед» – полицейский-бывший хоккеист задерживает талантливого юного игрока и помогает ему избежать своих ошибок. В третьем – «Военный фитнес» – капитан российской армии борется с аллергией на женщин и устраивается тренером по фитнесу в женский спортивный лагерь.

«Матч ТВ» называет это экспериментом и акцентирует внимание на спортивной тематике, потому что еще год назад принципиально отказался от закупки разножанровых сериалов и фильмов в духе «России 2». «Мне говорят: все равно люди будут смотреть «Малина красная», «Губы алые – 3», даже если рядом будет трансляция ЦСКА – «Манчестер». А мы думаем, что все возможно», – говорила в октябре 2015-го Тина Канделаки.

Загружаю...

Периодически «Матч ТВ» показывает художественные фильмы о спорте (самые популярные за год – «Бой с тенью», доля – 1,8%; «Убойный футбол», доля – 1,2%; «Рокки-4», доля – 1,7%). Но они занимают только 7 процентов от времени вещания.

Не исключено, что в линейке развлекательных трансляций «Матч ТВ» появится комедийный сериал не про спортсмена, а про комментатора – под рабочим названием «Несгибаемый». Как стало известно Sports.ru, главным героем должен стать Василий Уткин, которого сыграет сам комментатор, покинувший спортивный субхолдинг «Газпром-медиа» в начале года.

Уткин – соавтор идеи и сценария, продюсированием занимается Руслан Сорокин, ранее работавший с Александром Цекало в компании «Среда» (сериалы «Мажор», «Метод», «Клим», «Саранча»). «Несгибаемый» с Василием Уткиным был предложен нескольким каналам, «Матч ТВ» несколько недель назад точно вступил в переговоры. Сам Уткин отказался комментировать эту информацию.

Иллюстрация – из синопсиса сериала

Сейчас определен формат (24 серии по 30 минут) и составлен синопсис: Уткин «вылетает со спортивного канала после проведенного им в полузабытье прямого эфира», но ему непременно надо вернуться на телевидение накануне ЧМ-2018. Удручающее положение комментатора усугубляется появлением взрослой внебрачной дочери. «Бывает, что жизнь забивает нам голы, этот день для Василия закончился со счетом 5:0. Без денег, без работы, без девушки, с «черной меткой от хулиганов» и от компетентных органов», – подчеркивается в синопсисе. Загадка сериала – вернется ли несгибаемый Уткин в эфир?

Загружаю...

Все ждут ответа на этот вопрос и в реальной жизни. Недавно Тина Канделаки в эфире радиостанции «Говорит Москва» туманно отметила: «Василий – один из самых образованных и талантливых людей. Интрига… Когда что-то развивается, никогда не надо ставить финальную точку».

Словом «интрига» Канделаки осенью-2015 предваряла мощные журналистские трансферы.

Самый незаметный уход

Помимо Уткина, шумно с «Матч ТВ» ушли еще три человека: руководитель редакции «Р-Спорт» Василий Конов, комментаторы Кирилл Дементьев и Алексей Андронов. Но практически никто не заметил, как канал покинул бывший вице-президент НХЛ и НФЛ Чарльз Коплин. На старте карьеры он работал на MTV, ESPN и у режиссера Мартина Скорсезе. Потом запускал телесеть NFL Network, продюсировал специальные мероприятия перед Супербоулом, а еще получил «Эмми» за серию документальных фильмов America’s Game. Наконец, в НХЛ Коплин управлял всеми медийными проектами – от NHL Network до официального сайта.

На «Матч ТВ» Коплин пришел в июле 2015-го – по словам американца, он был старшим советником во всех областях работы канала. Его пригласил бывший заместитель генерального директора «Матч ТВ» Олег Колесников. Кроме того, у Чарльза сложились хорошие отношения с бывшим гендиректором «НТВ-Плюс» Александром Вронским и руководителем «Газпром-медиа» Дмитрием Чернышенко.

Загружаю...

«Когда я согласился работать на «Матч ТВ», Канделаки и Билан еще не наняли», – отметил Коплин в переписке со Sports.ru

Американский продюсер уехал домой примерно в середине февраля. Одной из основных причин ухода он назвал обстановку внутри канала – чтобы приносить пользу, нужно было постоянно вести внутреннюю борьбу. Кроме того, Коплин не хотел быть связан с продуктом, которые его русские знакомые не считали очень хорошим.

