Жизнь во время смерти. Что происходит с «Лучом-Энергией»

В день матча с «Кубанью» владивостокский стадион «Динамо» убирали болельщики. За ночь город завалило снегом, и клуб обратился к сочувствующим с просьбой о помощи. И они пришли: около пятидесяти человек с лопатами, метлами и лоскутами брезента несколько часов убирали снег с поля, который продолжало наносить со стороны моря – оно от лицевой линии буквально шагах в пятидесяти.

Несмотря на совместные усилия и даже помощь мальчика с зеленой лопаткой, до начала матча не управились: с четырех часов футбол перенесли на семь, а всем кто приходил вовремя в кассе говорили: «Поможете почистить – начнем раньше». Это предложение болельщики помоложе с иронией передали ветерану местных трибун Егорычу.

– Мне, мля, 82 года, – задорно ответил Егорыч, – я, мля, уже начистился.

Что ж, убрали и без него. В обед к болельщикам, тренерскому составу и юным игрокам «Луча» подключились и приезжие фанаты гостей. Всех помогавших напоили чаем, записали в толстую тетрадку имена и телефоны, чтобы вознаградить абонементами до конца сезона, и, главное, в знак благодарности, упразднили билеты на игру с «Кубанью». К семи часам на трибунах собралось около трехсот человек. Субботник вспоминали на протяжении всего матча: после второго гола «Луча» болельщик в усах закричал: «Давайте третий, что мы, зря чистили!»

Загружаю...

Удивительно, конечно, но беспомощность клуба при уборке стадиона стала отличным пиар-ходом и даже как-то оживила команду. Такие разряды – это именно то, что ей сейчас нужно: в середине сентября Виталий Мутко рассказал, как руководство ФНЛ прислало ему смску, что «Луч», мол, уже дышит на ладан. Прошло больше месяца, и «Луч» продолжает дышать.

В кино есть такое клише: умирающий должен обязательно поехать к морю. У «Луча» такой необходимости нет.

***

 Клуб, конечно, помнит лучшие времена. Более того, те же времена помнит и автор этого текста. Первый раз я побывал на владивостокском «Динамо» в 2006-м. «Луч» с Сергеем Павловым тогда вышел в премьер-лигу, и это просто взорвало дальневосточный спорт. Дело было даже не в самом повышении, а в том, что «Луч» тогда был командой без преувеличения легендарной: розовощекий Шешуков, братья Аджинджалы, вингер Данцев (он же Зиданцев) и, конечно, культовая личность, самый первый волк Забивака – Александр Викторович Тихоновецкий (сейчас один из тренеров команды). В первом сезоне в премьер-лиге «Луч» занял седьмое место.

Загружаю...

А еще через год я побывал на «Динамо» уже в последний до сегодняшнего дня раз. Играли с ЦСКА, поздно вечером (последний тур, матчи начинаются одновременно), стадион был полный, и, помнится, несколько болельщиков упало (прыгнуло?) с северной трибуны, которая возвышается над уровнем поля метров на пять, прямо в сугробы. Примерно то же случилось и с командой: «Луч» вскоре вылетел, а я переехал в Москву и на результаты посматривал лишь временами: под конец сезона или в приступе регионального самосознания, услышав, например, где-нибудь небезызвестную песню группы «Мумий Тролль».

Много воды и бюджетных средств утекло с тех пор. Сейчас на прибрежном «Динамо» многое изменилось. Диктор стадиона Терехов, о подаче которого в те времена слышали не только в Приморье, ушел на «Фетисов-арену» работать на матчах хоккейного «Адмирала». «Луч» перестал печатать хоть какие-нибудь программки. Нынешний основной центральный команды защитник учился со мной в параллельном классе. Больше нет запаха табачного дыма – главного обонятельное воспоминание моей юности о «Динамо».

Но многое все-таки неизменно, и это, в первую очередь, люди. Звезда второго сектора Южной трибуны, на который мы с отцом ходили десять лет назад, мастер остроумного комментария с потрясающе звучным голосом, был на стадионе и сегодня – в желто-синей шапке с тигром – что-то в лицах рассказывал своим соседям. Вообще атмосфера, несмотря на нищету, на «Динамо» осталась неизменной – ее создают окрестности: с одной стороны – море, с другой – улицы конца XIX века, которые здесь строили еще приезжие немцы и англичане.

И ведь нельзя сказать, что болельщики с благоговением вспоминают годы в премьер-лиге. Дело в том, что психологически владивостокский клуб всегда был командой первой лиги. Ни ниже – ненадолго вылетая во вторую «Луч» и болельщики чувствовали себя аристократами в общественной бане, ни выше – в премьер-лиге «Луч» не прижился ни результатами, ни культурой: перелеты во Владивосток не оценил ни один клуб РФПЛ. Для настоящих болельщиков дерби с «Хабарой» всегда было не в пример важнее, чем матч с «Зенитом» или ЦСКА.

Загружаю...

Другое дело, что этих людей очень мало. Те, кто во времена премьер-лиги воспринимал матчи «Луча» как поход в театр, сейчас переключились на «Адмирал»; а еще раньше это произошло с краевым руководством. Город бросил «Луч», с которым только что отметил золотую свадьбу, с которым жил вместе все эти годы (ссорился – мирился, ссорился – мирился), ради юной хоккейной команды: там и теплый красивый стадион, и интеллигентная публика, и выход в плей-офф в первом же сезоне. Сейчас на «Фетисов-арене» аншлаг каждый матч, а на десятитысячное «Динамо» ходит несколько сотен. Однажды я слышал, как многолетний болельщик «Луча» говорил об «Адмирале» с обиженным и в то же время высокомерным презрением. Пришли, мол, да увели деньги и болельщиков.

***

Так или иначе, 5 ноября 2016 года матч начался на три часа позже. Было уже темно и морозно, но на искусственное освещение денег пока хватает. Играли грубо, иногда даже грязно; футболисты никак не могли согреться, и хоть какие-то скорости появились только к середине первого тайма, и то, вероятно, всему виной попутный ветер. Счет матча – 2:1, «Луч» забил с двух штрафных, «Кубань» под конец ответила голевой контратакой – но дело в том, что все это здесь совершенно не важно.

Загружаю...

Что важно – так это эмоции. На оба забитых в ворота «Кубани» мяча запасные и тренерский штаб «Луча» реагировали даже более бурно, чем болельщики. Кто-то скакал по бровке, кто-то исступленно кричал, повиснув на заграждении лицом к трибунам. Второму голу радовался даже брутальный и.о. главного тренера Константин Емельянов. Его указания игрокам на протяжении всего матча сливались в хор с выкриками болельщиков – соответствовали они и по эмоции, и по тембру, и по вокабуляру. Неудивительно: Емельянов здесь родился, всю жизнь посвятил «Лучу», играл здесь в восьмидесятые и девяностые (в том числе в высшей лиге), а потом стал частью структуры клуба. Сейчас главный именно он: какой есть, зато свой. В сложившейся ситуации игры у команды нет, да и быть не может. Но зато есть надежда, что положительные эмоции, физические упражнения и морской воздух могут спасти даже того, кто уже несколько месяцев дышит на ладан.

Фото: Gettyimages.ru/Alexandr Wilf/Pressphotos; РИА Новости/Виталий Аньков; 1fnl.ru/Виталий Аньков

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Disco 3000
Популярные комментарии
fanoff
ох.енно душевно написано
Кузбасс
Мутко красиво говорит о том, что Россия - мировая спортивная держава. Сколько футбольных клубов свое существование начиная с середины 90х годов и сколько продолжают умирать сейчас? Где "Кузбасс", "Селенга", "Океан" из Находки и многие другие? Все разворовано и уничтожено. Восстанавливать никто ничего не хочет, ибо это НЕ ПРИБЫЛЬНО, а городской бюджет даже команду со второй лиги самостоятельно тянуть не в силах. Пардон за оффтоп, но вчера глянул новости хоккея с мячом.В чемпионате осталось только 12(!!!) команд, поделенных на две группы! Один из самых зрелищных видов спорта особенно для Сибири и дальневосточного края! И так везде. Но бывший министр спорта говорит, что все прекрасно.А новый пока молчит? Может работает? Король умер, да здравствует король(с)
vsvts31
Из серии есть ли жизнь за МКАДом) Боюсь мою любимую Томь ожидает что-то подобное в недалеком будущем :(
Еще 69 комментариев
72 комментария Написать комментарий