«Еще мне не давали разрешение на работу в России, юрист говорил, что это рискованно, – добавил Коплин. – А когда Александр Вронский покинул «Матч ТВ» и не удавалось наладить связь с новым генеральным директором, я понял, что пора уйти. Если в будущем менеджмент сменится, я задумаюсь о возвращении. Потому что я все еще верю, что «Матч ТВ» может достичь успеха».

В России Коплина очень разочаровывали рабочие собрания: борьба между сотрудниками привносила непродуктивность.

«У Канделаки и Билан было четкое ощущение, что необходимо сделать, и они не хотели идти на компромисс. Остальные были разочарованы их агрессивным подходом. Я бы сказал, что женщины взяли все под свой контроль, – продолжил Коплин. – Думаю, Билан и Канделаки считали, что человек, не живущий в России, не может понять местную культуру, что нужно быть русским, чтобы быть эффективным. Билан вообще была единственной, кто не говорил по-английски, она настаивала на том, чтобы встречи проходили на русском. Когда меня принимали на работу, то говорили, что английский не будет проблемой. Так что мне было сложнее работать эффективно».

Загружаю...

Наталья Билан в комментарии для Sports.ru отметила, что основной задачей Коплина было сотрудничество с департаментом трансляций: «Его огромный продюсерский опыт и спортивная экспертиза помогли коллегам на старте канала. Западный подход к съемке трансляций, к их обвязкам, взгляд на спортивное соревнование как на шоу – все эти темы затрагивались во время сотрудничества с Чарльзом Коплином».

Коплин жаловался, что чем ближе был запуск канала, тем сильнее он разочаровывался в выбранном пути развития (хотя на старте его предложения учитывали и принимали).

«Газпром» относился ко мне очень хорошо, у меня появились новые друзья, – отметил Коплин. – Я предполагал, что мы попытаемся подражать американской модели производства – с четким пониманием того, как это можно настроить в России. В итоге в спешке принимали меры, которые, как я считал, либо оттолкнули бы спортивных болельщиков, либо не привлекли бы новых».

По мнению Чарльза, российскому спортивному телевидению необходимо создавать и продавать новых звезд, улучшать производство программ и трансляций: «Нужно, чтобы между комментаторами и ведущими была химия, чтобы это не было соло». Именно он предложил назначать на матчи чемпионата России дуэты комментаторов.

Сейчас трансляции разных турниров занимают 48% от общего времени вещания «Матч ТВ». За год их объем увеличен в два раза – до 4,1 тысячи часов. «К нам приходят не только за прямыми трансляциями, но и за спортивными новостями и анализом, – отметила Наталья Билан. – В целом аналитика и новости – самый рейтинговый контент после трансляций».

Загружаю...

За год «Матч ТВ» заметно прибавил в работе в студии (эксперт-звезда Валерий Карпин), съемке (трудно представить матч без видов с квадрокоптера) и чистоте русского языка. Теперь у сотрудников канала есть список запрещенных слов, разработанный бывшим шеф-редактором сайта «Евроспорт» Александром Аксеновым (сейчас работает в структуре «Матч ТВ»).

«Русский язык претерпел такое количество изменений и так себя скомпрометировал отдельными фразами и выражениями, что очень сложно говорить о спорте, не скатываясь в патетичную интонацию, – объяснила Наталья Билан. – «Преодоление», «победил сам себя», «никто не предполагал, что из мальчика вырастет настоящий боец» – по-английский все это звучит гораздо проникновеннее, чем по-русски».

Затраты на телеправа

Несмотря на нерыночность российского спорта, перед «Матч ТВ» официально стоит задача достичь самоокупаемости. Дмитрий Чернышенко как-то сказал, что канал должен стать операционно прибыльным через три года после запуска, то есть осенью 2018 года. Те же сроки указала Тина Канделаки: «Как и у любого стартапа, есть минимальный срок – три года», – отметила она в эфире радиостанции «Говорит Москва».

Зарабатывать «Матч ТВ» планирует прежде всего на рекламе (в первую очередь продаются контракты со зрителями 25-59 лет). Однако уже сейчас каналу приходится быть изобретательнее ради получения дополнительного дохода. В середине августа «Матч» расторг договоры со всеми площадками, которые получали официальные хайлайты футбольных чемпионатов.

«Канал создавался для популяризации спорта в стране, развития интереса к российским клубам и лигам. И эта вроде бы благая цель хотя бы частично оправдывала сотни миллионов долларов государственных денег, потраченных на этот праздник жизни, – отмечал генеральный директор Sports.ru и Tribuna Digital Дмитрий Навоша. – Но что-то пошло не так, и сейчас спорт, напротив, приказали прятать на одном не слишком, прямо скажем, популярном сайте этой неестественной монополии».

Загружаю...

Как объяснил гендиректор субхолдинга «Газпром-медиа» Дмитрий Гранов, это было сделано из-за того, что холдинг не устраивала модель монетизации. Инвестиции в покупку прав на трансляции – 6,5 миллиарда рублей – не окупались.

По данным «Коммерсанта», покупка прав для «Матч ТВ» сильно повлияла на «Газпром-медиа»: по итогам января-июня 2016 года холдинг получил убыток в размере 9,13 миллиарда рублей.

Рейтинги

В первый год работы «Матч ТВ» уступил «России 2» по рейтингам в возрастной категории 4+ (все данные – TNS, на графике внизу учитывается среднесуточная аудитория в тысячах зрителей; показатели «России 2» – с января по октябрь 2015 года, «Матч ТВ» – с января по октябрь 2016 года).

Лучший месяц «Матч ТВ» – август 2016 года, когда бушевала Олимпиада в Рио-де-Жанейро. В среднем в день канал смотрели 297 тысяч человек.

Это единственный месяц, когда рейтинг «Матч ТВ» оказался выше, чем у «России 2». В другие месяцы «Матч ТВ» смотрели около 230 тысяч человек в день, в сентябре и октябре – 170 и 160 тысяч соответственно.

Доля (среднее количество человек в процентах от общей численности телезрителей в конкретный момент времени) за прошедший год у «Матч ТВ» тоже была ниже, чем у «России 2», выше – только в августе.

Загружаю...

Доля канала колебалась от 1,2% (июль-2016) до 2,9% (август), доля «России 2» – от 2,0% (октябрь-2015) до 2,8% (январь и май-2015).

Интересно, что в мае, во время чемпионата мира по хоккею, рейтинги «Матч ТВ» оказались выше, чем в июне, в разгар Евро-2016.

В списке топ-5 трансляций «Матч ТВ» за год нет ни одной футбольной игры. Только хоккей (3 матча) и биатлон (2 гонки).

«Матч ТВ» категорически против любых сопоставлений с «Россией 2». Причина – в разнице между политикой каналов. «Россия 2» амортизировала сериальный контент, который был на «России 1». То есть где-то около 60%, боюсь сейчас ошибиться, сериалов «России 1» показывали на «России 2». А оставшееся время, условно 15-20 процентов, шли трансляции», – отмечала Тина Канделаки.

«Матч ТВ» оценивает эффективность работы по мужской аудитории трудоспособного возраста. Согласно данным TNS, структура аудитории «Матч ТВ» по возрасту выглядит так.

Загружаю...

Ниже – структура аудитории «России 2». Очевидно, что по сравнению с предшественником у «Матч ТВ» серьезный прирост в сегменте «мужчины 18-34».

«По итогам первого года доля молодых зрителей «Матч ТВ» в возрасте 18-24 лет выросла на 35%, – рассказала Наталья Билан. – При этом мужская аудитория этого возраста выросла на 56%».

«Победа — это, конечно, аудитория 18-25, которая традиционно телевизор не смотрит, она к нам пришла, – согласна Тина Канделаки (цитата – по радио «Говорит Москва»). – Почему она к нам пришла? Появилась английская премьер-лига».

Осталось понять только одно: надолго ли пришла эта аудитория?

«Матч», часть. 8 вещей, которые мы узнали за год работы главного спортивного канала

Фото: vk.com/matchtv/Сергей Гущин; instagram.com/tina_kandelaki; twitter.com/EC_CommStudies; instagram.com/realradioutkin

Популярные комментарии
Seriogka13
За показ всех матчей Спартака в этом сезона - огромный плюс. За бесконечные повторы Рокки - минус. В целом хороший канал, но не 7тв конечно, где я даже чм по рыбалке смотрел, хотя ни разу не рыбак)))
mad_dog
Самым лучшим каналом в ближайшие годы станнт Sopcast.
Carlitto
Смотрю Сетанту и нисколько жалею. Всего два канала (Сетанта и Сетанта+) и при этом Ла Лига, Серия А, бундеслига, Лига 1, кубок Испании, Кубок Англии и Кубок Лиги, чемпионат Бельгии для гурманов, квалификации к ЧМ, Формула-1, НХЛ. После уик-энда обзоры всех этих турниров, минимум повторов, максимум прямых эфиров и, главное, отличные комментаторы
Еще 219 комментариев
222 комментария Написать комментарий